Визит с приднестровским акцентом
10 мин.

Визит с приднестровским акцентом


Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, находившийся в Молдове 21-22 августа в связи со встречей сопредседателей молдавско-российской межправкомиссии, большую часть времени провел на левом берегу Днестра. Он не сделал в Кишиневе ни одного публичного заявления, а в Приднестровье критиковал молдавские власти, НАТО и руководство Украины. Непризнанной республике господин Рогозин при этом обещал поддержку. Приезд чиновника выглядел как полноценный визит в Тирасполь, в рамках которого Кишинев значился лишь транзитным пунктом. Не исключено, что так и задумывалось.

В Приднестровье как на праздник

Визиты Дмитрия Рогозина в Молдову часто совпадают с праздничными датами. К примеру, он уже дважды — в 2013-м и в этом году — отмечал День победы в Тирасполе. А на этот раз вице-премьер РФ поучаствовал в Приднестровье в мероприятиях по случаю 70-летия Ясско-Кишиневской операции.

Эксперты уверены, что визиты господина Рогозина в Молдову не случайно совпадают с историческими датами. «Его визиты выпадают на празднования, когда люди мобилизованы и ждут чего-либо необычного. При этом проходящие в эти дни акции определенно связывают Россию и Молдову»,— говорит политолог Богдан Цырдя. «Совершенно очевидно, что он выбирает даты со смыслом, важные и для России и для Молдовы»,— согласен бывший замминистра иностранных дел РМ Валерий Осталеп.

Примечательно, что приднестровские власти организовали основные торжества по поводу Ясско-Кишиневской операции 22 августа, хотя операция началась 20 августа 1944 года и закончилась 29-го. Собеседники NM в Тирасполе говорят, что все официальные мероприятия были подогнаны под приезд господина Рогозина.

Один из депутатов приднестровского Верховного совета, настоявший на анонимности, сказал NM, что встреча сопредседателей межправкомиссии, состоявшаяся по инициативе РФ, была лишь предлогом, позволившим Дмитрию Рогозину посетить Тирасполь без осложнений, которыми сопровождался его майский приезд. Тогда, напомним, Кишинев объявил визит чиновника «нежелательным», а Украина даже закрыла воздушное пространство для самолета с российской делегацией.

«Переговоры сопредседателей молдавско-российской межправкомиссии были всего лишь поводом, чтобы приехать в Приднестровье, не особо раздражая Кишинев. Он прибыл под комиссию, а наши [власти Приднестровья] воспользовались этим по полной программе — выложились на все сто»,— сказал парламентарий NM.

«Подтверждения даты его приезда ждали до последнего, чтобы организовать совместный выезд на Кицканский плацдарм»,— сообщил другой собеседник NM, знакомый с процессом подготовки праздничных мероприятий. В пользу этой версии говорит тот факт, что 23 августа отмечалось 70-летие освобождения Бендер, но приднестровский лидер Евгений Шевчук в этот день там не появился, ограничившись поздравительным посланием бендерчанам.

Словесный разнос

Так или иначе, но Дмитрий Рогозин приехал в Тирасполь вечером в четверг, 21 августа, сразу после переговоров в Кишиневе с молдавским коллегой, вице-премьером и министром экономики Андрианом Канду. В отличие от господина Канду, сообщившего, что стороны договорились договариваться, российский чиновник ни словом не обмолвился об итогах встречи.

22 августа господин Рогозин вместе с руководителями Приднестровья возложил цветы на Мемориале воинской славы в Кицканах и посетил Кицканский плацдарм, где состоялся митинг-реквием.

Выступая с поздравительной речью, господин Рогозин не упустил возможности раскритиковать украинские власти и Запад. Февральское свержение режима Виктора Януковича он назвал «фашистским путчем» и заявил, что сегодня на Украине «»Градом», другими системами залпового огня уничтожается мирное население, которое не имеет ничего общего с войной, а лишь заявило о праве говорить на русском языке». По его словам, помогают этому «всевозможные мерзавцы со всего мира» и НАТО, «которое тут как тут и которое теперь заявляет о вине Новороссии, Российской Федерации, Приднестровья и грозит нам приближением своей военной инфраструктуры».

«Пусть приблизится! Чем ближе они к нам, тем ближе мы к ним. Никому не советую, всем «дурным охотникам» не советую приближаться к берлоге русского медведя. Он может вылезти из берлоги и надерет кое-что кое-кому»,— пригрозил Дмитрий Рогозин.

