Демпартия (ДПМ) решила вернуться к идее запретить российские информационно-аналитические телепрограммы и новости. Об этом заявил лидер ДПМ Владимир Плахотнюк. Законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Инициативу демократов оперативно раскритиковали оппозиция и президент Игорь Додон, а в МИДе РФ заявили, что «по сути, речь идет об информационной блокаде собственного населения». Эксперты между тем не исключают банального передела телерынка.
О том, что демократы решили вернуться к идее борьбы с российской пропагандой, Владимир Плахотнюк объявил 13 июня на брифинге по итогам еженедельного заседания руководства Демпартии. «Молдова уязвима для пропаганды, особенно той, что идет по нескольким каналам из России. Это портит имидж страны и наших партнеров из ЕС и США, льется много фальшивой информации», — заявил демократ, напомнив, что ДПМ уже пыталась на законодательном уровне запретить такую пропаганду, но демократов остановили, сказав, что «перед выборами для этого неподходящее время».
Об основных положениях законопроекта, который ДПМ сегодня же зарегистрировала в парламенте, рассказал спикер Андриан Канду. Для начала он напомнил о результатах исследования, которое недавно провела Ассоциация независимой прессы, а профинансировало посольство США в Молдове. По итогам мониторинга российских телеканалов, ретранслируемых в Молдове, владельцам пяти телеканалов — Prime TV, РТР-Молдова, НТВ-Молдова, РЕН-Молдова и СТС-Молдова авторы исследования предложили изъять из сетки вещания российские программы «пропагандистского характера». Выводы исследования поддержали некоторые депутаты парламента, которые заявили, что «эти телеканалы и есть русские танки», и сравнили российскую пропаганду с той, что была в «нацистской Германии и СССР».
После такого предисловия Канду рассказал о сути законопроекта демократов. Он предусматривает, по словам Канду, что «телеканалам разрешат выпускать информационно-аналитические программы, новости и военные передачи, только произведенные в странах ЕС, США, Канаде и государствах, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном вещании (Россия эту конвенцию не ратифицировала. — NM)».
При этом, как рассказал Канду, в Кодекс о телевидение и радио внесут изменения, согласно которым судебные разбирательства, связанные с нарушением запрета иностранного информационного контента, должны будут длиться не более 30 дней.
Депутат от ДПМ в беседе с NM уточнил, что штраф за нарушение этого запрета будет до 100 тыс. леев. Сейчас максимальный штраф за нарушение Кодекса о телевидении и радио составляет 30 тыс. леев.
Схожую законодательную инициативу, напомним, демократы пытались провести через парламент еще два года назад. Законопроект вызвал скандал. Его раскритиковали представители СМИ и неправительственных организаций. А игроки медиарынка были уверены, что цель проекта — создать привилегированные условия для медиахолдинга General Media Group, подконтрольного Плахотнюку.
В итоге из законопроекта убрали положения, касающиеся запрета российских новостей, но оставили нормы, обязывающие молдавские телеканалы производить местный контент и показывать его не менее восьми часов в сутки, из которых шесть часов — в прайм-тайм, и четыре из них — на румынском языке.
Автором законопроекта выступал Сергей Сырбу, который активно его продвигал. По его словам, демократы не будут спешить с принятием нового проекта. «Мы всегда добавились этого [запрета]. Тогда было очень много возражений, не получилось, мы переделали проект, усовершенствовали. Мы не торопимся его принимать. Будут широкие дебаты, сложно сказать, когда его примем», — поделился планами Сырбу.
Российские новости в Молдове ретранслируют несколько телеканалов. Один из них — Prime (ретранслирует программы «Первого канала») принадлежит Плахотнюку. Телеканал «НТВ-Молдова» (ретранслирует программы НТВ) принадлежит социалисту Корнелиу Фуркулицэ. Получить у него комментарий не удалось — на звонки NM он не ответил.
А директор телеканала RTR-Moldova Евгений Сергеев сказал NM, что пока будут изучать законопроект. По его словам, если учесть последние заявления представителей Демпартии, появление этой законодательной инициативы ждали . «Если считают, что это демократично, то Ok. Изучим закон, тогда будем решать», — сказал Сергеев.
Инициативу демократов тем временем оперативно раскритиковали в Москве и Кишиневе. «Это вызывает чувство сожаления в связи с тем, что, по сути дела, речь идет об информационной блокаде своего собственного населения», — сказал замглавы МИД РФ Григорий Карасин, комментируя РИА «Новости» инициативу молдавских демократов.
А в Кишиневе увидели в законопроекте ДПМ двойное дно. В частности, лидер парламентской фракции Партии коммунистов Инна Шупак связала инициативу ДПМ с негативным отзывом Венецианской комиссии (ВК) на проект изменения избирательной системы, который продвигают ДПМ и ПСРМ. «Что нужно сделать, чтобы заставить западных партнеров закрыть глаза то, что правящая коалиция игнорирует негативный отзыв ВК? Правильно — преподнести им на блюдечке закон о запрете российской пропаганды. Мол, мы боремся с российскими танками, а вы разрешите нам использовать «суверенное право» самим решать вопрос о переходе на смешанную систему, даже если Венецианская комиссия сочтет это решение несвоевременным», — написала Шупак в Facebook.
Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, в свою очередь, считает, что Плахотнюк, вернувшись к идее борьбы с российской пропагандой, преследует две цели. «С одной стороны, он хочет понравиться американцам, с другой — ищет себе легальную возможность вырезать из эфира «Первого канала» те сюжеты, которые не устраивают лично его, и выдавать это за борьбу с пропагандой», — написал Усатый в Facebook.
Категорически против инициативы демократов выступил и президент Игорь Додон. Он заверил, что не подпишет этот законопроект ни после «первой попытки, ни после второй». «Абсолютно ясно, чего добивается Демпартия. Выдвигая подобные инициативы, они хотят понравиться кое-кому на Западе», — не сомневается Додон. Он считает, что инициатива демократов запретить «так называемую российскую пропаганду — это очередная попытка продемонстрировать свою проевропейскость и антироссийскость».
Канду, отвечая на это заявление, повторил сказанное ранее: Додону, по словам Канду, надо решить, президентом какой страны он является, «и не забывать, что его обязанность — защищать безопасность Молдовы, в том числе информационную». Канду также еще раз напомнил, что процедура промульгации президентом принятых парламентом законов четко прописана в Конституции, где предусмотрены и санкции в отношении главы государства, если он нарушит закон.
Исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей в беседе с NM отметил, что хоть и поддерживает запрет российских новостей, но считает, что «под соусом борьбы с пропагандой» произойдет передел собственности на молдавском медиарынке. «За этим кроется то, что российский «Первый канал» отказывается от сотрудничества с Плахотнюком и, скорее всего, через подставных лиц передаст право ретрансляции Додону. В такой ситуации легко объявить себя борцом с пропагандой. Я думаю, речь идет о банальном переделе собственности», — считает Маковей. Он добавил, что даже в случае запрета российских новостей и потери контракта с «Первым каналом», Prime может продолжить закупать в России развлекательный контент.
NM направил письменные запросы на Prime и «Первый канал» с просьбой прокомментировать информацию о возможном расторжении контракта. К моменту публикации материала ответа на них не было.