Максим Андреев, NewsMaker

1 декабря — День единения Румынии. Что надо знать об объединении Молдовы с Румынией в 1918, и почему об этом говорят сегодня

1 декабря в Румынии отмечают День национального единения. Знаковая эта дата и для унионистов в Молдове. В этот день в 1918 году произошло центральное событие Унири — присоединение Трансильвании к Румынскому королевству, завершившее формирование Великой Румынии. Чуть ранее, в марте того же года в состав Румынии вошла Бессарабия. Сегодня, по соцопросам, за объединение Молдовы с Румынией готовы проголосовать от 35% до 40% жителей Молдовы. NewsMaker решил напомнить, как Бессарабия объединилась с Румынией в 1918 году, как эта идея снова стала модной спустя сто лет, кто и зачем разыгрывает эту политическую карту сегодня, и может ли Униря повториться на самом деле.

Униря вчера и сегодня

Через 100 лет тема объединения Бессарабии с Румынией продолжает разделять молдавское общество. Одни считают Унирю 1918 года панацеей от всех бед и готовы повторить ее спустя столетие. Другие уверены, что это была катастрофа, а, если попытка повторится, готовы чуть ли не «браться за оружие» для защиты государственности Молдовы. NM решил добавить оттенки в эту черно-белую картину и без оценок и агитации рассказать о фактах. В спецпроекте NM «Век Унири. Как Бессарабия объединилась с Румынией в 1918-м и возможно ли это сегодня» о событиях столетней давности и их значении сегодня рассказывают историки, документы и жители современных Молдовы и Румынии. В последней, кстати, не все и не всегда сразу понимают, о какой унире речь: в Румынии помнят несколько объединений.

 

Максим Андреев, NewsMaker

Ежегодно унионисты в Молдове отмечают две даты — 1 декабря День национального единения Румынии и 27 марта — очередную годовщину присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 году. В эти дни обычно звучат клятвы обеспечить воссоединение «двух румынских государств». Обозреватель NM Евгений Шоларь вспомнил, с чего все начиналось, как события вокруг Бессарабии получили в российской и румынской историографии прямо противоположное толкование, и как в современной Молдове унионизм из маргинального движения стал превращаться в модный тренд.

 

Униря и унионисты

Максим Андреев, NewsMaker

Политиков-унионистов в Молдове мало кто принимает всерьез: несмотря на растущую популярность идеи объединения с Румынией, ни на одних выборах последних лет продвигающие ее политики и партии не набирали более 10-13% голосов. Больше интереса у молдавской публики вызывают заметные политики из самой Румынии, которые вдруг решают обратить свой взор на Молдову. Так произошло с экс-президентом Румынии Траяном Бэсеску. В какой-то момент он решил получить гражданство Молдовы, стать почетным председателем одной из молдавских партий и даже расширить границы своего электората, выйдя на русскоязычную аудиторию. Он даже провел встречу с русскоязычными журналистами, чего не делал в последние годы ни один молдавский политик-унионист. По словам Бэсеску, тем просто не хватает смелости и открытости, чтобы донести свои идеи до русскоязычной аудитории. NM напоминает, как это было.

 

Другим заметным игроком в унионистском политическом сегменте Молдовы в последнее десятилетие была гражданская платформа Acțiunea 2012. Ее возглавляет Джордже Симион — гражданин Румынии, которому молдавские власти то запрещали въезд в Молдову, то снова встречали с распростертыми объятиями. На пике популярности известный сторонник объединения Молдовы с Румынией рассказал в интервью NM, как оно может произойти, почему это выгодно и русскоязычным жителям Молдовы, сколько будет стоить, и кто должен убедить президента РФ Владимира Путина в том, что это необходимо.

 

Максим Андреев, NewsMaker

В разные периоды карту румынского унионизма в Молдове разыгрывали разные силы и в разных политических целях. Причем зачастую реальными выгодоприобретателями от деятельности унионистов были другие силы, иногда даже их формальные оппоненты. NM не раз писал о том, почему все эти годы информационный шум по поводу Унири  был выгоден и властям, и оппозиции. А вот к реальному объединению с Румынией от всех этих политических маневров Молдова не приблизилась ни на шаг. Зато дала массу поводов для манипуляций тем, кто все эти годы имитировал борьбу с ползучей Унирей и строил в Молдове геополитические баррикады.

 

Униря и люди

Максим Андреев, NewsMaker

Тема объединения с Румынией будоражит эмоции и воображение не только политиков, но и людей, далеких от политической деятельности. В канун 100-летия исторического объединения с Румынией NM решил поговорить об этом с теми, кто не занимается политикой. Сегодня эти ответы почитать не менее интересно, чем тогда.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

PAS и DA снова вместе, но есть нюанс. Почему идея объединения проевропейского фланга в Молдове не удалась

Предвыборная кампания в Молдове, едва начавшись, уже подарила избирателям два любопытных политических события. Правящая партия PAS включила в свой избирательный список двух представителей партии «Платформа DA», которую тут же исключил из своих рядов блок Împreună. А основатель DA Андрей Нэстасе и бывший член PAS Олеся Стамате объявили о своем участии в выборах как независимые кандидаты. NM разбирался, что получают от такого расклада PAS и DA, что будет с проевропейской оппозицией, и смогут ли независимые кандидаты помешать планам PAS.

Как PAS исключила DA из выборов

В конце прошлой недели лидер правящей партии PAS Игорь Гросу рассказал, что партия вела переговоры с блоком «Вместе» (Împreună) о создании коалиции в будущем парламенте. По словам одного из лидеров блока, председателя Партии перемен Штефана Глигора, PAS предлагала представителям блока три места в своем избирательном списке.

Но из партий, входящих в блок, лишь «Платформа Достоинство и правда» (DA) выразила готовность участвовать в выборах по спискам PAS. Это подтвердил лидер DA Дину Плынгэу, отметив, что переговоры идут уже не один месяц, а их цель — «не допустить прихода к власти пророссийских сил». Позже в DA сообщили, что партия не будет самостоятельно участвовать в выборах: двое ее представителей — Дину Плынгэу и Стелла Макарь будут баллотироваться по спискам PAS.

После этого блок «Вместе» исключил партию DA из своих рядов, обвинив PAS в «разрушении проевропейского политического фланга. Таким образом, в блоке «Вместе» остались лишь Партия перемен и Зеленая экологическая партия.

Свои действия в PAS объяснили желанием консолидировать проевропейский электорат, чтобы не допустить прихода к власти партий, ориентированных на сотрудничество с Россией. При этом речь идет не о создании электорального блока. Плынгэу и Макарь, которых включили в список кандидатов PAS, покинут «Платформу DA».

Политолог Ион Тэбырцэ отметил, что выгода от такого шага для самой «Платформы DA» неочевидна, поскольку прохождение ее представителей в парламент не гарантировано, а партия при этом полностью отказывается от участия в выборах. По его словам, чтобы Плынгэу и Макарь, находящиеся на 42-м и 47-м местах в списке, попали в парламент, PAS необходимо набрать почти большинство голосов.

«Большинство политических обозревателей считают такой исход маловероятным. Очевидно, что PAS таким образом пытается устранить конкурентов с правого политического фланга. Они стремятся поставить проевропейский электорат перед безальтернативным выбором: есть только PAS и все», — считает он.

Какую проблему пытается решить PAS

Следует отметить, что правящая партия доминирует на проевропейском фланге. Другие партии, выступающие за европейскую интеграцию, не пользуются большой популярностью у избирателей и, согласно опросам, практически не имеют шансов пройти в следующий состав парламента. Именно это и является ключевой проблемой для PAS. Если бы у блока «Вместе» были шансы преодолеть избирательный барьер 7%, то в соглашении не было бы особого смысла, поскольку с блоком можно было бы создать коалицию.

Согласно недавнему опросу социологической компании Ateș Research, за PAS готовы голосовать 27,4% респондентов, за Партию социалистов (ПСРМ) — 10,4%, за блок «Альтернатива» — 6,6%, блок «Победа» — 6,2% и за «Нашу партию» — 5,4%. Остальные партии не набирают и 3%, в том числе и блок «Вместе», который готовы поддержать 2,2% участников опроса.

Если учитывать только определившихся респондентов, то PAS набирает 39,31% голосов. Этого может не хватить для получения большинства мест в будущем парламенте и формирования правительства. Здесь нужно сделать две оговорки: опросы не учитывают голоса диаспоры и жителей приднестровского региона, а социологи отмечают, что неопределившиеся избиратели более склонны голосовать за оппозиционные партии.

Молдавская избирательная система устроена так, что голоса, отданные за партии, не преодолевшие избирательный порог, пропорционально распределяют между прошедшими в парламент. Другими словами, если бы блок «Вместе» получил на выборах, предположим, 4% голосов, то они бы распределились между PAS, ПСРМ, блоком «Альтернатива», «Нашей партией» и блоком «Победа» (если последнему удастся оспорить или обойти отказ Центризбиркома в регистрации для участия в выборах). В таком случае голоса проевропейских избирателей достанутся, в том числе, сторонникам России и политикам, более скептически относящимся к евроинтеграции Молдовы.

Однако Тэбырцэ сомневается, что весь электорат «Платформы DA» (2–3%) проголосует за PAS. «Скорее всего, этот электорат распределится и, возможно, проголосует за блок «Вместе» или за другую партию. Какая-то его часть может поддержать Андрея Нэстасе, который уже объявил, что будет участвовать в выборах как независимый кандидат», — сказал он.

Что будет с проевропейской оппозицией

Лидеры блока «Вместе» 21 июля объявили, что, несмотря на решение бывших коллег, намерены участвовать в парламентских выборах 28 сентября. Однако после исключения «Платформы DA» из блока его шансы пройти в парламент стали еще ниже.

«К сожалению, ни лидеры PAS, ни Дину Плынгэу, ни другие представители „Платформы DA“ не проявили необходимой зрелости, чтобы понять, что узкие партийные интересы — такие как идти в этой избирательной кампании под желтым цветом и с теми, кто износился в процессе управления последние четыре года, — не должны превалировать», — заявил Глигор.

Тем временем бывший председатель «Платформы DA» Андрей Нэстасе объявил о намерении баллотироваться в парламент как независимый кандидат, рассчитывая на голоса разочарованных в существующих партиях. Кроме него, о планах участвовать в выборах как независимый кандидат заявила и бывший член PAS, депутат Олеся Стамате.

Тэбырцэ считает, что Нэстасе вряд ли сможет оттянуть голоса у PAS, поскольку он практически потерял тот электорат, который был у «Платформы DA». А вот появление Стамате, по словам аналитика, — более интересное явление, так как изначально ожидалось, что она пойдет на выборы по спискам какой-либо партии. «Возможно, не было предложений или они ее не устроили. Скорее всего, госпожа Стамате думает о своем политическом будущем, и эта кампания может стать для нее трамплином. Она попытается создать себе независимый политический имидж», — полагает эксперт.

В то же время он предполагает, что в первую очередь Стамате попытается избавиться от ярлыка, который на нее повесили бывшие коллеги по партии после скандала с амнистией. Кроме того, по мнению Тэбырцэ, Стамате сможет накопить определенный политический и электоральный капитал, чтобы в будущем попытаться создать свою партию или возглавить одну из существующих.

Директор социологической компании iData Михай Бологан в своем телеграм-канале написал, что Нэстасе и Стамате будут делать то же, что делал бы блок «Вместе» или «Платформа DA», участвуй они в выборах: бороться с PAS за голоса на правом фланге. «Лично я не верю, что какой-либо независимый кандидат когда-либо пройдет в парламент при 2-процентном барьере, который недостижим для подавляющего большинства партий», — подчеркнул он.

В истории Молдовы еще не было случая, чтобы независимый кандидат прошел в парламент в условиях пропорциональной избирательной системы. Ближе всех к этому был Олег Брега, набравший в 2014 году 0,88%, или 14 тыс. голосов. Судя по результатам прошлых парламентских выборов, для прохождения в законодательный орган независимому кандидату необходимо получить около 30 тыс. голосов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: