Социальные сети стали одним из источников информации о войне в Украине. Жители украинских городов рассказывают, что у них происходит, пишут об обстрелах, гуманитарной помощи и о проблемах, с которыми сталкиваются. NM приводит несколько историй, рассказанных в Facebook жителями Мариуполя, Харькова, Изюма и других городов, оказавшихся в зоне боевых действий.
Мариуполь
О том, как живет Мариуполь, в котором третью неделю продолжаются ожесточенные бои, пишет в соцсети Надежда Сухорукова. По ее словам, жизнь в городе сейчас «тлеет в подвалах»: «Она похожа на свечку в нашем [подвальном] отсеке. Любая вибрация или ветерок — и наступит тьма. Я пытаюсь заплакать, но у меня не получается. Мне жаль себя, моих родных, моего мужа, соседей, друзей. Я возвращаюсь в подвал и слушаю там мерзкий железный скрежет. Прошло две недели, а я уже не верю, что когда-то была другая жизнь».
По словам Надежды, она выходит из подвала в перерывах между бомбежками, чтобы выгулять собаку. Город, пишет она, тих и пуст: «Стою днем на улице, а вокруг кладбищенская тишина. Нет ни машин, ни голосов, ни детей, ни бабушек на лавочках. Умер даже ветер. Несколько человек здесь все же есть. Они лежат возле дома и на стоянке, накрытые верхней одеждой. Я не хочу на них смотреть. Боюсь, что увижу кого-то из знакомых».
Вокруг разрушенные дома, пишет Надежда, единственный уцелевший — их дом: «Его дважды задело снарядами по касательной, в некоторых квартирах вылетели стекла, но он почти не пострадал и по сравнению с остальными домами выглядит счастливчиком». Надежда пишет, что уверена, что скоро умрет: «В этом городе все постоянно ждут смерти».
Она всех призвала рассказывать о том, что происходит в Мариуполе: «Пусть все знают, что мирных людей продолжают убивать».
Харьков
Харьковчанин Александр Колб рассказывает в Facebook о каждом прожитом дне войны. «Мы снова в подвале. Вчера после обеда и до восьми утра пятницы было очень спокойно. Я проснулся от сильного взрыва. С другой стороны города бомба прилетела в здание Харьковского института госуправления. Такой себе символизм от наших спасателей […] Несмотря на эти бомбежки, я вижу положительные перемены. Намного меньше градов, намного спокойней обстановка. Раньше кошмарили регулярно, сейчас беспокоят меньше, но чем-то большим», — пишет Александр.
По его словам, Харьков постепенно адаптировался к жизни в таких условиях: «Соседка, которая еще несколько дней назад в панике убегала вместе с нами, сегодня спокойно ходила во дворе и разговаривала по телефону. Типичное поведение харьковчанина в середине марта. Кто-то гуляет с собакой, кто-то идет за хлебом. Несмотря на взрывы и все ужасы войны, жизнь продолжается».
Александр Колб отмечает, что в Харьков доставляют много гуманитарной помощи. Он сам участвует в ее разгрузке. Он считает, что «спасатели» (так он называет российскую армию) уже не знают, что делать: «Они действуют, как обезьяна с гранатой. Тактика — засыпать город артиллерией. Только это глупо, да и снаряды заканчиваются. Ничего нового за последние две недели не предложили. Верю, что очень близок наш выход. Красивый, сильный. И в этом вопросе у нас не будет компромиссов».
Херсон
Пользовательница Ксения Машкова, администратор группы в Facebook «Херсон и окрестности: новости круглосуточно 2.0» написала пост о жизни херсонской легкоатлетки, серебряного призера паралимпийских игр в Токио Яны Лебедевой. Ксения рассказала, что приходится экономить продукты питания: «Пытаемся варить супчик, борщик, что-то более простое. Немного экономим. Сейчас не тренируемся, на улице было холодно. Если погода немного наладится, то будем выходить, что-то делать во дворе, заниматься домашними делами, если позволит ситуация». По словам Ксении, с продуктами и медикаментами помогают волонтеры. А вот со связью бывают перебои: несколько раз не было ни мобильной связи, ни интернета. «Я родом из Ахтырки, где сейчас идут бои. Каждый день ее бомбят. У меня там родные. Первые дни было очень тяжело, плакали, переживали. Сейчас каждый день выходят на связь», — пишет Ксения.
Сумы
В группе города Сумы в Facebook «Суми — найкраще місто у світі» пишут о гуманитарной помощи, которую привозят в Сумы. Но есть проблемы с доставкой, так как большинство трасс контролируют российские войска: «На днях рашисты расстреляли машину предпринимателей, которые везли хлеб. Поэтому помощь сейчас идет туда, где есть безопасные пути. Однако ВСУ и территориальная оборона делают все, чтобы таких путей становилось все больше. И все, кто нуждается, могли получить товары первой необходимости».
Чернигов
Жительница Чернигова Юлия Мурашко рассказывает: «Двадцать пять напряженных, холодных, голодных, страшных дней город обстреливают из вражеской артиллерии, запускают в него ракеты и сбрасывают с самолетов бомбы. Это не единичные случаи, это систематическое стирание нашего города с лица земли».
В Чернигове, по словам Юли, нет света и воды, а отопление есть лишь в некоторых домах: «Люди жгут костры в многоэтажках, чтобы приготовить поесть». Жительница города пишет, что в очередях за хлебом и водой погибли как минимум тридцать мирных жителей, и город приближается к гуманитарной катастрофе: «Что вы еще хотите услышать о Чернигове? Особенно это касается городов, где звук сирены — это лишь раздражитель. В то время как мы знаем, что по тревоге самое страшное — рев вражеского самолета».
Изюм
О тяжелой ситуации в Изюме пишет жительница города Вероника Дзюба. По ее словам, в городе нет воды, газа, электроэнергии и часто бывают проблемы со связью. Ситуация, как отмечает она, не просто критическая, а катастрофическая: «Город Изюм в Харьковской области осажден российскими военными. Тем не менее волонтерам удается попасть в некоторые точки города и даже вывезти оттуда жителей. В Изюм не пропускают гуманитарную помощь, а по волонтерам даже открывали огонь на поражение». По словам Вероники, говорят также об обстрелах эвакуационных автобусов.
Большинство домов в городе разрушены: «Ничего нет, город действительно разрушен, разрушены многоквартирные жилые дома, разрушены частные дома в частном секторе. Я могу сказать, что около 80% жилого фонда Изюма, коммунальных организаций и других предприятий разрушено. Их физически не существует. Россияне все разбомбили».
Вероника Дзюба рассказала, что пыталась сообщить о ситуации в Изюме президенту Украины Владимиру Зеленскому, но его мессенджер закрыт и он не принимает сообщения. И призвала всех распространять информацию о ситуации в Изюме.