Правительство Майи Санду отменило конкурс на пост генпрокурора и взяло на себя ответственность перед парламентом за изменение процедуры его избрания. Пока не известно, согласится ли на это парламент, или правительство отправят в отставку. NM пообщался с несколькими кандидатами на пост генпрокурора, которые участвовали в конкурсе. И узнал, что они думают об отмене его результатов, согласятся ли снова участвовать в отборе и будут ли находиться под политическим влиянием, если согласно новой процедуре их назначат на этот пост по предложению премьер-министра Майи Санду.
Владислав Грибинча: «Ты или независим, или нет»
Один из выбранных комиссией минюста кандидатов на пост генпрокурора, глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча сообщил NM, что отмена результатов конкурса стала для него «сюрпризом». Он отметил, что правительство приняло «политическое решение».
Грибинча сказал, что еще не знает, станет ли снова участвовать в конкурсе на пост генпрокурора, если эту процедуру не отменят.
На вопрос, будет ли он испытывать политическое влияние, если по новой процедуре его кандидатуру предложит премьер-министр, Грибинча ответил так: «Если человек до 30 или 40 лет был независимым, то назначение на ту или иную должность его не изменит». «Ты или независим, или нет. А как тебя назначают — это уже десятый вопрос», — уверен Грибинча.
Александр Стояногло: «Я просто хотел быть полезным стране и обществу»
Бывший прокурор Гагаузии Александр Стояногло, тоже вошедший в шорт-лист минюста, отметил, что «ничего не думает» об отмене результатов конкурса. «Я как человек, который работал в системе, просто хотел быть полезным стране и обществу. Если это никому не нужно, то мне это тоже не нужно», — сказал он. Также Стояногло подчеркнул, что не имеет никакого отношения ни к одному политическому формированию.
Он не согласен с тем, что в конкурсе разрешили участвовать «людям с улицы». Стояногло также раскритиковал обещание некоторых кандидатов «арестовывать всех», отметив, что сам работал в системе и знает, что арестовывать людей не так просто, «даже когда речь идет о бандитах».
Стояногло тоже пока не определился, будет ли снова участвовать в конкурсах на пост генпрокурора. «Я впервые поверил, что в условиях баланса власти у нас будут хоть какие-то конкурсы. Потому что из своего предыдущего опыта понимал, что все конкурсы подтасованы», — отметил Стояногло. В итоге он пришел к выводу, что «новая власть ничем не отличается от предыдущей».
Говоря о предложенной правительством новой процедуре, при которой кандидатов предлагает не комиссия, а премьер-министр, Стояногло отметил, что он бы и в этом случае не чувствовал себя политически зависимым. И напомнил, что с 2001 по 2007 год был заместителем генпрокурора, и «никто не оказывал на него влияния».
«Если мне представится такая возможность, сделаю прокуратуру работающей», — заверил Стояногло. Он добавил, что готов очистить прокуратуру от коррупции. «Кроме маски-шоу, есть еще повседневная работа [прокуратуры], за которой стоят судьбы сотен, а иногда и тысяч людей», — заключил он.
Штефан Глигор: «У меня есть смелость сказать, что я именно такой человек»
Адвокат Штефан Глигор, не вошедший в шорт-лист минюста, но кандидатуру которого активно продвигала часть гражданского общества, сообщил NM, что считает отмену результатов конкурса правильной, «учитывая информацию, связанную с оценкой кандидатов, и тем разбросом баллов, который создали некоторые члены комиссии». «Предвзятость по крайней мере одного из членов комиссии очевидна», — подчеркнул Глигор.
Он отметил, что не знает еще, станет ли участвовать в подобных конкурсах. Глигор подчеркнул, что все будет зависеть от того, «какой там будет регламент, как создадут комиссию, и кто в нее войдет».
Комментируя теоретическую возможность назначения на пост генпрокурора по предложению премьер-министра, Глигор отметил, что «не существует обстоятельств», в которых он может быть политически зависимым. «В стране появилось по крайней мере несколько человек, которые будут руководствоваться исключительно интересами общества и законом. У меня есть смелость сказать, что я именно такой человек. Мне не важны спекуляции политиков или определенные намеки, которые делают некоторые политики. У меня нет никакой политической ангажированности», — заявил Глигор.
***
NM также пытался связаться с кандидатами Вячеславом Солтаном и Олегом Крышману, которые вошли в четверку кандидатов, отобранных минюстом, но к моменту публикации они не ответили на сообщения NM.
- Министр юстиции Олеся Стамате 6 ноября сообщила, что аннулирует результаты конкурса на пост генпрокурора. У министра возникли подозрения в объективности одного из членов комиссии, который занизил оценки кандидатам, которым другие члены комиссии поставили высокие баллы.
- Назвав конкурс подтасованным и отменив его результаты, правительство пошло дальше и решило изменить процедуру назначения генпрокурора. Более того, по предложению Санду, кабмин взял на себя ответственность перед парламентом за изменение процедуры назначения генпрокурора и внес поправки в закон «О прокуратуре».
- Напомним, в шорт-лист комиссии минюста вошли прокуроры Олег Крышману и Вячеслав Солтан, бывший прокурор Гагаузии Александр Стояногло и глава Центра юридических ресурсов Владислав Грибинча.