В Кишиневе открыли центры обучения для детей украинских беженцев, где они смогут заниматься онлайн в своих украинских школах по своим программам. В центрах размещения, где поселились многие беженцы, нередко нет возможности для онлайн-занятий. Один из инициаторов создания центров обучения, владелец IT-компании Алена Бутакова, рассказала, сколько таких центров уже открыли, кто там присматривает за детьми, и как в этом помогает правительство.
Зачем нужны такие центры
Дети украинских беженцев по решению властей Молдовы могут учиться в молдавских школах. Только в школах Кишинева для детей беженцев выделили более тысячи мест. Кроме этого, они могут заниматься онлайн в своих украинских школах. Как отметила Алена Бутакова, программы молдавских и украинских школ отличаются. «Поэтому детям беженцев лучше заниматься в своих школах, по своим программам. Однако в Молдове они нередко живут в переполненных квартирах и центрах для беженцев. В таких условиях сложно концентрироваться на занятиях. Мы хотим предоставить им место c компьютером и хорошим интернетом, куда дети смогут прийти и спокойно учиться», — пояснила Алена Бутакова
Она также подчеркнула, что многие беженцы уже устроились на работу и им приходится оставлять детей без присмотра. «Могу привести в пример маму двоих детей 8 и 11 лет. Она сейчас выходит на работу. А детям нужна возможность заниматься онлайн в украинской школе. Так что спрос есть», — отметила Алена Бутакова.
Кто финансирует эти центры
Проект реализуют совместно с правительством Молдовы. Именно правительство занималось поиском помещений. А вот оборудованием этих помещений занималась группа спонсоров, среди которых и Алена Бутакова. Так, реализовать первый проект Classroom в столичном санатории Constructorul помогали компании SMARTAID, Meliora IT, Moldova World Children’s Fund и ICCD “Phoenix”.
Сколько уже открыли таких центров
Пока таких центров два. Один находится в санатории Constructorul на Ботанике. Его открытие состоялось 4 апреля. Он оборудован мебелью, там есть ноутбуки и подключен интернет. Класс рассчитан на 20 человек. Но учатся в нем 40 детей в две смены.
Еще один такой центр открыли в селе Кожушна Страшенского района. Он рассчитан на 15 человек, дети в нем тоже учатся в две смены.
Сколько еще центров планируют открыть
Пока точно не известно. Все зависит от того, сколько еще помещений сможет предоставить правительство. «Главное, что мы запустили проект и дали детям возможность спокойно доучиться оставшиеся два месяца учебного года», — отметила Алена Бутакова. При необходимой финансовой поддержке больше подобных центров откроют к началу следующего учебного года.
Кто будет присматривать за детьми
Для присмотра за детьми в центр нанимают сотрудников из числа украинских беженцев. В их задачи входит следить за порядком в классе, помогать при необходимости детям и контролировать, чтобы они занимались именно учебой. Нужна и помощь волонтеров, которые помогли бы с обустройством помещений и уборкой.
Какие еще есть возможности для детей украинских беженцев
12 апреля также запустили проект SUNFLOWER — это центр развития и творчества детей дошкольного возраста и психологической поддержки их мам. Центр открылся благодаря частным донорам — FEDERATIA FAMILIILOR и IsraAID.
В этом центре проводят групповые занятия на молдавском и украинском языках.
***
После начала войны в Украине Алена Бутакова занялась помощью в размещении беженцев. В середине марта она открыла центр временного проживания беженцев, сняв помещение в столичном секторе Чеканы. Центр рассчитан на 120 человек, сейчас там около 40 беженцев. «Когда началась война, я у себя дома и в офисе размещала по 50 человек ежедневно. Они ехали через Молдову транзитом, и им нужно было помещение на короткое время, чтобы отдохнуть и привести себя в порядок. Тогда у меня появилась идея открыть еще один центр. Мы нашли помещение 6 марта, владелец предоставил его нам бесплатно, когда узнал, для каких целей оно нужно. Уже 16 марта мы начали принимать беженцев. При финансовой поддержке Pro Valoare нам удалось обустроить все за 10 дней», — рассказала Алена Бутакова.
Она также отметила, что в правительстве очень позитивно восприняли ее инициативу создать образовательные центры для детей беженцев, поэтому она сразу начала работать в этом направлении.