Экс-министр экономики Кирилл Габурич и бывший госсекретарь минюста и член комиссии по приватизации государственной авиакомпании Air Moldova Николае Ешану не смогли дать однозначную оценку приватизации госкомпании, хоть и сошлись во мнении, что времени для подачи заявок от потенциальных участников приватизации было слишком мало. Об этом экс-чиновники заявили 11 сентября на очередных слушаниях парламентской спецкомиссии, расследующей вопросы приватизации госимущества. Представители компании-собственника Air Moldova — Civil Aviation Group — в очередной раз на слушания не пришли.
Госкомпанию Air Moldova, напомним, приватизировали осенью 2018 года. Ее купила Civil Aviation Group: 51% в ней в равных долях (по 25,5%) принадлежат двум физлицам — гражданам Молдовы Андрею Яновичу и Сергею Мельнику, а 49% — румынскому лоукостеру Blue Air.
Экс-министр экономики Кирилл Габурич не смог ответить на большинство заданных ему вопросов, постоянно ссылаясь на то, что приватизацией, как и администрированием компании непосредственно перед продажей занималось Агентство публичной собственности.
Габурич отметил, что ситуация в компании ухудшалась на протяжении продолжительного времени, а причиной тому были многие факторы, среди которых ситуация на рынке и «не самый лучший» менеджмент в компании.
По его словам, главные причины, которые заставили государство выставить компанию на продажу, — убыточность предприятия и слишком большие накопленные долги. От покупателя требовалась способность нести ответственность перед клиентами авиакомпании, обеспечив достаточный уровень услуг и способность погасить долги перед кредиторами.
Экс-министр отметил, что приватизация Air Moldova входила в планы властей с 2013 года, а решение было принято в августе 2018 года, вероятно, из-за чрезмерного долга компании.
Габурич не смог рассказать депутатам, почему объявление о приватизационном конкурсе было только на румынском языке и почему Агентство не проводило международный конкурс, как того требует закон.
Член комиссии по приватизации Николае Ешану подтвердил депутатам, что в комиссии голосовал «за» приватизацию и заключение контракта.
Он согласился с доводами о том, что на подачу заявок был отведен слишком небольшой срок — 39 дней. «Но это, к сожалению, не противоречило закону», — добавил он.
Ешану также не стал оспаривать тот факт, что передача Air Moldova в собственность компании, созданной за месяц до конкурса, выглядела несерьезно. «Но иногда необходимо создать отдельное юрлицо для управления компанией. Было понятно, что Blue Air занимается этим», — говорил чиновник.
На вопрос, почему на заседания комиссии по приватизации не приглашали экспертов и журналистов, Ешану ответил, что «это никогда не делалось».
По словам Ешану, четкий срок выплаты долгов компании не был указан в договоре, потому что это вытекало из инвестиционных обязательств компании. А долги компании должны были оставаться долгами Air Moldova.
Экс-госсекретарь минюста в завершении слушаний заявил, что все процедуры приватизации организуются не лучшим образом, но в приватизации Air Moldova не было вопиющих нарушений.
«Все процедуры приватизации в стране организованы не лучшим образом с точки зрения соблюдения интересов государства. Можем в целом сказать, что интересы в этом случае не были соблюдены. Но сложно сказать, что в этом случае как-то особенно ущемлены интересы государства», — заявил Ешану.