В марте 2023 года Международный Криминальный суд выдал ордеры на арест президента РФ Владимира Путина и его уполномоченной по правам детей Марии Львовой-Беловой за незаконную депортацию украинских детей. Международная инициатива The Reckoning Project собрала доказательства насильственного перемещения украинских детей в Россию и попыток подорвать и уничтожить украинскую идентичность. В апреле 2023 года Совет Европы своей резолюцией признал, что в некоторых случаях такие действия в отношении украинских детей могут быть равносильными геноциду.
Депортация и принудительно перемещение детей осуществлялись на всех оккупированных территориях Украины, в том числе на юге. По официальным данным Офиса Генерального прокурора Украины, из одной только Херсонской области в Россию или на другие оккупированные территории вывезли более двух тысяч несовершеннолетних. В основном, речь идет о результате манипуляций и обмана, когда школьников и их родителей агитировали выезжать на так называемый курортный отдых в Крым. Также есть случаи, когда приемные многодетные семьи спешно «эвакуировались» из-за запугивания и манипуляций со стороны оккупационной администрации. Это происходило на фоне коллапса украинских служб опеки и попечительства.
Однако есть особая категория детей, ответственность за которых напрямую несут оба враждующих государства. Это воспитанники детских социальных учреждений: детских домов и реабилитационных центров. Среди них Херсонский областной дом ребенка и Олешкинский детский дом для детей с особыми потребностями. Из обоих учреждений в общей сложности россияне вывезли более сотни несовершеннолетних. С этого момента прошло почти два года, но подавляющая часть этих детей в Украине все еще имеют статус пропавших без вести. В России же многих из них отдают для незаконного усыновления, а остальных – просто отказываются передавать украинским родственникам, препятствуя безотлагательной репатриации.
Херсонский детдом сейчас пуст. Драматическая история с вывозом местных воспитанников, который сопровождали незаконные действия, начала разворачиваться здесь в августе 2022 года. Тогда оккупированную столицу области в очередной раз посетила депутатка Госдумы РФ Яна Лантратова. Вместе с ней совершила визит в детдом и некая Инна Варламова – нынешняя жена председателя партии «Справедливая России» Сергея Миронова. Лантратова и Варламова 2 сентября 2022 года выкрали и увезли в Московскую область двух почти самых маленьких воспитанников – десятимесячную Маргариту Прокопенко и полуторагодовалого Илью Ващенко. Вскоре Миронов и Варламова как новоиспеченные супруги удочерили девочку, поменяв ей при этом имя, а вот след Ильи потерялся. Этот резонансный случай получил широкую огласку, а Лантратова и Варламова – заочные подозрения в депортации детей от Службы Безопасности Украины.
В сентябре 2022 года украинская армия освободила оккупированную часть Харьковской области. Эксперты заговорили о возможной деоккупация правобережной части Херсонской области, в том числе Херсона, и россияне, предвидя украинское наступление, развернули масштабную акцию вывоза детей на Восток. Последними забирали детей из госучреждений.
Так, ранним утром 21 октября 2022 года из детского дома Херсона, где оставалось 48 воспитанников возрастом до пяти лет, назначенная россиянами директор Татьяна Завальская отдала неизвестным мальчика и девочку 2020 года рождения. По информации, полученной от многочисленных свидетелей события, впоследствии Завальская сообщила персоналу детдома, что этих детей усыновили. Однако нужно отметить, что оформить официальное устройство в семью в тех условиях, даже по законам РФ, было невозможно. Сейчас эти двое детей значатся в Украине пропавшими без вести.
Чуть погодя в детдом приехали большие пассажирские автобусы из Крыма. Крымские чиновники под руководством «смотрящего» за Херсонской областью депутата Госдумы Игоря Кастюкевича вывезли оставшихся 46 детей оккупированный Крым. Среди них были дети, лишенные родительской опеки, были те, кто проживал в детдоме из-за сложных семейных обстоятельств. Но были и такие, как маленький Виктор Пузик, у которого есть законные родители.
Его мама Ольга Пузик была вынуждена срочно эвакуироваться из Херсонской области в начале полномасштабного вторжения. Витя в это время находился в детдоме под наблюдением врачей. Он ждал операцию по исправлению врожденного порока неба и нуждался в круглосуточном медицинском присмотре. Война разлучила маму и маленького Витю.
«Пока он находился в детском доме я была спокойна. Но после вывоза, я полгода не знала, где мой сын. Я пыталась звонить в разные волонтерские организации, что-то выяснить, но все бесполезно», – рассказала Ольга при нашем первом знакомстве в середине 2023 года.
Благодаря слаженной работе украинских чиновников и волонтеров удалось установить, что Витя находится вместе с другими детьми в симферопольском детдоме «Елочка». Ольга написала необходимые обращения как в украинские, так и в российские инстанции с просьбой вернуть ребенка.
«Как-то мне позвонили, смотрю – российский номер. “Ало, вы Ольга Пузик? Мы проверили ваши документы, можете забрать сына, но только лично. Вам придется приехать за ним в Крым», – рассказывает Ольга со слезами на глазах и добавляет, что мечтала лишь об одном – скорее увидеть своего ребенка.
Преодолев огромный путь через Польшу, страны Балтии и западную часть России, Ольга добралась до Крыма, где ее встретили сотрудники «Елочки». Вместе с мальчиком в Симферополе маме отдали «акт о приеме-передаче» ребенка. Документ был подписан новым директором Херсонского детского дома, которого ранее назначила российская оккупационная администрация. Нужно отметить, что новый директор Андрей Халевин, до своего назначения руководил похоронным бюро в Ярославле. Уже в Украине маленького Виктора прооперировали, сейчас он находится в безопасном месте вместе с семьей.
По состоянию на середину 2024 года, из полусотни украденных россиянами детей из детдома, в Украину удалось вернуть только семерых. Процессы репатриации усложнены в первую очередь жесткими условиями, которые выдвигает российская сторона: официальная политика Кремля декларирует, что детей будут возвращать только в семьи и только кровным родственникам. Впрочем, даже на таких условиях, в последнее время Москва отказывает опекунам в возвращении малышей.
То что процедуру репатриации часто незаконно затягивают, демонстрирует судьба восьмилетнего Богдана Бокова. Ребенок с инвалидностью был также вывезен в Крым 21 октября 2022 года, но из другого учреждения – Олешкинского дома-интерната для детей с особенными потребностями. Первую небольшую группу из 16 таких детей увезли в симферопольскую психиатрическую больницу №5, а затем незаконно депортировали в Краснодарский край, распределив по разным детдомам. Еще позднее эту группу детей вернули на оккупированную территорию в город Скадовск, куда оккупационная власть Херсонской области «переселила» Олешкинский детдом.
Хотя Богдан и был лишен родительской опеки, в Украине у него родня и любящие приемные родители. Большая семья Сомовых – Жанна и Александр – воспитывают девятерых детей, среди них родные брат и сестра Богдана – София и Кирилл.
Сомовы стали известны в Украине благодаря участию в программе фонда первой леди Украины Елены Зеленской. Семье подарили просторный новый дом взамен разрушенного россиянами жилища в Херсонской области.
«У нас есть все необходимые документы на Богданчика, все условия для него. Наш дом с удобствами для особенных потребностей. Мы его официальные опекуны и очень ждем в семье», – говорит приемная мама Жанна. По словам супругов, они также сделали все необходимые обращения к украинской и российской стороне с просьбой вернуть им ребенка, однако никакого результата не получили. «Ситуация стоит в мертвой точке, – говорит глава семьи Александр. – С нами как-то связались из офиса Львовой-Беловой, пишут мол, “приезжайте за Богданом”, но мы не можем оставить своих детей и предложили, чтобы ребенка забрали волонтеры. После этого связь с российской стороной оборвалась, и мы находимся в неведении».
18 марта 2023 года Госдума РФ приняла федеральный закон «Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины». Этот закон частично касается незаконно аннексированных Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской и Херсонской областей. Статья 1(2) закона предусматривает отказ от гражданства Украины для детей до 14 лет на основании заявления их родителей или других законных опекунов, в том числе представителей учреждений, в которых они находятся, напоминает правовой аналитик The Reckoning Project Карим Асфари.
«В международном гуманитарном праве (МГП) совершенно четко сказано, что одностороннее изменение правового статуса оккупированной территории, например путем аннексии, является незаконным и не отменяет суверенитета оккупированной территории и не лишает гражданских лиц защиты в соответствии с МГП. Статья 47 Женевской конвенции предусматривает, что «покровительствуемые лица на оккупированной территории ни в коем случае и ни в какой форме не могут быть лишены защиты, предоставляемой Конвенциями». Таким образом, российские законы, направленные на одностороннее изменение статуса украинских детей и приостановку защиты в соответствии с МГП, противоречат МГП и, скорее всего, будут признаны недействительными», – говорит Асфари.
Сейчас на оккупированной территории остается более полусотни воспитанников Олешек с инвалидностью, родственники которых всеми силами пытаются вернуть своих родных.
Офис Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, который де-факто контролирует процессы возвращения несовершеннолетних, от комментариев по вопросам Олешкинского интерната воздержался.
Текст и фото: Виктория Новикова
Материал создан в рамках The Reckoning Project (TRP) – инициативы украинских и международных журналистов, аналитиков, юристов по документированию военных преступлений.