За десять лет на госпредприятии «Железная дорога Молдова» (ЖДМ) разворовали и растратили 1,5 млрд леев. К таким выводам пришла парламентская комиссия, которой поручили разобраться, как ЖДМ оказалась в таких долгах. Комиссия также выяснила, что правоохранительные органы открыли 44 уголовных дела по фактам нарушений на ЖДМ, но до обвинительных приговоров дошли только шесть, связанных с мелкими хищениями.
Что выяснила комиссия
Отчет парламентской комиссии, которой поручили расследовать ситуацию на ЖДЛМ с 2010 по 2020 год, представил на заседании парламента 22 апреля депутат-социалист Олег Липский. Он рассказал, что комиссия выяснила, что за десять лет на госпредприятии разными способами украли или потеряли из-за плохого управления 1,5 млрд леев.
Липский уточнил, что к таким выводам комиссия пришла на основе данных, полученных от Агентства публичной собственности, Счетной палаты, МВД, Центра борьбы с коррупцией, МИДЕИ и СИБ.
Он рассказал, что максимальная средняя скорость движения по железной дороге в Молдове 90 км/ч, но поезда едут со средней скоростью 50 км/ч. «Это связано с тем, что есть 174 участка общей протяженностью 340 км, на которых скорость ограничена 5 км/ч — 25 км/ч (общая протяженность железнодорожного полотна в стране 1749 км)», — пояснил Липский.
Он также рассказал, что сейчас у ЖДМ есть 140 локомотивов, из которых 13 — в Приднестровье, а у 120 истек срок эксплуатации. Также на балансе ЖДМ 5,5 тыс. товарных вагонов, из которых можно использовать только 2,6 тыс., и 92 пассажирских вагона, из которых 11 купейные, остальные — плацкартные.
Затем депутат рассказал о воровстве на ЖДМ. Только за два года (2018 – 2019), отметил Липский, на предприятии украли солярки на 22 млн леев. Также, по его словам, комиссия выявила много необоснованных расходов: так, в 2014 году ЖДМ, несмотря на девять юристов в штате, заключило контракт с частным адвокатским бюро на 203 тыс. леев. Всего же комиссия выявила необоснованных расходов на 20 млн леев.
Кроме того, по мнению комиссии, ЖДМ потеряла много денег из-за непродуманной тарифной политики. В частности, перевозки в Джурджулештский порт тарифицировали как местные, при этом у международного порта особый статус, и перевозки в порт и обратно должны были тарифицировать по ставкам международных перевозок. На этом ЖДМ потеряла 59 млн леев.
«Были также сомнительные контракты на общую сумму 25 млн леев. Например, по одному из них должны были установить шлагбаумы. Деньги ЖДМ заплатила, но работу подрядчик не сделал», — рассказал Липский. Еще 132 млн леев, отметил он, предприятие потеряло на продаже пассажирских билетов «мимо кассы».
Но больше всего, сказал Липский, госпредприятие потеряло на сомнительных закупках — 330 млн леев. «Так, аккумуляторы, цена которых 800 леев, покупали за 3,5-3,9 тыс. леев», — рассказал депутат. А еще, по его словам, $2 с каждой тонны грузоперевозок уходило неким «смотрящим», которые за десять лет собрали на этом около 700 млн леев. «Какое предприятие может выдержать такие кражи и растраты?», — задался вопросом депутат.
По прикидкам комиссии, чтобы привести ЖДМ в рабочее состояние, необходимо €644 млн.
Что спрашивали депутаты
После того как Липский представил отчет комиссии, депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Раду Мариан сказал, что у депутатов не было времени изучить отчет, и предложил перенести обсуждения по нему на завтра.
Депутат от партии «Достоинство и правда» (DA) Мария Чобану спросила об уголовных делах, которые открыли по фактам нарушений на ЖДМ. Липский рассказал, что всего открыли 44 таких уголовных дела, но только шесть из них завершились обвинительными приговорами, и то в отношении машинистов, совершавших мелкие хищения. Около 30 уголовных дел закрыли.
Независимый депутат Александр Олейник похвалил отчет, но отметил, что кроме самой контстатации фактов необходимо что-то предпринять, чтобы исправить ситуацию. Липский ответил, что этим должна заняться исполнительная власть.
Депутат от DA Стела Макарь поинтересовалось, какая ситуация с закупленными ранее 12 новыми локомотивами. «Локомотивы есть, но нет вагонов, локомотивам нечего тащить. Нужны маневровые вагоны. Все деградирует», — сказал Липский.
***
ЖДМ стала накапливать долги в 2010-х годах, сейчас они составляют 665 млн леев, из которых 164 млн — задолженность по зарплате. Несколько лет назад правительство Павла Филипа, решая, что делать с ЖДМ, рассматривало, как один из вариантов, банкротство предприятия. Вопрос — «что делать» вновь встал ребром в конце прошлого года, когда вышли на протесты железнодорожники, которым несколько месяцев не платят зарплату. О том, как ЖДМ довели до такого состояния, и есть ли у Молдовы шансы сохранить свою железную дорогу, можно почитать в материале «Как убивали Железную дорогу Молдовы».