В Гагаузии запретили гей-парады и любую «пропаганду нетрадиционных отношений». Депутаты Народного собрания Гагаузии, принимая этот законопроект, назвали прайд «сатанинским мероприятиям» и отметили, что важно запретить в автономии продвижение «радужных ребят». NM разбирался, что запретили в Гагаузии, и как эти запреты (не) согласуются с законодательством Молдовы
Как и что запретили
На заседании НСГ 25 мая депутаты единогласно проголосовали за постановление «О запрете пропаганды нетрадиционных сообществ, ЛГБТ не территории Гагаузии». Проект постановления инициировала фракция коммунистов и социалистов. В повестке заседания этого проекта не было. Спикер НСГ Дмитрий Константинов предложил внести его в повестку и сразу рассмотреть. Текст постановления не зачитывали, его опубликовали только через пять дней. Тем не менее гагаузские депутаты проект обсудили, назвав прайд «сатанинским, дьявольским мероприятием» и подчеркнув важность запрета продвижения «радужных ребят».
В принятом НСГ постановлении пять пунктов. В первом пункте говорится, что «традиционная семья является основой гагаузского общества, условием для правильного воспитания детей и формирования у них здорового нравственного мировоззрения, защиты психологического здоровья, духовного состояния и физического развития подрастающего поколения».
В следующих пунктах говорится о запретах. Так, на территории Гагаузии запрещается проводить мероприятия, посвященные нетрадиционным отношениям: шествия в поддержку ЛГБТ, а также семинары, конференции и лекции, посвященные этой тематике.
Об ЛГБТ нельзя также говорить в школах. Главному управлению образования Гагаузии поручено обеспечить регулярное проведение других занятий — «с целью разъяснения значимости семейных традиций, сохранения и развития ценностей народов, проживающих на территории Гагаузии».
Средствам массовой информации запрещено «производить, распространять, освещать и пропагандировать материалы по вопросам нетрадиционных отношений».
Что уже было запрещено
Как рассказал NM депутат от фракции «Голос Гагаузии» Сергей Чимпоеш, постановление приняли как дополнение к действующему в Гагаузии закону «Об обеспечении принципов равноправия, справедливости и объективности», который запрещает на территории автономии однополые браки и усыновление детей однополыми парами. Чимпоеш также отметил, что гей-парады и так были запрещены на территории Гагаузии, но «соответствующего пункта в законе не было».
Этот закон приняли в автономии в 2013 году. При этом суд Комрата аннулировал некоторые статьи закона. Например, ст. 10, которая запрещала «дискриминацию большинства действиями меньшинств и разных социальных групп». Один из пунктов этой статьи предполагал запрет «пропаганды мужеложества, лесбиянства, бисексуальности и трансгендерности». Также суд отменил пункт закона, провозглашающий однополые браки «грехом и противоестественным состоянием, разрушающим традиционный уклад жизни гагаузского народа», и пункт, которым работодателям разрешалось отказывать в приеме на работу сотрудников, афиширующих свою нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Утвержденное НСГ постановление вступило в силу с момента принятия. Сергей Чимпоеш отметил, что административное наказание за нарушение положений постановления не предусмотрено, но местные власти просто не разрешат проводить гей-парады, опираясь на закон или постановление.
А как на национальном уровне
На национальном уровне однополые браки тоже не регистрируют. При этом в Молдове действует закон «Об обеспечении равенства», который запрещает любую дискриминацию, в том числе на основе сексуальной ориентации. Также в Молдове действует закон «О свободе собраний», согласно которому запретить собрание могут, только если на нем призывают к войне, насилию и дискриминации. Таким образом, запретить гей-парад в Молдове, согласно законодательству, нельзя.
Кроме того, в Молдове действует закон «О свободе выражения мнений». Согласно ему, государство гарантирует свободу СМИ в выражении мнения, и никто не может «запретить или препятствовать СМИ распространять информацию, представляющую общественный интерес, иначе как в соответствии с законом». При этом постановление НСГ запрещает СМИ распространять материалы, «пропагандирующие нетрадиционные отношения».
Что говорят правозащитники
По мнению адвоката Татьяны Кебак, постановление Народного собрания незаконно «У нас есть законы, которые выше внутренних решений НСГ. Есть также международные конвенции, которые тоже выше решений НСГ. Да, Гагаузия — это автономия, но живущие там граждане — это граждане Молдовы, а Молдова идет по пути недискриминации, и я не вижу, почему должно действовать это постановление», — сказала Кебак. Она добавила, что принятый запрет можно также расценить как призыв к ненависти, «особенно в преддверии [анонсированного на середину июня] прайда»
Кебак также подчеркнула, что не видит необходимости в таком запрете в Гагаузии, так как на территории автономии прайды никогда не проводили: «Зачем принимать такое постановление, я не поняла. Таких прецедентов не было».
Координатор программ центра Genderdoc-M Анжелика Фролова, в свою очередь, отметила, что прайды в Гагаузии не проводились не из-за действующего в НСГ закона, а потому, что они «в принципе нигде, кроме Кишинева, не проводятся». Фролова отметила, что Молдова — достаточно маленькая страна, и в ней не так много ЛГБТ-активистов. «Все они в основном живут в Кишиневе, либо приезжают в Кишинев, и нет смысла организовывать какие-то мероприятия в маленьких городах. Во-первых, никто не придет, потому что там ЛГБТ-люди живут очень закрыто, боясь, что о них кто-то узнает», — объяснила Фролова.
Она предположила, что принятое гагаузскими депутатами постановление — это способ «отвлечения внимания гагаузов от каких-то политических процессов, которые сейчас происходят в стране». Фролова также отметила незаконность этого постановления «Оно абсолютно незаконно, потому что противоречит Конституции Молдовы, частью которой является Гагаузия». Она также сказала, что Genderdoc-M опротестует это постановление в суде: «Это больше принципиальный шаг, потому что этим постановлением они ничего не могут запретить».
Центр независимой журналистики (ЦНЖ), в свою очередь, заявил, что постановление НСГ «злоупотребляет свободой печати и противоречит Конституции Республики Молдова и другим государственным законам». ЦНЖ при этом попросил Госканцелярию опротестовать это постановление в суде. Центр также призвал НСГ отменить «заведомо незаконное» решение «и отказаться в будущем от законодательных инициатив, ограничивающих права и свободы журналистов».