В Молдове за четыре месяца вакцинации обе дозы прививки от коронавируса сделали лишь 10% населения. Координатор кампании иммунизации Нинель Ревенко рассказала в интервью NM, почему в Молдове снизились темпы вакцинации, почему в условиях пандемии «не стоит либеральничать», и готова ли молдавская система здравоохранения к встрече с «индийским» штаммом коронавируса.
«В чудо верить не надо, надо вакцинироваться»
В министерстве весьма сдержанно говорят о прогнозах, отмечая лишь, что цель — к ноябрю привить 70% населения. Учитывая сегодняшние темпы вакцинации, это реально?
Я все время сравниваю: в мире к сегодняшнему дню хотя бы одной дозой вакцины привили почти 24% населения. Мне кажется, Молдова должна быть хотя бы на этом уровне, а мы месяц топчемся на одном месте вокруг 12%. Поэтому я с большой опаской смотрю в будущее. Учитывая, сколько в стране вакцины, мы могли бы за месяц запросто вакцинировать большую часть населения. У минздрава есть такие возможности и мощности, [людям] остается только идти на вакцинацию. Но люди у нас до последнего верят в чудо и надеются, что скоро все это пройдет. А в чудо верить не надо, надо вакцинироваться. Поэтому, если мы и дальше будем наблюдать такое поведение людей, к осени, скорее всего, мы окажемся в очередном карантине.
Насколько эффективны меры, которые принимает минздрав?
Да, какая-то часть людей приходит на марафоны, посещает мобильные пункты вакцинации (автобусы и троллейбусы), а в районах информируют население о важности вакцинации. Мы встречались с председателями районов, с главврачами, мэрами и представителями гражданского общества. На местах все говорят, что понимают необходимость и поддерживают идею вакцинации. Но стоит нам уехать, как мы видим, что информационная цепочка обрывается. Информация просто не доходит до жителей этих районов. В условиях информационного вакуума они [жители] берут пример друг с друга, и он не всегда в пользу вакцинации.
«Опыт 2020 года нас ничему не научил»
В минздраве уже предупредили об очередном всплеске эпидемии осенью, если не удастся ускорить вакцинацию. Он неизбежен?
Вот несколько факторов, которые могут вызвать этот всплеск. Во-первых, это непонимание людьми важности вакцинации. Во-вторых, опасения людей, что вакцинация якобы приведет к каким-либо осложнениям. Ну и, наконец, неспособность делать выводы. Опыт 2020 года нас ничему не научил. Многие, наверно, забыли сколько ежедневно регистрировали случаев заболевания, сколько ежедневно умирало на больничных койках, и какие переполненные были ковид-отделения. Сейчас мало кто об этом помнит: мы не видим, не слышим и не хотим понимать.
Что собирается предпринять минздрав, чтобы защитить население от «индийского» штамма коронавируса?
В министерстве сейчас работают над дополнительными ограничительными мерами, чтобы остановить очередной всплеск ковида. Только вакцинация тут не поможет, тем более вакцинация в таком темпе. Мы проанализировали более 100 научных статей, исследований и примеры разных стран и пришли к выводу, что нужно установить более строгий контроль на границе для въезжающих. Особенно для тех, кто въезжает из стран, где уже выявлен штамм «Дельта» (официальное название «индийского» штамма. — NM). Нужен обязательный карантин для тех, кто въезжает без теста и без сертификата о вакцинации. Также необходимо массовое тестирование людей с подозрением на коронавирус и строгий мониторинг контактов. Связка «ограничения — массовая вакцинация» позволит предупредить вспышку. Но это произойдет только в том случае, если ограничения достаточно серьезные и последовательные, а вакцинация — действительно массовая.
«Да, жестко, но мы же не хотим еще лет десять ходить в масках»
А если какие-то из этих мер не сработают?
Учитывая, что мы живем и работаем в условиях пандемии, я не рекомендую либеральничать. Думаю, что необходимо принять решение на государственном уровне и настоятельно рекомендовать вакцинировать всех медицинских работников и работников системы образования. Родители должны быть уверены, что учитель не станет источником инфекции. То же самое могу сказать и о сфере обслуживания. Я говорю «настоятельно рекомендовать», чтобы не говорить «обязательная вакцинация», потому что после этого начнутся дебаты о том, что мы поступаем недемократично (о возможном введении в Молдове обязательной вакцинации NM писал здесь).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет обязательную вакцинацию крайней мерой, к которой можно прибегать, только если не получилось повысить уровень вакцинации другим путем. Мы уже испробовали столько путей! Да, это жестко, но мы же не хотим еще лет десять ходить в масках, соблюдать дистанцию и покупать дезинфицирующие средства. Зачем тратить бюджетные средства на то, чего можно было бы избежать?
Возвращаясь к «индийскому» штамму. Есть ли в Молдове необходимое оборудование и специалисты, чтобы с ним бороться?
Наша система здравоохранения более или менее готова бороться с любым новым штаммом. Если сравнивать с мартом 2020 года, то сейчас у нас положение получше. При необходимости мы можем оперативно открыть все ковид-центры. У нас есть так называемый «золотой фонд» — обученный персонал (теперь уже вакцинированный), который уже более года работает с ковид-больными. К тому же есть протоколы и стандарты лечения. Но риски всегда остаются. Система здравоохранения у нас не резиновая, поэтому, если случится сильный всплеск, мы снова окажемся в коллапсе.
«Политики должны помогать, а не вставлять палки в колеса»
Некоторые политики используют минздрав и кампанию вакцинации, чтобы заработать дополнительные политические очки в преддверии выборов. Насколько это мешает работе?
Да, иногда минздрав может зависеть от решений тех или иных политиков. В любой стране такое происходит, потому что правительство назначает парламентское большинство. Но при этом нужна позиция и настойчивость в принятии решений, потому что от них зависит здоровье и будущее нашего населения. Я считаю, что управлять пандемией и вакцинацией должны специалисты, профессионалы. У нас здесь должен быть один приоритет — здоровье населения. И политики должны нам помогать, а не вставлять палки в колеса. Вакцина — это медикамент, а не повод заполучить какую-то часть электората.