«Это попытка изнасиловать мир, когда не стоит». Сергей Шнуров о духе времени, меньшинствах, Путине и Трампе


Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров и журналист Федор Лукьянов поговорили о политике, духе времени и о том, как вслед за голливудским кино все в мире превращается в комиксы. Шнуров рассказал, почему ему хочется все больше власти, а на деле ее все меньше, и почему иерархическая вертикаль неуклонно падает, как Пизанская башня. NM выбрал самые интересные цитаты из интервью Шнурова изданию «Россия в глобальной политике».

О «заваливании вертикали в горизонталь»

Это тот же самый перелом, [что и сто лет назад]. просто отсроченный, он продолжается. Начался где-то, наверное, на рубеже прошлого века, когда просветительский модернистский проект достиг того, к чему стремился: грамотность стала всеобщей, большинство людей обрели умение читать и писать. То, что происходит сегодня, лишь развитие: мало того, что неграмотных в мире осталось немного, теперь еще все — комментаторы, то есть медийные личности. Всякий может в Инстаграме, Фейсбуке, где угодно, обрести аудиторию, о которой раньше только мечтали целые медиакорпорации.

В начале века [заваливание вертикали] называли «Советы». В середине века — «студенческая революция 1968 года». В 1991 году — «демократизация общества». Все эти процессы на самом деле из одного сырья и к одному стремятся. Вертикаль, как Пизанская башня, она только падает, неуклонно. Не знаю, когда случится окончательное падение вертикали, но случится.

Об исчезновении систем координат

Скорее всего, [впереди] абсолютная девальвация властных структур в том понимании, в котором они существуют. Вообще кризис власти наблюдается давно. Власти в широком смысле слова, власти как иерархии, которая предлагает свое понимание того, почему одно значимее другого, имеет средства давления на нижестоящие этажи. Вот этого не будет.

Мы привыкли к мироустройству, где есть центр, верх и низ. Это связано с ньютоновским пониманием мира, механистическим. Но Эйнштейн это опроверг, показал, что в космосе нет ни верха, ни низа, появляется теория относительности, когда ты можешь считать с любого места и в любую сторону. Это мировоззрение открыто физиками, и сейчас подспудно мы его изучаем в школах, привыкаем, что нет никаких систем координат. Соответственно, такое сознание будет отражаться и в политических конструкциях.

О Советском Союзе

Советский Союз был абсолютно религиозным государством. И когда у людей исчезла вера, то оно и рухнуло, как любое религиозное государство. Жрецы этого храма перестали верить своим богам. Это на примере ацтеков можно посмотреть: как только вера закончилась — все, до свидания все пирамиды. И ракеты не летают.

О Трампе

Что это за явление? Его стопроцентно не могло быть еще 20 лет назад. А сейчас — вполне себе… Фактически кто он такой? Человек, создающий информационные поводы. Это не президент в прежнем понимании. Раньше президент не создавал информационные поводы, он занимался политикой. Если посмотреть на агрессивную политику Америки, то за 20 лет в ней ничего не изменилось, они точно так же себя вели. Просто Твиттера не было, а когда не было Твиттера, не было и Трампа, и не могло быть. Они вместе меняют все.

О комиксах

Новое отражено в кинематографе, естественно, в голливудском. Он переживает ренессанс, мощнейший всплеск творческой энергии, истоки которой в жанре комикса. Кругом, как положено в комиксе, супергерои. Есть положительные, есть отрицательные, но все герои. ИГИЛ, например, это совсем мрак. Но абсолютно комиксная история.
Трамп — взбалмошный супергерой, но он все равно же обладает какими-то суперспособностями. Да, мы их не знаем, но он, скорее, джокер, он трикстер, может сыграть и за плохого, и за хорошего. Это такой герой комиксов, который вносит «живизну» в весь ландшафт, и от его поведения зависит дальнейшее развитие сюжета.

О Путине

Конечно, комикс! Его фотосессии — это что? Вы себе могли представить Брежнева в таком виде? Нет. И я не могу. Комикс — не просто серия забавных картинок, а история персонажей — это сейчас главный продукт. Самые бешеные блокбастеры, самые большие сборы — студия Marvel «Железный человек». Его, кстати, как раз можно прилепить к Путину. Человек, который знает все, у него секретная лаборатория, и он буквально с помощью паяльника и циркулярной пилы мастерит целый мир. Ну просто как Владимир Владимирович, который, если верить тому, что о нем пишут на Западе, из ничего стал самым могущественным разрушителем.

О Китае

А вот Китай совсем не комиксная культура, насколько я ее себе представляю. Они же вообще обособлены, даже в плане компьютерных операционных систем, там просто блокируется то, что они считают себе не соответствующим. Они не поддаются этой всеобщей волне.

Но я, скорее, верю в американскую изобретательность. Они же не могут иначе существовать, кроме как в ситуации собственной гегемонии. А главный инструмент — это их культура, которая сильна тем, что ее все впитывают. Так что это для них важнейшая задача. Думаю, появится решение и для Китая.

О современном политике

Это попытка изнасиловать мир, когда не стоит.

О политкорректности и меньшинствах

Смотрите, когда — а это произойдет скоро — появятся киборги, когда появятся модифицированные, измененные, как картошка, ГМО-люди, распространится массовое клонирование, то все эти юридические наработки, которые ныне опробуют и применяют к сексуальным меньшинствам, понадобятся всем… Сейчас [с меньшинствами] это делается в тестовом режиме для следующего большого этапа.

Все будут меньшинством. В таком обществе, когда появятся разнообразные киборги с разными возможностями и задачами, многочисленные разновидности гендера и пр., просто каждый будет по сути каким-нибудь меньшинством. И их права и обязанности придется как-то регулировать.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: