Домашний арест Григория Петренко и шестерых его товарищей будет сопровождаться максимальными ограничениями, которые предусматривает Уголовный кодекс. Об этом на пресс-конференции сообщила адвокат Анна Урсаки. Она также заявила, что решение суда сектора Рышкановка об изменении меры пресечения было принято с рядом нарушений и в подозрительной спешке. Председатель суда Олег Мельничук объяснил спешку ходатайством депутатов, которых «нужно уважать».
Анна Урсаки дала пресс-конференцию после того, как сегодня утром суд Рышкановки объявил о проведении внеочередного заседания по «группе Петренко», на котором принял решение о переводе Григория Петренко и шестерых его товарищей, находящихся под стражей с 6 сентября, под домашний арест.
Урсаки сообщила, что решение суда о переводе под домашний арест сопровождается максимальным числом ограничений, что противоречит 188 статье Уголовно-процессуального кодекса (УПК) «Домашний арест». Статья предусматривает, что домашний арест сопровождается применением одного или нескольких из перечисленных ограничений: запрещается выход из дома, телефонные переговоры, почтовые отправления (в том числе получение писем и посылок) и использование других средств связи, а также общение с определенными лицами или полный запрет на прием гостей. В случае с Петренко суд применил весь набор ограничений.
Урсаки также утверждает, что решение суда было принято с рядом нарушениями. В частности, ходатайство социалистов об освобождении «группы Петренко», на основании которого суд и вынес решение, было оформлено, по словам адвоката, с процедурными нарушениями и поэтому не могло повлечь за собой каких-то юридических последствий. Этот запрос поступил в суд через отдел по связям с общественностью, а не через канцелярию, пояснила Урсаки, уточнив, что судьи вправе рассматривать лишь ходатайства, зарегистрированные в канцелярии.
Адвокат также обратила внимание на то, что социалисты требовали освободить ее подзащитных под личное поручительство, основываясь на 179 статье УПК. Рассматривая ходатайство, основанное на этой статье, у суда может быть только два варианта решений, уверяет Урсаки: оставить обвиняемых под стражей либо освободить. «Перевод под домашний арест 179 статья не предусматривает», — уточнила она.
Урсаки считает, что «повышенный интерес суда к ходатайству социалистов» связано с желанием зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка снизить интерес западных партнеров Молдовы к делу «группы Петренко», а также желанием помешать ей и ее подзащитным встретиться с содокладчиками Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Встречи Урсаки и Петренко с чиновниками ПАСЕ, отметим, были запланированы на сегодня, однако не состоялись из-за экстренного заседания суда.
Урсаки также отметила, что прокурор Нику Шендря во время сегодняшнего рассмотрения ходатайства социалистов не возражал против перевода под домашний арест «группы Петренко», хотя ранее неоднократно при рассмотрении ходатайств об этом защиты категорически возражал.
Получить комментарии у Шендри не удалось. Прокурор на звонки NM не отвечал. Председатель суда сектора Рышкановка Олег Мельничук на вопрос NM, почему сегодняшнее слушание было организовано в экстренном порядке, ответил, что суд был обязан рассмотреть ходатайство депутатов в кратчайшие сроки.
«Ходатайство подали 23 депутата. Мы должны их уважать или нет? Мы должны их уважать. Рассмотреть их ходатайство на следующий день после его подачи мы не могли, поэтому организовали слушание сегодня», — сказал он. Заявления Урсаки председатель суда комментировать отказался, однако сообщил, что ходатайство социалистов, направленное 18 февраля, было подано юридически корректно. «Уже два года в суде действует единый реестр приема ходатайств», — уточнил он.
Тем временем решение суда Рышкановки прокомментировал в соцсетях глава делегации ЕС в Молдове Пиркка Тапиола. «Приветствую тот факт, что Григория Петренко и его товарищей перевели из тюрьмы, и они будут ожидать суда, находясь дома. Это является промежуточной мерой», — написал дипломат в Facebook.
Предыдущее судебное заседание по «группе Петренко» состоялось 15 февраля и едва не переросло в массовые беспорядки. Сотни протестующих во главе с лидерами «Нашей партии» и платформы DA пришли к зданию суда с требованием освободить обвиняемых. На заседание в том числе впервые пришли европейские дипломаты, аккредитованные в Молдове. Суд, однако, проигнорировал акцию протеста и доводы защиты, настаивавшей на освобождении «группы Петренко».
Лидер партии «Наш дом — Молдова» Григорий Петренко и шестеро его соратников были задержаны 6 сентября в ходе акции протеста у Генпрокуратуры, после того как между участниками акции и силовиками произошла потасовка. Суд несколько раз продлевал предварительный арест «группе Петренко», последний раз — сразу на 90 дней, оставив «группу Петренко» под арестом до 19 марта. Петренко и его товарищей обвиняют в организации массовых беспорядков (ст. 285 Уголовного кодекса РМ). Им грозит лишение свободы на срок до восьми лет.
26 февраля состоится очередное заседание по делу «группы Петренко», на котором будут присутствовать два евродепутата: Андрей Хунко и Гельмульт Шольц. Ожидается, что на этом заседании будет рассмотрено их ходатайство, в котором они требуют безусловного освобождения «группы Петренко» под их личное поручительство. 25 января суд подобное ходатайство отклонил, мотивируя это тем, что евродепутатов не было в зале суда. Их ходатайства тогда передала суду Анна Урсаки.