NM

(DOC) Психологи в Молдове будут работать по новому закону: лицензии, цены, выдача чека и уголовная ответственность

Молдавских психологов планируют обязать работать по лицензии. Это предусматривает новый законопроект, который кардинально изменит положение психологов и защитит интересы их клиентов. NM изучил законопроект, поговорил с его авторами и выяснил, почему никто не знает, сколько в Молдове психологов, а также о том, как планируют лицензировать специалистов, и что по этому поводу думают сами психологи.

«Наладил связь с космосом и вылечу твою травму»

Сколько сейчас в Молдове практикующих психологов и психотерапевтов, не знает никто. При этом любой человек без профильного образования теоретически может назвать себя «психологом», открыть кабинет и страничку в Instagram и начать «лечить людей», а чек за сессию может достигать 500 евро, с которых при этом не заплатят налоги.

Такая ситуация давно беспокоит и сообщество психологов, и клиентов, чьи права практически не защищены, и власть. Депутат фракции партии «Действие и солидарность» Лилиана Гросу – психолог по образованию и автор нового законопроекта, призванного регламентировать работу психологов в Молдове.

«Сегодня мы с испугом осознаем, что практически любой человек в Молдове, в том числе, без диплома об образовании в области психологии, может получить право предоставлять услуги психолога, — рассказала Гросу в беседе с NM. — Получить патент, заплатить налог, открыть кабинет и написать на кабинете: “Наладил связь с космосом и вылечу твою травму”».

При этом, по ее словам, в стране много хороших специалистов с образованием, дипломами и опытом, но это никто не проверяет и не контролирует. Реестра психологов нет. Известно лишь, что порядка 1 тыс. психологов работают в госсекторе. Это и школьные психологи (их около 600), и различные специалисты в рамках минздрава, МВД и других министерств.

Есть также специалисты, которых нанимают частные фирмы или неправительственные организации. Как правило, поясняет Лилиана Гросу, штатные психологи в частном секторе работают на основании должностных инструкций. Третья группа практикующих психологов — специалисты с частной практикой, и вот их деятельность сейчас никак не регулируется. Как и цены за их услуги, которые могут достигать 10 тыс. леев за сессию.

Лицензии, кассовый аппарат и уголовная ответственность

Новый закон, в случае его принятия, кардинально изменит положение практикующих психологов в Молдове.

Во-первых: власти планируют создать Национальную коллегию психологов — самоуправляющееся публичное учреждение. Инициатором его создания выступит одно из министерств, по предложению правительства. Его главным органом станет Конгресс Нацколлегии, министерство обеспечит работу его первого заседания. В конгресс войдут как свободно практикующие психологи, так и представители Ассоциаций психологов, а также преподаватели факультетов психологии и сотрудники министерств.

Как пояснила депутат Лилиана Гросу, профессиональное сообщество психологов Молдовы еще недостаточно сильное, чтобы создать орган самоуправления, поэтому к созданию Нацколлегии подключат одно из министерств. У Нацколлегии будет три филиала: в Бельцах, Кишиневе и Кагуле.

Именно Нацколлегия будет ответственна за выдачу лицензий свободно практикующим психологам. Это означает, что психотерапевт или психолог, который решит открыть кабинет самостоятельно или в ассоциации с другими специалистами, должен подготовить индивидуальное досье с дипломами для получения лицензии на свободную практику.

Специальная комиссия при Нацколлегии рассматривает досье, проверяет дипломы и выдает лицензию, если специалист отвечает требованиям. Важно отметить, что психолог, специализирующийся на семейной терапии, получит лицензию именно на этот тип услуг.

В законопроекте установлены виды психологических услуг: психотерапия, профессиональное ориентирование, юридическая психологическая экспертиза и другие. А в зависимости от образования и навыков психологов разделят на три категории: психолог-практикант, психолог специалист и главный психолог. Для последнего уровня нужно иметь пять лет стажа как психолога-специалиста.

