Ассоциация независимой прессы изучила судьбу журналистских расследований, опубликованных в молдавских СМИ за последние три года. Оказалось, что правоохранительные органы довольно часто реагируют на компрометирующую информацию, однако, это редко приводит к отставке чиновника, заподозренного в нарушении закона.
Ассоциация отобрала 32 расследования, касающихся высокопоставленных молдавских чиновников, проведенных Ziarul de Gardă, Центром журналистских расследований, Moldovacurata и RISE Moldova и опубликованных с января 2014 года по июнь 2017 года. Оказалось, что власти отреагировали в 24 случаях, в девяти из них последовали проверки, отставки, были заведены уголовные дела.
Часто правоохранительные органы спустя долгое время открывали уголовное дело против чиновника, фигурирующего в журналистском расследовании. Так было с судьей Олегом Мельничуком, о котором в 2014 году написали, что он владеет недвижимостью, не указанной в декларации о доходах. НЦБК задержал его в 2017 году по подозрению в незаконном обогащении. В январе 2016 года было опубликовано расследование о бизнесе мэра Кишинева Дорина Киртоакэ. А в мае 2017 года его задержал НЦБК, правда, по другому делу.
В восьми случаях не последовало никакой реакции властей. Кроме того, в 16 случаях отмечается, что чиновники, о которых был опубликован материал, остались на своем посту, а в девяти случаях их даже повысили в должности.
В то же время в пяти случаях чиновников уволили, но не в связи с опубликованным расследованием. И только в трех случаях отставка была реакцией на появившуюся компрометирующую информацию.
Так, члены ассоциации напомнили, как в марте 2015 года ZdG написал о том, что тогдашний премьер-министр Кирилл Габурич не сдал экзамены на степень бакалавра. Дело стало очень громким, а 21 апреля против Габурича было заведено уголовное дело по факту подделки документов. После этого он подал в отставку без объяснения причин.
«Тем не менее теперь Кирилла Габурича назначили министром экономики и инфраструктуры, хотя до сих пор нет объяснений по поводу того, что случилось с его дипломом, откуда он его взял», — заключил член ассоциации Виктор Мошняг.