Парламент 23 апреля принял в двух чтениях новый «пакет антикризисных мер поддержки бизнеса». Первый «антикризисный пакет» правительства Конституционный суд признал незаконным из-за нарушения процедуры принятия. Вторая версия «антикризисных мер» мало отличается от первой и включает, в том числе, несколько пунктов, вызвавших ранее протест оппозиции: о магазинах duty-free, продаже сигарет и налогах на добычу полезных ископаемых. NM рассказывает, как в парламенте обсуждали и принимали новый «антикризисный пакет» правительства.
Что (не) нового в «антикризисном пакете»
Пакет «антикризисных мер поддержки бизнеса» представил депутатам премьер Ион Кику. Речь в этом пакете поправок в законодательство идет о субсидировании бизнесу процентов по кредитам, возврате НДС, снижении НДС для сектора HoReCa (заведения общепита и гостиницы). Кроме того, в новом «антикризисном пакете» правительства остались пункты, не имеющие отношения к антикризисным мерам: изменение налогообложения добычи полезных ископаемых, магазинов duty-free и поправки в закон о табаке.
Ион Кику начал с субсидирования государством процентов по кредитам для бизнеса. Премьер рассказал, что речь идет о кредитах, которые бизнес возьмет до конца года и размер которых не превысит объема фонда зарплаты компании за три месяца. По словам Кику, правительство предложило заложить под эти субсидии 90 млн леев.
Возврат НДС, как рассказал Кику, предполагает, что компании-плательщики НДС могут получить по нему возврат в виде разницы уплаченного НДС и налогов, связанных с выплатой зарплат (подоходного налога, взносов в соцфонд и медстрах). Возвращать НДС будут за период с 1 мая по 31 декабря этого года. По словам Кику, сумма возмещения составит 1 млрд леев, из которых, по прогнозам правительства, больше всего получат аграрии — около 100 млн леев. НДС для сектора HoReCa, который особенно пострадал из-за пандемии, правительство предложило снизить с 20% до 15%.
Говоря о duty-free, Кику отметил, что предложенные правительством изменения избавят местных производителей от двойного обложения акцизами их товаров, продающихся в магазинах duty-free. Премьер также подчеркнул, что это никак не связано с работой магазинов duty-free, расположенных на границе в Приднестровье.
Что касается табачных изделий, то в новую версию «антикризисного пакета» правительство внесло изменения. В первой версии правительство предложило отложить на год (до мая 2021 года) запрет на выкладку на витринах магазинов табачных изделий: их должны были убрать с глаз и по просьбе покупателя предоставлять список сигарет, которые есть в магазине. Во второй версии «антикризисного пакета» срок вступления в силу этого положения изменили: через три месяца после отмены режима чрезвычайного положения.
Что спрашивали депутаты
После представления «антикризисного пакета» депутат-социалист Раду Мудряк поинтересовался, почему правительство решило изменить налогообложение добычи полезных ископаемых. Кику ответил, что «концепт базируется на двух идеях». Первая касается упрощения самого налогообложения: вместо семи налогов правительство предложило оставить три, которые приносят доходы в бюджет. Остальные, по словам премьера, практически не приносят доходов, но на них приходится тратить время и компаниям, и налоговой.
Вторая идея связана с принципом налогообложения. «Сейчас налогообложение добычи ископаемых связано с их стоимостью. Правительство предложило фиксированную ставку налога на объем добытых ископаемых. Так выплата налога будет более транспарентной, потому что не будет смысла скрывать стоимость куба ископаемых», — пояснил Кику.
Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Дан Перчун поинтересовался, как правительство будет распределять деньги при субсидировании кредитов, и не возникнет ли проблем с дискриминацией малого бизнеса. Однако Кику его не понял и стал объяснять процедуру возврата НДС. Он отметил, что процедура в общих чертах будет такая же, как и процедура возмещения НДС при экспорте. «Процедура простая: надо обратиться в налоговую, и компании вернут НДС», — сказал Кику и поинтересовался: «Кто может определить, какой доход считается большим или маленьким?».
Тогда Перчун поинтересовался, что будет, если желающих на субсидирование кредитов и возврат НДС будет очень много, и общая сумма возмещения составит не 1 млрд леев, как это предусмотрело правительство, а, например, 2 млрд леев. Кику отметил, что средства, заложенные в бюджете на возврат НДС, обычно заканчиваются к осени, и приходится вносить поправки в бюджет. Премьер сказал, что в этом случае процедура может быть такой же. Возврат, по словам Кику, будет проходить по принципу: первый пришел — первый обслужен.
Депутат от партии «Шор» Вадим Фотеску поинтересовался, почему бы на период кризиса вовсе не отменить НДС для сектора HoReCa.
Кику ответил, что «хаотичные движения ионов вредят предсказуемости». «Сейчас у нас такая ситуация, какая есть. Я думаю, что в будущем будет представлено много аргументов снизить НДС для общепита и гостиниц не до 10% [как было до 2020 года], а, может, и до 5% к 2021 году. Снижение до 15% было согласовано с МВФ», — подчеркнул Кику.
Спустя два часа обсуждений депутаты правящей коалиции (социалисты и демократы) приняли «антикризисный пакет» сразу в двух чтениях. Оппозиция голосовала против. Перед голосованием разгорелся скандал. Блок Pro Moldova в знак протеста отозвал свои поправки и покинул зал заседаний. Также свои поправки отозвали депутаты партии PAS Дан Перчун и Думитру Алайба.
***
Первый «антикризисный пакет» правительства, принятый правительством под свою ответственность в начале апреля, обернулся скандалом. В «кризисном пакете» оказались меры, никак не связанные с эпидемией и ее последствиями для экономики. Оппозиция утверждала, что власти под шумок приняли законы, лоббирующие интересы некоторых сфер бизнеса. Власти это отрицали. Оппозиция оспорила в Конституционном суде (КС) законопроекты из пакета, касающиеся добычи полезных ископаемых, магазинов duty-free и табачных изделий. Но КС признал неконституционным весь «антикризисный пакет» из-за нарушения процедуры его принятия. Подробно об этом можно почитать в материале «У вас вирус отклеился».