«Законопроект разграничивает специализации психологов, — отмечает в беседе с NM глава Национального центра предупреждения насилия над детьми и одна из авторов законопроекта Даниела Сымботяну. – Например, психолог, который работает в области психологии труда, не может предоставлять услуги клинической психологии. Также нельзя ставить на одну чашу весов психологов, которые окончили только лиценциат, с теми, кто имеет степень магистра и прошел дополнительное обучение в профессиональных ассоциациях. Так мы не столкнемся с ситуацией, что практически все, кто оказывает услуги, называют себя психотерапевтами».

Депутат Лилиана Гросу добавляет, что деятельность свободно практикующего психолога без лицензии будет считаться незаконной. За этим может последовать административная или уголовная ответственность.

Нацколлегия психологов будет также уполномочена приостановить или прекратить действие лицензии в случаях, если специалист сам того пожелает, если он более 12 месяцев не уплачивал членский взнос или в соответствии с судебным решением.

После получения лицензии психолог должен оформить свою практику в легальном и налоговом поле. Один из психологов, который участвовал в обсуждении законопроекта, заявил, что психологов могут обязать закупить кассовые аппараты и выдавать чеки за свои услуги. Также если законопроект примут, то психологи смогут выбирать способ организации своей работы — индивидуальную практику, ассоциированную, или профессиональное общество.

Законопроект, в случае его принятия, вступит в силу с 2025 года, после этого — должен появиться реестр лицензированных психологов Молдовы.

Также законопроект устанавливает психологические услуги, гарантированные государством. Государство обязано бесплатно оказывать психологические услуги нескольким категориям людей: детям с проблемами инклюзии в школе и детям, которые находятся в ситуации риска; молодым людям с 10 до 24 лет с целью их социнтеграции; взрослым и детям, пострадавшим от преступлений; людям, которые пострадали от наводнений и стихийных бедствий, а также — взрослым и детям, которые являются бенефициарами социальных и медицинских услуг.

Права, обязанности и профессиональная тайна

Законопроект установит права и обязанности практикующих психологов. Помимо того, что они имеют право стать членом Нацколлегии, у психологов есть право прекратить оказание услуг, если они понимают, что это не ведет к улучшению психоэмоционального состояния клиента. Также психологи могут отказаться предоставлять услуги, если клиент ведет себя агрессивно.

У психологов будут и обязанности. Например, их обяжут соблюдать конфиденциальность при оказании услуг, однако с оговоркой: профессиональную тайну можно раскрыть, если клиент подвергается насилию или для того, чтобы предотвратить уголовное преступление.

Законопроект также установит права бенефициаров психологических услуг: они имеют право на информирование о том, законно ли осуществляет специалист свою деятельность, а также имеют право отказаться от услуг в любой момент.

Потолок цен, членские взносы и образование

Работа над законопроектом шла более года, а в состав рабочей группы входили представители как госсектора, так и ассоциаций психологов.

«В отличие от предыдущих попыток принять подобный закон, сейчас на этот счет есть консенсус психологического сообщества. Ранее нас подключали только на финальном этапе обсуждений. Да, психологи привыкли работать без лицензии, без того, чтобы перед кем-то отчитываться. Но это [регламентирование] – неизбежный процесс, если мы исходим из интересов и безопасности бенефициаров психологических услуг», — говорит Даниела Сымботяну.

А Лилиана Гросу рассказала, что авторам проекта удалось достичь договоренности с сообществом психологов по двум спорным моментам: лицензирование психологов на госслужбе и размер ежемесячных взносов в Нацколлегию.

«Мы пришли к компромиссному варианту: те специалисты, которые работают в публичном секторе, могут стать членами коллегии [по своему усмотрению]. Обязательно членство – для тех, кто хочет получить право частной практики. Также мы установили в законе, что размер взноса установит конгресс психологов в зависимости от финансовых возможностей специалистов. Помимо этого, Нацколлегия установит потолке стоимости определенных услуг: психологи понимают, что некоторые услуги стоят дешевле, а другие — дороже», — объяснила депутат.

Психолог и председатель Ассоциации гештальт-терапии и психодрамы Молдовы Елена Бычева, которая тоже участвовала в обсуждении проекта, рассказала, что многие психологи сейчас переживают, засчитают ли их образование для получения лицензии.

«Когда происходят новшества, люди поначалу очень осторожно и аккуратно к этому относятся. Некоторые коллеги опасаются, будет ли считаться их образование. Ранее, например, многие проходили только магистратуру на основе лиценциата [по другой специальности]. То есть полтора года магистратуры давали право быть психологом даже людям с непрофильным образованием», — отмечает Бычева.

Также она подчеркивает, что за последние три-четыре года в Молдове сильно возросла потребность населения в услугах психологов: «Что-то в сознании людей меняется, многие люди, клиенты – становятся образованными: много читают, слушают подкасты, информируются. Люди серьезнее стали относится к этим услугам и к необходимости периодически посещать психолога».

***

Законы, регулирующие профессию психолога, приняты практически в каждой европейской стране. В Румынии, например, подобный закон действует с 2004 года. Согласно ему, там действует коллегия психологов Румынии, которая отвечает за выдачу лицензии свободно практикующим специалистам.

Кроме национальных ассоциаций психологов, в Европе действует Европейская федерация психологических ассоциаций (EFPA). В начале 2000-х гг. EFPA в рамках генеральной директивы Европейского союза 89/48/EC «Взаимное признание диплома о высшем образовании» разработала сертификат EuroPsy — европейский стандарт профессиональной квалификации. Любой психолог, соответствующий этому стандарту, может получить сертификат EuroPsy и быть включенным в Реестр европейских психологов.

Lege cu privire la exercit… by newsmakermd


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Andrei Mardari / NewsMaker

Почему обвалился рынок жилья в Кишиневе? И что будет с ценами?

Рынок жилой недвижимости в Кишиневе пережил в прошлом году одно из самых глубоких падений за последние годы: продажи квартир сократились более чем на 60%. NM разбирался, что за этим стоит, и стоит ли ждать снижения цен на жилье.

Что происходит на рынке жилья?

В 2025 году продажи квартир в Кишиневе снизились на 60,8% по сравнению с 2024 годом. По данным Кадастра, в прошлом году в столице продали 6334 квартиры, в то время как в 2024 году — 16141 квартиру. Что касается частных домов, число сделок за год снизилось на 51,8% — с 2118 до 1022.

В последнем квартале прошлого года падение было еще более значительным: продажи снизились на 78,5% — с 4647 квартир в 2024 году до 999 квартир в 2025 году. Количество проданных домов в четвертом квартале 2025 года сократилось на 74% — с 654 в 2024 году до 170.

Схожая ситуация и в регионах. Число проданных квартир выросло за год лишь в четырех районах: Тараклийском — с 39 в 2024 году до 46 в 2025 году, Ниспоренском — с 61 до 71, Каларашском — с 81 до 87 и Сорокском — с 256 до 270 квартир. В остальных регионах роста не было или был спад продаж.

Во втором по величине городе Правобережной Молдовы — Бельцах продажи квартир за год снизились на 42,2%: с 2003 до 1158, а домов — на 27,3%: с 315 до 229. В Кагуле число проданных квартир сократилось за год с 351 до 276, а домов — с 432 до 349. В Унгенах число сделок с квартирами за год снизилось с 325 до 300, а домов — с 370 до 334.

Почему рынок упал?

Аналитик агентства Acces Imobil Виктор Черноморченко подчеркнул, что, несмотря на обвал продаж, цены не упали. К концу прошлого года средняя стоимость квадратного метра в Кишиневе остановилась на отметке €1720. По его словам, рынок стал более практичным: «Покупают те, кому нужно где-то жить, или те, у кого изменяются жизненные обстоятельства — развод, расширение семьи». В этом году, по мнению эксперта, число сделок купли-продажи увеличится, но незначительно.

Черноморченко также отметил, что без массового строительства не стоит ждать увеличения предложения жилья. По его словам, сейчас запустили несколько проектов, но они будут готовы лишь в 2027–2028 годах.

Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ назвал нынешний спад рынка самым глубоким за последние 15 лет, сопоставимым лишь с периодом кризиса 2008 года. Одна из ключевых причин, по его словам, — исчезновение инвесторов, которые рассматривали покупку квартиры как инвестицию, позволяющую заработать на перепродаже по более высокой цене. «Рост цен остановился, появились ограничения на расчеты наличными, и инвесторы начали уходить, в том числе в Румынию», — отметил Ионицэ.

Среди причин спада рынка он также назвал значительный рост цен на жилье в последние годы, который отпугнул покупателей, и невозможность легализовать накопленные деньги. «У людей есть деньги, но они берут кредиты, так как не могут легализовать средства. Власти оказали рынку медвежью услугу, [усложнив расчеты наличными]», — сказал Ионицэ.

С 1 апреля 2025 года, напомним, в Молдове вступил в силу закон «Об осуществлении наличных денежных расчетов и о внесении изменений в некоторые нормативные акты». Он предполагает запрет на покупку недвижимости за наличные, если ее стоимость превышает 100 средних заработных плат (около €80 тыс.). С 2026 года этот порог снижен до 75 средних зарплат, что с учетом роста средней зарплаты составляет около €65 тыс. С 2027 года потолок должен снизиться до 50 средних зарплат.

Глава Агентства недвижимости Nika Imobil Петр Олейник обратил внимание на то, что в 2025 году 46% проданных в столице квартир (2884) пришлись на первый квартал, то есть до 1 апреля, когда вступило в силу ограничение на использование наличных при покупке недвижимости.

По его словам, на снижение спроса повлиял и рост цен. Олейник также отметил, что число ипотек в прошлом году превысило число сделок купли-продажи (ипотекой считается и ситуация, когда человек закладывает имущество для получения кредита на другое имущество). «Число ипотек превысило число договоров купли-продажи. Рынок функционирует за счет банковских ресурсов. Не могу сказать, хорошо это или плохо — [таковы реалии рынка]», — подчеркнул эксперт.

По его словам, в теории в подобной ситуации должен увеличиться объем предложения, однако этого не происходит. Рынок альтернативных сделок остается нестабильным, люди опасаются таких операций, добавил он: «Например, человек хочет продать одну квартиру и купить другую — побольше или поменьше, но боится, что, продав жилье, не сможет найти ничего подходящего, поэтому не рискует».

Будут ли падать цены?

Эксперты, с которыми поговорил NM, не видят предпосылок для снижения цен на жилье. Виктор Черноморченко полагает, что цены, напротив, вырастут, но ненамного — соизмеримо с уровнем инфляции. «В 2023 году стоимость квадратного метра составляла €1070, в 2024 году — €1570, в 2025 году — €1720. Такого взлета цен не будет. Будет умеренный рост, как [в развитых странах]. Оснований для снижения цен я не вижу: это происходит, когда есть проблемы в экономике и высокая доля ипотек. У нас только в последний год доля ипотек составила 75%. До этого преобладала покупка за наличные», — отметил Черноморченко.

Вячеслав Ионицэ отметил, что в долгосрочной перспективе цены на жилье привязаны к доходам населения. «Если зарплаты в Молдове будут расти в среднем на 10% в год, то стоимость недвижимости будет подтягиваться за ними чуть медленнее — допустим, на 7%», — сказал Ионицэ. По его мнению, оживление рынка возможно ближе к середине года, так как «падать глубже уже некуда».

Петр Олейник ожидает дальнейшую стагнацию рынка — низкую активность с небольшим количеством сделок. Цены, по его словам, стоят со второго полугодия 2025 года и не снижаются. По оценкам эксперта, стоимость жилья на вторичном рынке составляет €1500–€1600, а в новостройках — около €1700 в «белом варианте».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: