Инициатива партии «Действие и солидарность» (PAS) исключить прокурора Гагаузии из состава Высшего совета прокуроров вызвала скандал. В Народном собрании Гагаузии ее назвали «опасным прецедентом». Речь идет, кроме прочего, о нарушении договоренностей между Кишиневом и Комратом, достигнутых в 2015 году, и косвенно — закона «Об особом статусе Гагаузии». После публичных слушаний, прошедших в парламенте, депутат от PAS Сергей Литвиненко отметил, что продолжает настаивать на исключении прокурора Гагаузии из Совета.
В парламенте 18 августа прошли публичные консультации по поводу проекта поправок к закону «О прокуратуре». Кроме прокуроров, депутатов, представителей гражданского общества и адвокатов, на них выступил начальник главного управления юстиции Гагаузии Виталий Деревенко. Он напомнил, что, согласно закону «Об особом статусе Гагаузии», главный прокурор Гагаузии входит в руководящие органы прокуратуры Молдовы по праву должности. Деревенко отметил, что депутаты должны были проконсультироваться по этому вопросу и с Народным собранием Гагаузии (НСГ), и с Советом Европы. Его позицию поддержали и другие прокуроры, выступавшие на слушаниях.
Глава парламентской юркомиссии, депутат от PAS Олеся Стамате отметила, что комиссия уже получила письмо от НСГ и намерена его проанализировать. В свою очередь автор проекта, министр юстиции Сергей Литвиненко на брифинге сообщил, что продолжает настаивать на том, что прокурора Гагаузии необходимо исключить. Литвиненко добавил, что, согласно поправкам, прокурор Гагаузии сможет участвовать в выборах на пост члена Совета, наравне с другими прокурорами, которых выбирают на общем собрании прокуроров.
Споры, напомним, вызвали поправки к закону «О прокуратуре», которые парламент принял в первом чтении на заседании 13 августа. Среди прочего, поправки предполагают, что из состава Высшего совета прокуроров исключат главу Союза адвокатов, генпрокурора и прокурора Гагаузии, которые входят в совет по праву должности. Депутат от PAS Сергей Литвиненко, который пока совмещает эту должность с должностью министра юстиции, представляя в парламенте проект поправок, заявил, что по рангу прокурор Гагаузии равен прокурорам районов. А прокуроров районов в Совет выбирают на общем собрании прокуроров. Литвиненко считает, что у прокурора Гагаузии «неоправданно привилегированный статус».
Законопроект раскритиковали депутаты Народного собрания Гагаузии (НСГ). Они обратились к спикеру молдавского парламента Игорю Гросу и предложили исключить эту поправку, когда законопроект будут принимать в окончательном чтении. Также они возмутились, что поправки приняли без консультации с властями Гагаузии. В НСГ отмечают, что эта «односторонняя инициатива является опасным прецедентом и может нарушить созданный механизм предотвращения разногласий» между парламентом Молдовы и Народным собранием Гагаузии.
Как рассказал NM политический консультант организации CMI (Crisis Management Initiative), Георге Сагин, прокурора Гагаузии включили в состав Высшего совета прокуроров по итогам договоренностей 2015 года, которые выработала команда национальных и международных экспертов, участвовавших в разработке пакета законов «О прокуратуре». Эти договоренности согласовали в ходе нескольких раундов переговоров депутатов молдавского парламента и Народного собрания Гагаузии. В итоге гагаузская сторона согласилась с новыми положениями, учтя, что прокурора Гагаузии включили в Высший совет прокуроров.
«Это была формула политического компромисса. В нынешней редакции эта согласованная политическая договоренность аннулируется без согласования с гагаузской стороной, что может привести к тому, что в дальнейшем будет сложно достичь согласия с гагаузской стороной, потому что Кишинев [достигнутые договоренности] аннулирует», — отметил Сагин.
Согласно закону 1994 года «Об особом статусе Гагаузии», отметим, прокурор Гагаузии входит в Коллегию Генпрокуратуры Молдовы. В то время Коллегия была руководящим органом прокуратуры. В 2016 году в закон «О прокуратуре» внесли изменения, и руководящим органом прокуратуры стал Высший совет прокуроров. Изменения также предусматривали, что прокурор Гагаузии входит в Высший совет прокуроров по праву должности, как и генпрокурор, и министр юстиции.
***
Напомним, рабочую группу для «обеспечения функциональности Гагаузской автономии и улучшения законодательства о ее статусе» парламент Молдовы создал в ноябре 2015 года. В нее вошли по семь депутатов парламента и НСГ. Посредником между депутатами из Кишинева и Комрата выступила финская неправительственная организация CMI (Инициатива управления кризисами), занимающаяся урегулированием и предупреждением кризисов на территории всего Евразийского континента. Финансовую помощь выделило посольство Швеции в Молдове.
Благодаря CMI к работе переговорщиков привлекали местных и международных экспертов. С их помощью провели экспертизу национального и местного законодательства, выработали рекомендации для приведения в соответствие нормативных актов. Представители центрального и регионального парламентов побывали на Аландских островах (Финляндия), в Южном Тироле (Италия) и Уэльсе (Великобритания).
В ходе поездок переговорщиков знакомили с передовой европейской практикой в выстраивании отношений между центром и автономиями и механизмами децентрализации власти. Параллельно искали компромиссные решения и вырабатывали рекомендации.