Молдавские банки выдали в июне почти 4 млрд леев кредитов. Что это значит?
5 мин.

Молдавские банки выдали в июне почти 4 млрд леев кредитов. Что это значит?

Молдавские банки в июне выдали почти 4 млрд леев кредитов. Это на треть больше, чем год назад, и на 40% больше, чем до пандемии, в июне 2019. Две трети займов получили юридические лица, но рост связан с потребительским кредитованием физических лиц. Объем новых депозитов тоже вырос, хотя и не так сильно, как кредитов — на 18,5%. По мнению экспертов, на увеличение кредитования повлияло несколько факторов, в том числе восстановление спроса у населения, рост импорта и инвестиций. Однако банки по-прежнему предпочитают занимать деньги «физикам», а не бизнесу, и изменить их поведение — задача целого десятилетия «без потрясений».

Кредиты стали дешевле

По данным Нацбанка, большая часть выданных кредитов в июне 2021 года — 56% — кредиты на срок от двух до пяти лет.

Средняя ставка по кредитам в леях составила 6,79%. Это на 0,02 процентных пункта меньше, чем в предыдущем месяце. При этом компании получали кредиты по ставке 8,08%, а физические лица — по ставке 5,5%. Ставка по валютным кредитам составила 4,1%. Она выросла на 0,06 процентных пункта.

Физическим лицам в июне выдали кредитов на 1,4 млрд леев. Это на 7,7% больше, чем в мае. Их них 64% — потребительские, 33% — ипотечные и 3% — другие виды кредитов.

Потребительские кредиты значительно подешевели: с 7,3% в июне 2019 до 4,8% в июне 2021 (в леях). По другим видам кредитов снижение ставок было гораздо менее ощутимым.

Сильно выросло ипотечное кредитование физических лиц — в два раза по сравнению с июнем 2020 и +75% по сравнению с июнем 2019, что можно связать с ростом строительства и продаж на рынке жилой недвижимости. Пока нет данных за второй квартал этого года, но по данным НБС за I квартал, число квартир, сданных в эксплуатацию в январе-марте 2021 выросло в 2,3 раза по сравнению с январем-мартом 2020.

Также выросло, но в меньшей степени, кредитование компаний: объем новых кредитов в леях вырос на 23% по сравнению с июнем 2019 и на 8% по сравнению с июнем 2020. Объем кредитов, выданных юрлицам в иностранной валюте, вырос на 35% и 29%, соответственно.

Банки не заморачиваются

Экономист Марина Соловьева связывает рост кредитования юрлиц в леях с ростом инвестиций: валовое накопление основного капитала в первом квартале 2021 года увеличилось на 14% в реальном выражении по отношению к первому кварталу 2020 и, вероятно, эта динамика сохранилась и во втором квартале. «Рост кредитования юрлиц в иностранной валюте связан с ростом импорта: оперативные данные за январь-май 2021 года показывают, что импорт товаров увеличился на 35% по сравнению с январем-маем прошлого года», — привела пример эксперт.

По мнению Соловьевой, с одной стороны, рост кредитования физлиц говорит как о восстановлении текущего спроса, так и об оптимизме домашних хозяйств в отношении их будущих доходов, что не лишено оснований, поскольку в первом квартале 2021 года средняя зарплата выросла на 11%, а личные денежные переводы из-за границы — на 5%. «Кроме того, ипотечное кредитование стимулирует строительство, а потребительское кредитование — торговлю и дает таким образом рост ВВП», — отметила экономист.

«С другой стороны, кредитование банками физлиц и государства (минфин в этом году значительно увеличил выпуск ценных бумаг) вытесняет кредитование бизнеса. Зачем банкам заморачиваться с изучением бизнес-планов предприятий и рисковать, если проще и безопасней заработать на кредитовании государства? Вот банки и не заморачиваются», — подчеркнула Соловьева. Она добавила, что проблему кредитования бизнеса усугубляет небольшой объем долгосрочной ликвидности, так называемых длинных денег.

«Значительная часть ликвидности формируется из депозитов до востребования физлиц и юрлиц, а частных пенсионных фондов и инвестиционных фондов у нас практически нет, и почти вся доступная долгосрочная ликвидность уходит на ипотечное кредитование населения, а на долгосрочное кредитование инвестиций в бизнесе средств не остается. Бизнесу достаются в основном краткосрочные и среднесрочные кредиты (до 5 лет), что подходит для торговли, но не подходит для инвестиций в производство», — сказала эксперт.

По ее мнению, и у ипотечного кредитования есть темная сторона: население переезжает из сельской местности в города и отмирает сельское хозяйство.

Десять лет без потрясений

Соловьева считает, что заставить банки активнее кредитовать бизнес — сложная задача. «Люди, пережившие распад СССР с исчезновением сбережений, крах инвестиционных фондов и гиперинфляцию начала 90-х, обесценивание национальной валюты 1998 года, банковский кризис 2014 года с последовавшей инфляцией, во-первых, в принципе не склонны делать сбережения, а во-вторых, не доверяют финансовым институтам. Кроме того, низкие доходы населения тоже не способствуют сбережениям, потому для развития долгосрочных финансовых инструментов нам нужен длительный период — хотя бы десятилетие — стабильного экономического роста без потрясений», — объяснила эксперт.

По ее словам, это поможет населению как накопить сбережения, так и планировать доходы и расходы и хранить деньги на долгосрочных депозитах. «Также необходимо максимально упростить участие обычных граждан на рынке капитала, например, с помощью мобильных приложений, через которые человек мог бы покупать, скажем, акции предприятий. Кроме того, помогло бы налоговое стимулирование взносов населения в частные пенсионные фонды», — заключила Соловьева.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: