Война и дым. Как кишиневские рестораторы рассорились из-за антитабачного закона
7 мин.

Война и дым. Как кишиневские рестораторы рассорились из-за антитабачного закона


Кишиневские рестораторы разругались из-за закона «О контроле над табаком», запрещающего курить в ресторанах и кафе. Те, кто следует закону, пожаловались в муниципальный Центр общественного здоровья на коллег, допускающих курение. К заявлению был приложен и список нарушителей. Выяснение отношений перешло в Facebook, где в выражениях уже никто не стеснялся. В причинах конфликта разбиралась корреспондент NM АЛЕКСАНДРА БАТАНОВА. 

«Бойкот всем стукачам!»

О конфликте между рестораторами стало известно после того, как создатель экономической платформы Sodrujestvo Вячеслав Валько (часть платформы — сеть кафе Taxi Blues), сообщил на своей странице в Facebook, что «22 заведения написали групповую жалобу на другие заведения, в которых, по их мнению, нарушается антитабачный закон».

«Молодцы товарищи, как объединиться и защищать свои интересы на законодательном уровне у вас нет времени. А как жалобы писать друг на друга, так нашли…», — написал Валько, пообещав, что скоро список тех, кто жаловался, будет обнародован.

Под постом сначала появлялись комментарии тех, кто солидарен с Валько. Жалобщиков они называли «стукачами». 

«А как все хорошо начиналось с созданием ассоциации рестораторов! Бойкот всем стукачам! Опубликуйте список!» — написал лидер Социал-демократической партии, бизнесмен Виктор Шелин. 

 

Затем в комментарии пришли те, кому Вячеслав Валько посвятил свой пост. И градус дискуссии повысился.

«Считаю вас ворами. Воруете нагло гостей. Это называется крысятничество. В голос утверждать, что не будете разрешать курить в заведениях, а поступать как последние…», — написал совладелец ресторана Don Taco Думитру Чеботареску. 

В беседе с корреспондентом NM Валько отметил, что считает поведение коллег неэтичным. По его словам, в конце декабря члены Национальной ассоциации рестораторов встречались и обсуждали поправки в закон «О контроле над табаком». 

«Мы все оформили документально, подписали письмо, потому что антитабачный закон никому не нравится. У нас в заведениях не курят сигареты, курят только кальян, а у многих из тех, кто на нас пожаловался, совсем другой формат заведений. Это семейные кафе, куда приходят в первую очередь поесть», — объяснил Валько. 

Он назвал сложившуюся ситуацию «из ряда вон выходящей», отметил, что у столичного общепита достаточно общих проблем, чтобы усугублять их жалобами друг на друга. 

«Если мы говорим о конкурентной борьбе, нельзя всех грести под одну гребенку: есть те, у кого много заведений, а есть владельцы одного кафе, которые зарабатывали за счет тех, кто курит кальян», —  возмущается Валько.  

Экономическая платформа, которую представляет Вячеслав Валько, намерена предложить правительству ввести лицензию на курение кальяна в заведении. 

«Пусть заведения получают авторизацию и покупают за 15 тыс. леев лицензию на кальян, это примирит рестораторов. Весь скандал-то разгорелся из-за кальянов, сигареты все курят на улице, конечно, не в 10 метрах от входа, но и не в зале (на самом деле, в столице немало заведений, внутри которых можно курить и сигареты. — NM)», — заключил Валько.

«Нам приходится оправдываться за то, что соблюдаем закон»

Думитру Чеботареску считает, что закон должны соблюдать все рестораторы, тогда все будут работать в равных условиях. 

«Безусловно, в закон необходимо внести поправки, но до этого соблюдать закон должны все. Люди приходят в мое заведение поесть, а потом идут в соседнее, потому что там они могут выпить дижестив и покурить, или сразу же идут туда, где разрешают курить», — говорит Чеботареску. 

Совладелец Don Taco считает, что несоблюдение антитабачного закона больше выгодно тем, у кого до вступления в силу новых правил дела шли плохо. «Прекрасно понимаю, почему некоторым кафе выгоднее поставить охранника на входе и разрешить курить. У них одно заведение, и теперь оно всегда забито, а как соседнее заведение, соблюдающее закон, пустует», — отметил Чеботареску, пояснив, что успешный ресторатор не станет рисковать авторизацией и разрешать клиентам курить. 

«Это делают те, кому нечего терять, для кого это единственный способ привлечь посетителей. Именно поэтому я не понимаю владельцев Taxi Blues, которые разрешают курить. У них большая работающая сеть», — недоумевает Думитру Чеботареску.

Он также обратил внимание на избирательный подход контролирующих органов: «Два заведения могут находится возле двух разных отделений полиции. Одному выносят три предупреждения и отзывают лицензию, а другому просто делают замечания. Разве это справедливо?». 

Владелица расположенного в торговом центре Atrium кафе Midpoint Ольга Прокудина считает претензии некоторых своих коллег необоснованными: «Было очень некрасиво писать на нас заявление. У тех, кто его подписал, совсем другие клиенты, они к нам не ходили и не ходят. Даже если там запретят пить, к ним все равно будут ходить их клиенты. А к нам же ходят те, кто любит, допустим, кальян. У нас интересы не пересекаются, не понимаю, зачем они так поступили». 

А вот соучредитель и администратор Voice Vocal club Karaoke Наталья Варжунтович негативно относится к тем, кто не соблюдает закон «О контроле над табаком». 

«Клиенты открыто говорят, что пойдут туда, где могут курить. Почему нам приходится оправдываться перед посетителями за то, что соблюдаем закон? Почему некоторые наши конкуренты полгода не соблюдают закон, и до сих пор этого никто не увидел?» —  возмущена Варжунтович. 

Летом, по ее словам, ситуация была не столь критичной: люди спокойно выходили курить на улицу, не чувствуя дискомфорт. 

«В Румынии тоже начали жестко, а потом ослабили хватку»

Один из участников рынка, подписавших заявление в муниципальный Центр общественного здоровья, на условиях анонимности сказал NM, что ситуацию могло бы выправить появление в торговых центрах зон для курения. «Нереально выходить покурить на улицу, а потом возвращаться на четвертый этаж в кафе», — сказал собеседник NM. 

По его словам, законопослушные экономические агенты «вынуждены выживать в условиях нечестной конкуренции»: «Я потерял 30-40% клиентов, люди резервируют столы, а когда узнают что нельзя курить, уходят. Ушли постоянные клиенты, поэтому мы и написали это письмо». 

Управляющий рестораном Forshmak Игорь Арсеньев отметил, что его заведение теряет две категории клиентов: «тех, кто хочет быстро выпить чашку кофе и покурить, и тех, кто планирует вечером что-то отпраздновать в большой компании». 

«Я — курильщик и сам бы старался выбрать заведение, где можно курить. В петиции, которую я тоже подписал, 15 заведений, но мы проводили свое исследование, и на самом деле заведений, где можно курить, гораздо больше», — подчеркнул Арсеньев в беседе с NM. 

Владелец York Pub (в пабе курят) Артем Петку, оказавшийся в списке тех, на кого пожаловались, считает, что подход к заведениям столицы изначально должен быть дифференцированным. 

«Каждый выживает как может, у нас люди завистливые, они забывают, что есть ночные заведения, а есть дневные, где точно не надо курить. Мы работаем ночью, у нас питейное заведение, в которое не ходят с детьми. А когда они заявления пишут, то  борются за средний чек. Пусть дальше жалуются, я сколько смогу, столько и буду курить», —  отметил он. 

Бывший депутат, ресторатор Кэлин Виеру (Night Club B-68, CITY, Mojito Terrace, Bastion и др.) рассказал NM, что сначала поддержал идею о том, чтобы сообщить контролирующим органам о коллегах, которые нарушают закон. «Но потом я передумал и отозвал подпись. Мы деловые люди, и нам эта война не нужна, она затратная», — сказал бизнесмен. 

Виеру не единственный, кто считает, что проблему надо решать другими способами.

«Часто вижу своих клиентов в заведениях, где курят. Такие инициативы я не подписываю, это не мой стиль работы. Это просто безобразие, я бы такую бумагу в жизни не подписал. Все равно рано или поздно их накажут», — сказал NM владелец Eli-Pili Руслан Павлюк. 

Так или иначе, но все участники рынка, с которыми NM говорил при подготовке этой статьи, сходятся в одном: закон «О контроле над табаком» необходимо изменить. 

Предприниматели предлагают разрешить посетителям курить у входа и дать рестораторам возможность оборудовать внутри специальные комнаты для курящих. Кэлин Виеру привел в пример опыт европейских стран, в частности Румынии. 

«В Румынии тоже начали жестко, а потом ослабили хватку, разрешили курить в заведениях кальян. То же самое будет и у нас. Зачем сейчас терять бизнес, если потом все равно будут послабления?» — задается вопросом Виеру.

Обновленный закон «О контроле над табаком», напомним, вступил в силу 31 мая 2016 года. О том, где с тех пор запрещено курить, NM понятно и подробно написал в этой карточке.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: