Нынешней театральный сезон в Молдове начался не только с премьер, но и со скандалов. Минкультуры расторгло контракт с директором Театра им. Чехова Константином Харетом. NM разбирался, при чем тут реформа, которую затеял минкульт, и почему актеры зовут кишиневцев на протест и говорят о «нападках» на театр.
Почему решили расторгнуть контракт с Харетом
Накануне открытия нового театрального сезона директор Государственного русского драматического театра имени Чехова, народный артист Молдовы Константин Харет получил уведомление от министерства культуры о прекращении с ним контракта от 9 октября 2020 года, заключенного на пять лет.
В министерстве объяснили это решение тем, что Харета назначили на должность без конкурса, а закон «О театрах, цирках и концертных организациях» предписывает, что руководителей этих учреждений должны назначать по конкурсу.
По словам министра культуры Серджиу Продана, расторжение контракта с директором театра им. Чехова — это часть реформы концертно-театральных учреждений Молдовы, руководителей которых должны назначать в соответствии с законом. Продан сказал, что подобные уведомления отправят и другим директорам, назначенным без конкурса. И затем они смогут участвовать в объявленных министерством конкурсах.
В беседе с NM Серджиу Продан отметил, что «большинство директоров театров поддержали предложенную министерством реформу и написали заявление об отставке по собственному желанию, чтобы отказаться от компенсации в виде трехмесячного оклада, а Константин Харет — единственный, кто получит эту компенсацию» (договор расторгли на основании ст. 264 Трудового кодекса, которая предусматривает выплату компенсации — не менее трех окладов).
Продан также сказал, что министерство не будет проводить конкурсы во всех учреждениях сразу. «Г-на Харета интересует, почему он первый? Он не первый и не последний, перед ним как минимум трое других директоров. Но мы не устраиваем очередь и даже не задумывались, кто первый. В каждом случае есть индивидуальный подход. Учитываются все факторы, чтобы этот процесс как можно меньше затронул творческие планы театров», — сказал министр.
На сайте минкультуры сейчас действительно есть информация о четырех конкурсах на замещение вакантных должностей директоров театральных и концертных коллективов: Республиканского кукольного театра «Licurici», Государственного национального театра им. В. Александри (Бельцы), Государственного молодежного драматического театра «С улицы Роз» и Национального академического ансамбля народных танцев JOC.
Но, как сообщил источник NM в минкультуры, конкурс на должность директоров трех театров организовали потому, что обязанности директоров там исполняли врио, а у директора ансамбля JOC истек срок контракта.
Что говорит Харет
Константин Харет рассказал NM, что 26 августа в министерство пригласили всех директоров и худруков театров. Серджиу Продан сказал, что все директора получат подобное уведомление и должны будут пройти через конкурс. Министр, по словам Харета, спросил, беспокоит ли его, что он первый в списке на расторжение контракта: «Я ответил, что меня беспокоит, что я в этом списке — единственный».
Мы говорили с Харетом в его кабинете в театре. На полу — картонные коробки с книгами: Харет должен до конца сентября освободить кабинет. На стене — фотография Константина Харета с президентом России Владимиром Путиным. В 2016 году он вручил Харету медаль Пушкина «за значительный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом».
«Мне вручили медаль Пушкина, которую вручают за искусство. Кому-то это не нравится, но у меня есть также медаль им. Михая Эминеску», — отметил Харет. И добавил: «Театр должен делать мир лучше и светлее, а в политику мы стараемся не лезть, политика — грязное дело».
Константин Харет также рассказал, что, после того как ему вручат официальный приказ министра о расторжении контракта, он собирается оспорить приказ в суде
Как Харет уже судился с минкультом
Это будет уже вторая тяжба Харета с министерством и министром Серджиу Проданом. Год назад Харет оспорил в суде строгий выговор, который вынес ему министр за гастроли театра в Ярославле. Как рассказал Константин Харет, в прошлом году он получил приглашение на фестиваль Русских зарубежных театров в Ярославле, уведомил об этом министерство 19 октября, но, не получив обратной реакции, 24 октября вылетел с труппой на гастроли.
«Организаторы оплатили билеты на самолет, провоз декораций, гостиницу, были проданы все билеты на наши спектакли, мы привезли гонорар €6,5 тыс. Но за то, что я уехал без разрешения министерства, мне влепили строгий выговор. Мы не могли не поехать, иначе пришлось бы оплатить штрафные санкции и вернуть деньги, которые на нас потратили», — объяснил Константин Харет. Суд еще не вынес решение по иску Харета, Разбирательства продолжаются.
Сейчас же, подчеркнул Харет, его беспокоит судьба театра: «Мне сказали, что причина [расторжения контракта] — в этом здании: якобы театр, который до сих пор был прибыльным, хотят сделать неприбыльным. Нечем будет платить за отопление, электричество. Коллектив напишет в минкультуры, там ответят, что денег нет. Потом министерство сообщит правительству, что театр нерентабельный, и его продадут».
По словам Харета, министр Продан эти слухи опроверг, но, «к сожалению, нашим политикам верить нельзя: как слово дали, так его и взяли обратно». Харет сказал, что после расторжения контракта останется в театре актером и продолжит защищать интересы театра.
Что говорят в театре
В начале сентября коллектив театра им. Чехова провел пресс-конференцию, призвав оставить Харета на должности директора до окончания срока его контракта. Письмо с этой просьбой направили министру Серджиу Продану, президенту Майе Санду, премьер-министру Наталье Гаврилице и членам парламентской комиссии по культуре. Письмо подписали 86 из 105 актеров и сотрудников театра.
Позднее коллектив объявил об акциях протеста у здания театра 25 и 26 сентября и призвал кишиневцев поддержать театр.
Маркетолог театра им. Чехова Анастасия Лукасевич сказала NM, что накануне сложной зимы коллектив опасается остаться без эффективного менеджера, а с отставкой Харета театр фактически обезглавят».
Она также сообщила, что на следующей неделе хотят пойти к министру Продану: «Мы переживаем, что могут закрыть театр. Объявят нерентабельным, а потом скажут, что надо отдать часть здания в аренду. Это или вопрос нападок на театр, или финансовые махинации. Но то, что у кого-то есть интересы — безусловно. Власть меняется, но мы видим, что каждый министр всеми силами хочет снять именно нашего директора».
Есть, правда, и другое мнение. Источник, близкий к театру, рассказал NM на правах анонимности, что ситуация иная, чем описывает директор Харет: «Большинство сотрудников выступает за него из страха: они запуганы и боятся увольнения. А директор преподносит ситуацию так, чтобы она была в его пользу: про русский мир, про угрозу зданию. Он не упоминает, что его дело до сих пор в суде, где его представляет адвокат Виталий Нагачевский, отец экс-министра юстиции от социалистов Фадея Нагачевского».
Что за дело
Речь идет еще об одном судебном деле Харета, разбирательство по которому продолжается. Осенью 2019 года семь сотрудников театра им. Чехова пожаловались на Харета в министерство образования и культуры, парламентскую комиссию по культуре, Наццентр борьбы с коррупцией, Национальный орган неподкупности, Финансовую инспекцию и в Совет по равенству. «За десять лет он создал на базе театра Чехова свою империю, всех неугодных травят, даже за то, что они пишут в соцсетях. К работникам относятся необъективно: если ты выражаешь недовольство политикой директора, то оказываешься в опале», — рассказывал NM в 2019 году актер Юрий Андрющенко.
Сам Константин Харет на пресс-конференции летом 2020 года сказал, что с сентября 2019 года в театре прошли многочисленные проверки, которые начались после жалоб в разные структуры, в которых его обвинили в воровстве и трате средств на спортивный инвентарь. По его словам, проверяющие органы не нашли финансовых нарушений.
Но Нацорган неподкупности (ANI) выявил конфликт интересов, который Константин Харет, будучи директором, не задекларировал: в театре работают жена Харета, его теща, сын и зять. Константин Харет объяснил это тем, что в «театральной среде СНГ приветствуется, когда в театре служат династии».
ANI, однако, рекомендовал снять Харета с поста директора театра. Константин Харет оспорил это в суде.
Несмотря на судебную тяжбу, осенью 2020 года минкультуры (в правительстве Иона Кику) назначило Константина Харета директором театра и подписало с ним контракт на пять лет. Этому предшествовала встреча Харета с тогдашним президентом Игорем Додоном, который заверил, что «окажет коллективу и руководству театра всю необходимую помощь».
К тому времени Харет возглавлял театр десять лет. Он занял должность и.о. директора театра в 2010 году, а директором стал в 2012 году.
Почему Харета назначили без конкурса
В октябре 2020 года пятилетний контракт с Харетом заключили без проведения конкурса. Законодательство это позволяло: статья 19, п. (h) закона «О театрах, цирках и концертных организациях» гласила, что министерство культуры назначает директора театра на должность по результатам конкурса или без проведения такового.
В 2021 году в закон внесли поправки, убрав из него положение о назначении без конкурса. С такой инициативой выступила группа депутатов от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA): они объяснили необходимость таких изменений тем, что это поможет избежать злоупотребления должностью и коррупции.
Константин Харет, говоря о намерении оспорить приказ Продана о расторжении с ним контракта, ссылается на «ст. 6 Гражданского кодекса, в которой говорится, что закон не имеет обратной силы»: «Фактически я должен доработать [до истечения контракта в 2025 году], а потом уже могу решать, участвовать ли в конкурсе».
Управляющий партнер юридической фирмы Brodsky Uskov Looper Reed & Partners Руслан Усков тоже считает, что конфликт между директором Харетом и министерством культуры должен разрешить суд. По словам Ускова, «в этой ситуации сложно дать точный прогноз, так как информация, которой мы располагаем, ограничена». «Решение досрочно прекратить контракт с директором театра противоречит базовой норме законодательства о том, что закон не имеет обратной силы, но соответствует частичным нормам о проведении конкурса и необходимости соблюдения транспарентности при назначении директора», — пояснил эксперт.
По его словам, если приказ, который еще не издали, вступит в силу, «то г-н Харет может оспорить его в суде, вероятно, даже будучи правым в этой ситуации». Но дело не только в интерпретации закона, но и в том, как его применят на практике, отметил юрист. «Например, судебная тяжба может длиться годами, вплоть до того времени, когда срок контракта истечет. Тогда г-н Харет может рассчитывать только на выплату зарплаты за время процесса. Или министерство может начать проверку его работы. В любом случае в развитии этой ситуации может быть несколько опций, поэтому достаточно сложно говорить о конкретном прогнозе», — пояснил юрист.
С тем, что спор между директором театра и минкультуры должен разрешить суд, согласен и бывший член Высшего совета магистратуры Теодор Кырнац: «Министерство имеет право досрочно прекратить трудовой контракт, потому что театр им. Чехова является его подведомственным учреждением. Константина Харета назначили без конкурса на пять лет. Потом закон изменили так, что все должны пройти процедуру конкурса, поэтому по этому вопросу должен высказаться суд».
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!