Приднестровские власти воспользовались приездом российского вице-премьера, чтобы в очередной раз высказать свои претензии в адрес Кишинева. Главной проблемой Евгений Шевчук назвал «изменение правил внешнеэкономической деятельности» из-за «экономической ориентации Молдовы на ЕС». По его словам, решение Кишинева идет «вразрез с документами переговорного процесса от 1997 года, согласно которым решения, затрагивающие интересы Приднестровья, должны приниматься с его согласия».

«Подписанное соглашение [об ассоциации с ЕС] фактически ставит крест на целых отраслях приднестровской экономики. Приднестровье, с учетом того что у него нет самостоятельного коридора для внешнеэкономической деятельности, попадает в сложную экономическую ситуацию»,— отметил господин Шевчук и попросил Россию о помощи. В частности, он выразил надежду, что с помощью российских экспертов будут выработаны схемы, которые помогут поддерживать деловой климат в Приднестровье.

Дмитрий Рогозин охотно принял пас приднестровского лидера и выдал порцию критики в адрес молдавских властей. «Я считаю, несогласованные действия, связанные с ассоциацией с ЕС,— это большая ошибка Кишинева. Молдове нужно было свой собственный народ спросить, если вы считаете его собственным народом. Если не считаете, то это другая история. Если вы считаете Приднестровье частью этой территории, как вы говорите на официальных переговорах, то такие фундаментальные решения, как разворот в сторону Брюсселя, должны быть согласованы с приднестровцами, с Приднестровьем»,— заявил российский чиновник.

В Тирасполе Дмитрий Рогозин охотно рассказал о своих переговорах с Андрианом Канду: «Я сказал [молдавским властям], что если есть вопросы у молдавской стороны, то нужно бы ехать в Москву их решать. Не надо меня ждать здесь, когда я приеду». При этом господин Рогозин, являющийся сопредседателем молдавско-российской межправкомиссии и спецпредставителем президента РФ по Приднестровью, ясно дал понять, что основным он считает именно последний свой статус: «Конечно, я езжу довольно часто в Приднестровье, проезжаю всегда через Кишинев. Всегда готов к встрече как специальный представитель президента РФ, как полномочный представитель правительства все эти вопросы обсуждать».

Также господин Рогозин не стал скрывать, что нынешние проблемы в молдавско-российских торговых отношениях — прямое следствие подписания Кишиневом Соглашения об ассоциации с ЕС. «Надо было бы изначально учитывать мнение РФ по вопросу, куда вступать, какие документы подписывать, а не после нас большую страну ставить перед фактом: вот, мол, мы подписали ассоциацию, теперь через Молдову пойдут все товары… Мы не обязательно хотим видеть все товары, которые пойдут через Молдову. Молдавские товары нас, как правило, устраивают, а все остальные не устраивают,— отметил чиновник.— Извините, у кого фуры с продуктами стоят на границе? У России, что ли? Нет, не у России. У Молдовы. Так ноги в руки — и вперед в Москву».

Все это он пообещал высказать в ходе встречи с премьером Юрие Лянкэ, которая к тому моменту была уже согласована и состоялась в Кишиневе вечером 22 августа — перед отлетом российского вице-премьера в Москву.

Шефство без признания

В Тирасполе господин Рогозин успокоил власти Приднестровья, пообещав региону, который сейчас испытывает серьезные экономические трудности, поддержку со стороны РФ. «Вы видите состав нашей делегации. Здесь представители всех тех российских министерств и ведомств, которые, по большому счету, взяли шефство над соответствующими своими коллегами, в правительстве Приднестровья. Мы же понимаем, что проблемы, которые навалились на Приднестровье, требуют и особого профессионализма людей, которые управляют экономикой Приднестровской республики. Поэтому мы, россияне, подтягиваем этот уровень, помогаем в обучении этих специалистов»,— сообщил вице-премьер.

Перечислив помощь, которая уже оказывается Москвой непризнанной республике (бесплатный российский газ, строительство социальных объектов по линии автономной некоммерческой организации «Евразийская интеграция»), Дмитрий Рогозин отметил, что российское правительство, администрация президента РФ и «сам президент всегда будут находить возможность поддержать наших соотечественников».

«О Приднестровье он [Владимир Путин] знает, беспокоится, переживает, и я ему каждый раз после поездки подробнейшим образом докладываю. Чем жестче будет давление на наших соотечественников, тем последовательнее и жестче будет линия России на их защиту. В этом можно совершенно не сомневаться, поэтому мы не дадим задушить Приднестровье»,— подчеркнул Дмитрий Рогозин.

Евгений Шевчук не стал скрывать, что Тирасполь рассчитывает только на Москву. Говоря о том, что Приднестровье беспокоит «концентрация вооруженных сил» на его границах, он сообщил, что свою озабоченность местные власти доводят «нашей стране-гаранту — Российской Федерации». Ранее в официальных документах, касающихся приднестровского урегулирования, в качестве стран-гарантов наряду с РФ всегда упоминалась Украина. Но теперь, судя по заявлению господина Шевчука, в Тирасполе от украинской стороны ничего хорошего не ждут. «Через СМИ Украины в Приднестровье нагнетается определенная напряженность путем вброса ложной информации о готовящемся якобы нападении. Это какая-то конкретная политика, направленная на дискредитацию Приднестровья, на разъединение людей»,— посетовал приднестровский лидер.

Примечательно, что на этот раз власти Приднестровья решили не педалировать вопрос признания Москвой независимости республики и ее присоединения к РФ. Притом что еще весной эта тема неоднократно поднималась приднестровскими чиновниками.

В апреле, после решения Россией «крымского вопроса», Евгений Шевчук заявил: «В Приднестровье поддерживают позицию руководства России по защите своих граждан — так поступают все цивилизованные страны. В 2006 году на референдуме в Приднестровье более 97% избирателей высказались за независимость с последующим присоединением к России. Мы верим, что с учетом стремительно меняющейся обстановки в мире международные партнеры, которые занимаются приднестровским урегулированием, придут к мнению, что справедливое решение возможно только через признание воли приднестровского народа».

Позже в мае, когда Дмитрий Рогозин прилетал, чтобы отметить в Тирасполе День победы, ему передали обращение жителей непризнанной республики с просьбой принять ее в состав РФ и 185 тыс. подписей в поддержку этого решения. Хотя часть листов с подписями была изъята молдавскими властями с самолета российской делегации, большинство документов было доставлено в Москву. О какой-либо реакции на обращение неизвестно до сих пор, и приезд господина Рогозина ничего в этом смысле не прояснил.

Эмбарго под вопросом

Вопросы остались и по поводу того, удастся ли Кишиневу решить торговые проблемы с Москвой. «Мы хотели понять логику решений России, которая ввела запреты на импорт молдавской продукции путем введения тарифных и нетарифных барьеров. Каждая сторона высказала свою позицию, диалог будет продолжен»,— сказал премьер Юрие Лянкэ после пятничной встречи с Дмитрием Рогозиным.

Эксперты считают эти заявления слабым утешением. «Ничего из насущных вопросов решено не было. Встреча Канду и Рогозина скорее прибавила обоим рейтинга: Рогозин показал, что он наводит здесь порядок. Канду же пытается показать, что демпартия, которую он представляет в правительстве,— друг России. Но добиться этого не удалось»,— считает Богдан Цырдя.

Безрезультатными считает прошедшие встречи и Валерий Осталеп. «Хотелось бы уже получить комментарии от властей о том, какие экономические проблемы им удалось решить. Лянкэ не вылезает с пресс-конференций, но хотелось бы от него услышать что-то членораздельное. Раз этого нет, значит в очередной раз ничего не решили из спектра важных для нас вопросов»,— отметил господин Осталеп. Добавив, что решать эти вопросы нужно прежде всего молдавским властям, так как Дмитрий Рогозин едет в Молдову лишь для того, чтобы продвигать российские интересы.

Директор Европейского института политических исследований Виорел Чиботару более оптимистичен. Он уверен, что Россия попыталась показать смягчение позиции к Молдове. «Это попытка оставить хорошее впечатление, дать понять, что возможны какие-то варианты решения проблемы с эмбарго, но при этом конкретных обязательств или обещаний со стороны России нет. Связано это в том числе и с началом предвыборной кампании в Молдове»,— считает господин Чиботару.

Экс-глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак полагает, что действия и заявления российского вице-премьера носят характер «самого последнего предупреждения» Кишиневу. «Нельзя исключать, что некоторые решения [по Молдове] в Москве уже приняты, а Дмитрий Рогозин пока просто предпочел не озвучивать их до начала реализации»,— сказал он NM.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: