Andrei Mardari / NewsMaker

«Агрессивная застройка» в центре Кишинева продолжается? Почему власти не ввели мораторий

В Кишиневе так и не ввели мораторий на строительство в историческом центре. В сентябре об этом объявил мэр, но, как выяснилось, инициатива застряла в мунсовете, и в столице продолжают выдавать разрешения на строительство и реконструкцию зданий в историческом центре. NM разбирался, почему мунсоветники даже не внесли в повестку вопрос о моратории, и решит ли он вообще проблему «агрессивной застройки».

Зачем нужен мораторий

Городские активисты и партии, представленные в муниципальном совете, не раз предлагали ввести мораторий на строительство в историческом центре Кишинева до тех пор, пока не будет разработан новый генеральный план развития города.

Кишинев уже много лет живет без полноценного и современного генерального  градостроительного плана. До 2007 года власти ориентировались на генплан 1998 года, а в 2008 приняли новый, который, по мнению специалистов, оказался «мертвым», так как в нем не было зонального плана исторической части города. Несколько раз столичные власти пытались решить эту проблему. В 2015 году решили реанимировать «мертворожденный» план 2008 года, но из этого ничего не вышло. Вернулись к вопросу в 2020 году, но компания, которая должна была разработать генплан, отказалась от этого, так как в мунсовете посчитали, что она будет работать «в интересах строительной мафии».

Все это время в историческом центре города сносили исторические здания и «агрессивно» застраивали его многоэтажками, которые плохо вписывались в историческое пространство.

Andrei Mardari / NewsMaker

В

В мунсовете нынешнего состава впервые заговорили о моратории в июне 2020 года. Тогда мунсоветники от партии «Действие и солидарность» (PAS) предложили ввести мораторий не только на строительство в центре новых зданий, но и приостановить уже начатое. Но мораторий так и не ввели.

В марте этого года мунсоветники от PAS снова предложили ввести мораторий, указав, что «ситуация со строительством в историческом центре вышла из-под контроля». По словам бывшего мунсоветника от PAS Василе Грэдинару, обе попытки PAS ввести мораторий «не проходили дальше комиссии по строительству, архитектуре и земельным отношениям». «Мунсоветники от ПСРМ и DA не хотели голосовать за проект», — уточнил Грэдинару.

А в сентябре вопрос моратория поднял и мэр Ион Чебан, после того как выявили очередные нарушения при строительстве в историческом центре. Чебан заявил, что городские власти запретят до 1 апреля 2022 года строить и реконструировать здания в историческом центре. «Это означает, что никому не будут выдавать авторизации на строительство любых зданий в этой зоне. Почему? Потому что мы разрабатываем план градостроительства, и потому, что у нас есть недобросовестные люди, которые делают в центре что хотят», — сказал мэр.

Andrei Mardari / NewsMaker

В ноябре выяснилось, что мораторий так и не ввели, а столичное управление архитектуры продолжает выдавать авторизации на строительство в историческом центре.

Почему не ввели мораторий

Как рассказал NM мунсоветник от Партии народного единства (PUN) Корнелиу Пынтя, на одном из октябрьских заседаний мунсовета предложили к рассмотрению два практически идентичных проекта моратория. Один из них инициировал мэр Чебан, второй — мунсоветники от PAS. По словам Пынти, проекты отличались лишь некоторыми формулировками и сроками.

Так как речь шла о двух идентичных проектах, мунсоветники проголосовали против включения их в повестку заседания и предложили объединить в один, при необходимости дополнив его. За внесение в повестку проголосовал только Корнелиу Пынтя, все остальные мунсоветники или проголосовали против (от ПСРМ, DA), или воздержались (PAS, PUN, «Шор», неаффилированные им либералы). Зато все мунсоветники проголосовали за объединение двух проектов.

Объединить проекты, по словам Пынти, пообещали к следующему заседанию мунсовета, но прошло уже два заседания, а проекта о моратории в повестке не было. «Все переключились на проблемы с газом. Мне кажется, мы нередко ориентируемся только на то, что горит сейчас, а, когда появляется другая проблема, все забывают о начатом», — отметил мунсоветник.

Готов ли мунсовет ввести мораторий

Пынтя считает, что, введя мораторий, мэрия рискует столкнуться с судебными исками застройщиков, которые уже начали стройку в центре города, И застройщики, по словам Пынти, выиграют эти иски, «потому что такие дела нельзя не выиграть». «Если у них в столичном бюджете много денег, пусть все замораживают и отдают бюджетные деньги застройщикам», — отметил Пынтя.

Andrei Mardari / NewsMaker

Мунсоветник от PAS Зинаида Попа, в свою очередь, рассказала NM, что идея проекта моратория PAS была в том, чтобы на год приостановить все строительные работы в центре, и тем самым «поторопить» управление архитектуры с разработкой зонального плана исторического центра. Зинаида Попа также отметила, что PAS предлагала внести проект моратория в повестку следующего заседания, но это предложение не поддержали. «Мы считаем, что за введение моратория не проголосовали, потому что нет политической воли: часть мунсоветников считает это нецелесообразным, а другие делают популистские заявления. Если ПСРМ и вправду видит в этом проблему [в строительстве в историческом центре], могли бы проголосовать за проект мэра», — отметила Зинаида Попа.

Член комиссии земельных отношений муниципального совета социалист Василий Киртока, в свою очередь, уверен в том, что вскоре оба проекта объединят, и они «дойдут до логического завершения»: в Кишиневе введут мораторий на строительство в  историческом центре. «И, я надеюсь, тот проект, который в итоге родится, будет касаться и выданных раньше решений [разрешений на строительство]. Все понимают, что то, что осталось от исторического центра, — а многое еще осталось — нужно спасать», — сказал Киртока. И добавил, что строительство в центре города должны вести на основе современного понятия урбанизма с акцентом на «уникальность исторического центра».

А нужен ли мораторий

Тем временем, по словам главного архитектора Кишинева Светланы Доготару, мунсоветники не поддержали проекты, так как считают приостановку выдачи разрешений на строительство в центре города  «слишком радикальным решением». «Конечно, необходимо прекратить агрессивную застройку в центре, но этот вопрос решается никак не с помощью моратория. Нужно разрабатывать и утверждать правила застройки. Пока разрабатывается зональный план [строительства в центре], мунсовет принял очень жесткие ограничения в отношении новых проектов, на которые выдают разрешительные документы. И мы [управление архитектуры] эти правила соблюдаем», — сказала Доготару.

Она считает, что мораторий не сможет решить проблему скандальных объектов, на которые разрешения выдали раньше, и сейчас они находятся в стадии строительства. Чтобы принять какое-то решение по этим объектам, нужно принять законодательные акты, которые бы регламентировали полный или частичный снос незаконных строек, считает главный архитектор. Она отметила, что министерство инфраструктуры объявило, что «очень скоро примет необходимые меры, касающиеся сноса незаконных объектов.

«Предлагаемый мораторий — вынужденная мера, вызванная противостоянием мэрии с застройщиками, которые нарушают нормы урбанистики. На мой взгляд, согласованные действия со службой госконтроля качества в строительстве дадут результаты лучше, чем всякого рода моратории», — отметила Доготару.

Andrei Mardari / NewsMaker

Она сказала, что выступает, скорее, за разработку четких правил, которых должны придерживаться в мэрии при выдаче авторизаций, нежели за введение моратория. При этом главный архитектор отметила, что разрабатывать подобные правила для исторической части города очень сложно из-за «комплексности работ и межведомственного противостояния». По словам Доготару, решать эту задачу необходимо вместе с министерством инфраструктуры, «так как центр города — это памятник национального значения».

Не поддерживает идею моратория и бывший вице-мэр по вопросам урбанистики Виктор Киронда, который назвал инициативу мэра Чебана «пиаром». Киронда считает, что решить проблему хаотичной застройки в историческом центре поможет лишь разработка зонального плана (PUZ) центра города. «Этот план должен предусматривать правила, которым бы следовали застройщики. В отсутствие этих правил все строят там, где им хочется», — сказал Киронда.

Он уверен, что все останется на уровне заявлений, и мораторий не введут. «Все люди понимают, что строить в Кишиневе не перестанут. У каждого здесь есть свои интересы, которые стоят превыше любых мораториев», — подытожил Киронда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

politia.md

В Молдове — взрывной рост оргпреступности. При чем тут Шор и евроинтеграция?

В Молдове, на фоне общего снижения преступности, резко выросла тяжесть преступлений и их организованный характер. Так, число дел, связанных с оргпреступностью, увеличилось за год более чем в четыре раза. Такие данные представлены в проекте Национальной программы борьбы с преступностью на 2026-2030 годы, который правительство рассмотрит 8 октября. NM рассказывает о о ситуации с преступностью в стране и о том, как власти собираются строить в ней «безопасное европейское будущее».

Взрывной рост оргпреступности

Согласно данным, представленным в правительственной программе, общее число преступлений в Молдове в последние годы снизилось: в 2024 году зарегистрировали 24,6 тыс. преступлений — на 8,2% меньше, чем в 2022 году. Уровень преступности в 2024 году составил 102 преступления на 10 тыс. жителей.

При этом, на фоне снижения количества легких преступлений, растет доля тяжких преступлений. Если в предыдущие годы каждое шестое преступление было тяжким, особо тяжким или чрезвычайно тяжким, то в 2024 году к этой категории относилось каждое пятое преступление. Всего в 2024 году 21,7% преступлений были тяжкими или особо тяжкими.

Что касается профиля жертв и преступников, в 2024 году зарегистрировали 12,9 тыс. потерпевших, из которых 55,2% — мужчины. Число преступников составило 11 тыс., из которых 92,1% — мужчины.

Резко выросло в последние годы число преступлений, которые совершают организованные преступные группы. В 2024 году зарегистрировали 889 таких преступлений, что на 342,29% больше по сравнению с 2023 годом (205 преступлений). Тут нужно отметить, что, хотя в правительственной программе это не упоминается, но многие преступления, совершаемые сетью беглого олигарха Илана Шора, проходят по этой категории.

Ухудшение позиции в международных рейтингах

Согласно глобальному Индексу организованной преступности (2023 год), Республика Молдова опустилась на 69-е место из 193 стран, значительно ухудшив свои позиции по сравнению с 2021 годо, когда она занимала 123 место.

Развитие современных цифровых технологий и ускоренная цифровизация Молдовы привели к появлению и росту новых форм преступлений, говорится правительственной программе. Молдова сталкивается с серьезными проблемами в области кибербезопасности, занимая тревожное, 15 из 97, место в World Cybercrime Index как источник киберпреступной деятельности.

Преступления в цифровой сфере включают и насилие над детьми в онлайн-среде. В 2024 году в Молдове выросло число случаев распространения детской порнографии. Правоохранители возбудили 32 уголовных дела по сравнению с 23 годом ранее.

При этом общее число киберпреступлений несколько снизилось, а преобладающими остаются деяния, посягающие на финансовое достояние граждан.

Отдельно в правительственной программе говорится о враждебных действиях России и субъектах, которые с ней связаны. Они используют ИИ для распространения дезинформации, создания фальшивого контента типа deepfake и проведения кибератак для дестабилизации демократических процессов в стране.

Самая многочисленная категория преступлений (35,4% от общего числа) — преступления против собственности. При этом краж стало меньше, зато увеличилось число мошенничеств — с 1930 случаев в 2022 году до 2984 в 2024 году. Методы, которые используют мошенники, становятся все более разнообразными: от телефонных звонков типа «родственник попал в аварию» до мошенничества с инвестициями в криптовалюты.

Выросло за год число преступлений на сексуальной почве: с 551 в 2023 году до 582 в 2024 году (при этом годом ранее было небольшое снижение — с 563 до 551). Опасность заключается в том, что большинство жертв — дети: из 539 потерпевших в 2024 году 382 были несовершеннолетними. Это явление более выражено в сельской местности.

В 2024 года в Молдове были президентские выборы. В этом году был резкий рост случаев подкупа избирателей: правоохранители возбудили 75 уголовных дел по факту подкупа избирателей по сравнению с 3 в 2023 году, когда в Молдове проходили местные выборы. Эту ситуацию власти считают одной из самых больших угроз демократии.

Что касается экономических преступлений, то в 2023 году их количество немного снизилось, а в 2024 году увеличилось на 14,49%. Наиболее частые в этой категории преступлений — изготовление фальшивых денег, уклонение от уплаты налогов и контрабанда. О сложности этих дел говорит чрезвычайно низкий уровень завершения по ним уголовного преследования — 14,5% в 2024 году.

Цели к 2030 году

Для борьбы с вышеперечисленными феноменами правительство намерено потратить 53,3 млн. леев за пять лет (с 2026 по 2030 год). При этом из госбюджета на это выделят 12,5 млн, еще 2,26 млн поступят от внешних партнеров, а более 38 млн леев (свыше 70%) остаются пока финансово не покрытыми, что ставит под угрозу выполнение большей части запланированных мер.

В частности, правительство планирует создать единую онлайн-платформу для сообщений о преступлениях в интернете, усилить технические возможности Центра борьбы с киберпреступностью и повысить цифровую грамотность населения. Цель — сократить к 2030 году число преступлений сексуального характера, в том числе онлайн, на 50%.

Основной упор правительство предлагает сделать на выявлении и ликвидации криминальных сетей с высоким уровнем риска. Для этого предлагается улучшить сотрудничество с Европолом и Frontex, а также внедрять современные аналитические инструменты.

Программа также нацелена на снижение числа преступлений против жизни и здоровья (на 10%) и имущественных преступлений. Особое внимание уделяется борьбе с мошенничеством, число которых в 2024 году достигло почти 3 тыс. случаев.

Как отметили в МВД, эта правительственная программа — не просто набор мер, а дорожная карта к построению безопасного и современного государства, прочно опирающегося на европейские ценности. Успех программы, считают в ведомстве, покажет, сможет ли Молдова эффективно защитить своих граждан и сделать решительный шаг к безопасному европейскому будущему.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: