novostipmr.com

Выезда нет. Три истории о том, как в Приднестровье карантин разрушает привычную жизнь

Тирасполь после объявления ЧС в середине марта фактически закрыл въезд и выезд с территории Приднестровья. Из-за этого многие жителя правого и левого берега Днестра, у которых есть близкие родственники на другом берегу, оказались в сложной ситуации. NM рассказывает три истории о том, как решение властей Приднестровья лишило дочь возможности побывать на 90-летнем юбилее матери, бабушку — посидеть с внуками, а влюбленную пару — подать заявление в загс.

Людмила

«Впервые я не смогу отметить день рождения мамы, да еще какой день рождения — юбилей, да еще какой юбилей — 90-летний!», — плакала Людмила, рассказывая по телефону корреспонденту NM свою совсем не праздничную карантинную историю.

Мать Людмилы живет в Дубоссарах, на левом берегу Днестра. Сама Людмила — бухгалтер на предприятии, живет и работает в Кишиневе.

— Я начала готовиться к маминому юбилею задолго до 19 сентября, но подготовка заключалась не в том, чтобы покупать продукты, конфеты, цветы и подарки. Главное — увидеть маму, поздравить ее и поцеловать. А чтобы это случилось, надо просить разрешения в территориальном кризисном центре по месту жительства.

Два месяца назад, в июле, когда смягчили карантинные меры, и физическим лицам разрешили на 12 часов приезжать в Приднестровье, мне удалось навестить маму. Тогда я на такси приехала в Дубоссары, бегом-бегом сделала дела, накопившиеся за время моего отсутствия, и уехала в Кишинев с уверенностью, что следующая встреча не за горами.

Но ситуация вновь изменилась, на 12 часов уже не пускают без разрешения и только по жизненно важным обстоятельствам — для поступления в учебные заведения, получения государственных услуг или медицинской помощи.

Я заранее отправила по электронной почте заявление в Дубоссарский ОВД о том, что матери исполняется 90 лет, поэтому хоть раз в два месяца разрешите ее навещать. К заявлению, как и положено, приложила копии страниц наших паспортов, справки от врача в том, что она нуждается в уходе. Но во въезде мне отказали без объяснения причин.

Да, можно приехать без всякого разрешения и две недели провести в Дубоссарах «на карантине». Я бы с удовольствием так и сделала, но сейчас замещаю руководителя предприятия и не могу на две недели остановить производственный процесс. Глава предприятия уехала в командировку в Италию, приехать пока не может, теперь вся ответственность только на мне. Такая вот получилась пандемическая ловушка.

В кои-то веки маме придется отпраздновать свой славный юбилей без детей, сын далеко в другой стране, дочь, казалось бы, близко, но результат тот же…

Татьяна

У Татьяны на раздумья оставалось три дня. Ей срочно надо было в Кишинев, потому что из Португалии должна прилететь дочь с маленькими внуками, с которыми давно не виделись.

Последние два месяца Татьяна жила в Дубоссарах, ухаживая за престарелыми родителями. Из этих двух месяцев две недели — в карантине. По словам Татьяны, ей еще повезло, что родители живут в частном доме, «на земле». На свежем воздухе на огороде, что протянулся почти до берега Днестра, всегда было и есть чем заняться.

— Я сделала запрос в кризисный центр с просьбой разрешить встретиться с дочерью и вернуться, не отсиживаясь в карантине. Не разрешили.

Не дождавшись разрешения, я на неделю уехала в Кишинев и вновь вернулась в Дубоссары к родителям. Опять две недели в карантине.

Но возникла другая проблема. Невестка еще в марте уехала на заработки в Испанию, а детей трех и пяти лет отправила в село на юге Гагаузии к матери и отцу. У сына сложный график работы (он сутки через трое на ночном дежурстве), с детьми не получается часто видеться, а тут еще и садики закрыли, так что лучший выбор был — отправить малышей к бабушке с дедушкой. Но сваха (мама невестки) стала резко терять память, началась «старческая деменция» (Синдром, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения. — NM). Семидесятилетний отец невестки не успевает справляться теперь уже с тремя «детьми».

Можно было бы забрать детей из села, договориться с сыном, подстроиться под график, и пока он на работе приезжать из Дубоссар сидеть с детьми, а, когда он дома, — возвращаться. Но режим ограничений на выезд-въезд сводит на нет такой способ решения проблемы, потому что разрешение точно не дадут, а вариант с 14-дневным карантином не годится.

Марина

Марина металась в поисках решения, разрываясь между разумом и сердцем. Ее возлюбленный написал в Facebook, что всего три дня будет в Кишиневе в командировке и очень хотел бы встретиться. Они познакомились в Греции, когда Марина вместе с дочерью отдыхала на морском побережье. С тех пор прошло три года, их отношения развивались стремительно.

— И вот неожиданно появилась возможность увидеться хотя бы на три дня, тем более что намерения у моего молодого человека были серьезные — он собирался сделать мне предложение. Передо мной был выбор: ничего не делать или три дня долгожданной встречи, а потом две недели карантина и самоизоляции, в том числе от работы. Две недели — это половина моего заработка, а сейчас я живу от зарплаты до зарплаты (дочку надо учить), да и отпуск за этот год уже использовала. Так что эта встреча была мне финансово не по карману.

И все же я решилась обратиться за разрешением в кризисный центр, а там будь что будет. В бумажном виде заявления уже не принимали, только в электронном. Я сочинила слезное прошение, чтобы разрешили свидание с супругом, написать «возлюбленный» или «жених» не решилась. Подумала, что к мужу быстрее отпустят, понятно, что сканы документов не приложила, брачного свидетельства и штампа в паспорте пока нет. Никаких подтверждающих важность встречи документов у меня тоже не было.

Как и следовало ожидать, через час пришел отказ без объяснения причин. Видимо, чиновники не поверили в искренность наших чувств. Любовь — не самая важная жизненная ситуация, решили милиционеры Дубоссарского ОВД.

Мой жених обиделся и написал: «Если бы ты действительно любила меня, то обязательно приехала». Мы продолжаем общаться по Интернету, но что-то уже пошло не так, «по нисходящей».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Nadejda Roșcovanu/Jurnal TV

Плахотнюк останется под арестом еще на 30 суток: решение суда

Олигарх Владимир Плахотнюк останется под арестом еще на 30 дней. В понедельник, 20 октября, судьи удовлетворили просьбу прокуроров продлить срок содержания под стражей бывшего лидера Демократической партии Молдовы. Заседание снова прошло без участия Плахотнюка.

Прокурор по делу Александру Черней сообщил, что основания для ареста остаются в силе.

«Мы подали ходатайство о продлении меры пресечения в виде ареста, потому что риски, установленные ранее, сохраняются. В частности, есть риск, что обвиняемый уклонится от явки в суд или помешает нормальному ходу процесса», — сказал прокурор.

На заседании адвокаты Плахотнюка подали несколько ходатайств, включая просьбу разъяснить предъявленные обвинения, заявив, что их клиент «не понимает сути обвинений». Черней назвал это «формальной процедурой».

«Суд указал, что пока обвиняемый отказывается приходить в суд, считается, что он отказался и от этого права, потому что объяснения можно давать только в его присутствии», — заявил прокурор.

Защита также заявила о разногласиях в суммах, указанных в постановлении и в обвинительном акте. В ответ прокурор пояснил, что основная сумма, фигурирующая в деле, остается прежней — около $40 млн., похищенных из банковской системы.

«Речь идет о суммах в долларах, евро и других валютах. Большинство компаний, участвовавших в схеме, уже прекратили деятельность и были зарегистрированы за рубежом», — добавил он.

Черней сказал, что прокуратура также просит продлить арест по трем другим делам, где Плахотнюк проходит обвиняемым.

Бывшему лидеру Демпартии вменяют создание и руководство преступной организацией, мошенничество и отмывание денег в особо крупных размерах. Каждое из этих преступлений предусматривает до 15 лет лишения свободы.

«Если наказания суммировать, как при совокупности преступлений, срок может превысить 15 лет», — уточнил прокурор.

Следующее заседание суда по делу Плахотнюка начнется с опроса свидетелей. По словам Чернея, суд назначил около 30 заседаний, при этом приоритет получают дела с обвиняемыми, находящимися под арестом.

***

Задержанного в Греции бывшего лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка 25 сентября экстрадировали в Молдову. Беглого олигарха доставили в Кишинев под конвоем прямым рейсом из Афин. Его поместили под предварительный арест в столичную тюрьму №13.

После составления протокола задержания Плахотнюку предъявили обвинения по уголовным делам, в которых он фигурирует. Самое громкое дело — по обвинению в соучастии в краже миллиарда из молдавских банков в 2014 году. По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, которые контролировал Илан Шор, получил $39 млн и €3,5 млн. Это дело прокуратура передала в суд в июле 2023 года.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: