Кто из нас не пробовал домашнего вина из расписного глиняного кувшинчика? Традиционная керамика в Молдове не редкость. Но вот производство расписной керамической плитки — дело новое. Именно за него взялись супруги Ана и Игорь Плэмэдялэ, открывшие три года назад в Дурлештах семейное художественное ателье Ignis Ceramics. NM рассказывает историю ателье: от идеи и роликов на Youtube до заказов из Франции и США.
Аня и Игорь в мастерской, фото: личный архив
«Мы начинали с нуля»
С Аной мы встретились на ежегодной выставке Fabricat în Moldova. Люди подходили к стенду Ignis Ceramics и надолго задерживались. Некоторые удивлялись, что такую красоту производят у нас в Молдове. Дело в том, что Ignis Ceramics комбинирует в мастерской традиционные техники разных регионов, например, характерную для Испании технику cuerda seca («сухая веревка») с исконными молдавскими узорами.
фото: NewsMaker
Ignis Ceramics — уникальное производство, в Молдове такого больше нет, рассказала Ана, когда мы встретились уже в их ателье, расположенном в Дурлештах. С мужем Игорем они занимаются ручным производством керамических плиток — прямоугольных, квадратных, ромбовидных и других форм, размеров и расцветок. Ограничений в этом деле нет, на плитки наносят традиционные узоры и дизайнерские рисунки. Например, изображение этого симпатичного котика, окруженного кустами клубники и ежевики из бабушкиного палисадника.
фото: Ignis Ceramics
Семейное производство началось с идеи, которой Ана и Игорь загорелись, посмотрев видео на Youtube. И даже слово «загорелись» не случайно, потому что название ателье происходит от латинского слова «ignis» — огонь. А магия производства, по словам Аны, происходит в печах во время обжига плиток.
«Мы хотели начать какую-то экономическую деятельность, но все выходило затратно. Как-то посмотрели видео о ручном производство керамических плиток и решили попробовать. Присмотрелись, подсчитали, сколько это может стоить. Думали так: если не получится, то продадим сырье и оборудование местным керамистам, вспоминает Ана.
фото: Ignis Ceramics
В этом году небольшому семейному бизнесу исполнится три года. При этом в самом начале, признается Ана, у них с мужем не было ни профессиональных знаний в области керамики или производства фаянса, ни особого бэкграунда в искусстве. Ана, правда, в свое время училась в гимназии с художественным профилем. Она занималась привлечением инвестиций для исследовательских и инновационных проектов в Академии наук и нескольких вузах страны. С этой же сферой связан и Игорь. Благодаря этому они познакомились.
Ана признается, что поначалу, когда открыли мастерскую Ignis Ceramics, было немало неудач и промахов. «Мы ведь начинали с нуля. Но когда у нас что-то получалось, когда открывали печь и видели результат, все было “Вау”. Если не знаешь, что в итоге получится, и видишь, что получается, тебе все очень нравится, и ты прилагаешь еще больше усилий. Понятно, что сейчас у нас уже есть стандарты, мы видим: это не получилось хорошо, а это получилось. Но поначалу нам все казалось прекрасным», — улыбается девушка.
фото: NewsMaker
«Красота не требует ремонта»
Глина, глазурь и печь — основные компоненты производства. Процесс изготовления керамических плиток можно разделить на несколько этапов: сначала глину раскатывают под прессом, разрезают пласт на формы, которые затем отправляют сушить на семь-десять дней. Затем подсушенное изделие достают, раскрашивают, отправляют в печь на обжиг, покрывают глазурью и — снова в печку. В финале получаются глянцевые красочные плитки, которые радовать глаз и душу.
фото: Ignis Ceramics
«Сейчас мы работаем только с материалом, который годится для внутренней облицовки зданий. В перспективе — производство плитки, которую можно будет установить на фасаде и пороге дома. Нас часто спрашивают, где можно установить плитку ручной работа. И мы отвечаем: “Везде, все зависит от фантазии”. Плиткой можно украсить кухню, ванную, подоконники. На одной из стен нашего дома мы прикрепили три плиточки между рамками с фотографиями, и стена выглядит совсем по-другому, она нас радует», — делится Ана.
фото: Ignis Ceramics
Одна из идей Ignis Ceramics — тезис о том, что красота не требует ремонта или нового дома. «Мы считаем, что необязательно делать ремонт дома, чтобы позволить себе ремесленный фаянс. И мы не ориентированы только на большие заказы», — поясняет керамист. Стоимость одной плитки колеблетса от 40 до 200 леев, поэтому ребята принимают заказы даже на три-четыре плитки.
«Остановка разрушится, а узор останется»
Творчество Аны и Игоря вдохновлено традиционным костюмом, народными коврами и элементами сельской архитектуры, но не только. От мозаики на автобусных остановках по всей Молдове до травинок из кишиневских парков — источником вдохновения для них могут стать самые привычные и не всем заметные предметы, которые воплощаются в керамике.
фото: Ignis Ceramics
«Мы увидели мозаику на остановке в селе Устия Дубоссарского района. Эта остановка разрушается, но мы успели перенести на плитку один из мотивов мозаики. Так мы сохраняем наследие», — говорит Ана.
фото: Ignis Ceramics
А еще она ждет не дождется весны, чтобы собирать в парке зеленые стебельки, листики и цветы — из них получаются минималистичные композиции в белой глине.
Кроме этого, ребята трансформируют народные орнаменты в элементы для керамических плиток. Один из последних заказов — керамический рукав для печки в гостевом доме на берегу Днестра.
«Есть, например, местные и региональные орнаменты, которые можно перенести на плитку. Много информации мы находим в интернете, в монографиях, посвященных традиционным жилищам. Да, техника cuerda seca распространена в Италии, Испании, Латинской Америке, но она идеально сочетается с нашими традиционными узорами», — рассказывает Ана.
Амбассадор cuerda seca в Молдове
Ану можно назвать амбассадором cuerda seca в Молдове. В переводе с испанского — это «сухой шнур». Технику cuerda seca используют для нанесения цветной глазури на керамические поверхности.
«С cuerda seca мы наносим контур орнамента на плитку, а затем заполняем глазурью— так глазурь не выходит за границы линий. До этого мы работали с рисунком, некоторые наносили с помощью трафарета, некоторые — от руки», — объясняет керамист.
фото: NewsMaker
У Аны необыкновенное чувство красоты, ателье наполнено светом не только из больших окон, но и от ее полной отдачи своему делу и чувству красоты.
— Ана, а как ты чувствуешь эту красоту и гармонию вокруг? — спрашиваю я.
— Наверное, это у меня с рождения, — смеется она в ответ.
фото: NewsMaker
На большом прямоугольном столе в мастерской рядом с баночками красок стоят стеклянные вазочки с сухоцветами, а на подоконнике, между образцами плиток, — ряд маленьких домиков.
фото: NewsMaker
«Это не на продажу, это мой муж балуется. Укладываем детей спать, а он приходит в мастерскую и лепит домики. Я потом их обжигаю и раскрашиваю», — рассказывает Ана. В мастерской частый гость и их пятилетний сын, ему нравится раскрашивать плитки. «У него уже целая коллекция собралась, хотим установить их на стене в детской комнате», — признается мама.
Мечта о производстве в родном селе
Пока я хожу по мастерской и фотографирую, Ана увлеченно обсуждает с клиентом дизайн будущих плиток. Клиент из Франции, из молдавской диаспоры. Представители диаспоры — постоянные клиенты ателье Ignis Ceramics В основном, говорит Ана, плитку ручной работы заказывают у них такие же, как и они, молодые семьи, которые хотят привнести красоту в свой дом. И немного ностальгии, если они находятся далеко от дома.
фото: Ignis Ceramics
«Пока мы радуемся, что не мы находим клиентов, а они нас. Молдова ведь небольшая страна, кто-то услышал от знакомого, заинтересовался. У нас много запросов о цене из Румынии, из стран, где живут наши соотечественники. Диаспора узнает о нас от инфлюэнсеров, например. В перспективе хотим выйти на рынок Румынии, потому что наш рынок — не самый большой. Хотим также немного расширить производство, чтобы была возможность нанять сотрудников. Спустя три года сложно говорить о какой-то сверхприбыли, но мы рады тому, что часть средств от продажи можем реинвестировать в производство, а не только тратить собственные деньги. Поначалу ведь муж шутил, что это очень дорогое хобби, а сейчас мы еще и дистрибьюторы печей и глазурей иностранных производителей в Молдове», — говорит Ана.
В мастерской, признается она, обязанности распределены так: Ана занимается творчеством и работой с клиентами, Игорь — бухгалтерией и логистикой.
В завершении спрашиваю у Аны, хотели бы они уехать из Молдовы, как многие другие молодые семьи. Она отвечает, что они подумывают об этом, но сейчас их жизнь здесь. Кроме производства в Дурлештах, они мечтают открыть производство в селе Машкауцы Криулянского района, где остался родительский дом еще от бабушек и дедушек.
фото: Ignis Ceramics
Буквально месяц назад Ана и Игорь купили в центре села здание бывшего дома быта и хотят перенести туда производство и обустроить функциональный шоурум. Так, по словам Аны, они хотят создать «что-то вроде пункта индустриального туризма и помогать развивать местную экономику».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Moldovagaz, скорее всего, продолжит заниматься поставками газа в приднестровский регион. Однако устойчивого механизма финансирования этих поставок пока нет. Об этом рассказал врио председателя правления Moldovagaz Вадим Чебан в новом выпуске программы «Есть вопросы» с Николаем Пахольницким, вышедшем 29 июля.
Уже в августе главным поставщиком газа вместо Moldovagaz может стать госкомпания Energocom. Чебан объяснил, что будет с поставкой газа в Приднестровье.
«Сегодня на основании решения комиссии по ЧС у Moldovagaz есть контракт с Тираспольтрансгаз, а также контракт с внешним поставщиком. Сегодня мы обеспечиваем в том числе растаможку природного газа для Тираспольтрансгаз. Эта функция, скорее всего, исходя из того, что нам известно, должна остаться за Moldovagaz. Какое решение примет министерство энергетики, я имею в виду правительства и НАРЭ, мы увидим. Но, исходя из опыта, худо-бедно механизм работает. Сегодня наши потребители, наши люди в приднестровском регионе получают газ», — сказал Чебан.
Он отметил, что устойчивого механизма финансирования поставок пока нет.
«Это зависит в основном от Тираспольтрансгаз, но, надеюсь, этот вопрос в ближайшее время решиться», — добавил Чебан.
Глава Moldovagaz также говорил о мерах экономии, которые периодически вводят в регионе. В некоторых случаях отключали горячую воду, чтобы перенаправить больше газа на Молдавскую ГРЭС для генерации электроэнергии.
Однако Чебан не стал делать прогнозов на будущее.
«Надеюсь, что решат вопрос об устойчивом финансировании, для того чтобы Тираспольтрансгаз прошел нормально зиму. […] Не могу дать никаких прогнозов», — добавил Чебан.
***
Напомним, 18 июня этого года приднестровский лидер Вадим Красносельский заявил о риске «финансового и социального коллапса» в регионе. Резкий экономический спад вызвал энергетический кризис, с которым регион столкнулся в начале 2025 года. Россия прекратила подачу газа в непризнанную республику. Из-за этого Левобережье больше месяца жило без газа, отопления, горячей воды и с веерными отключениями электричества.
Затем Кишинев и Тирасполь договорились о «венгерской схеме» поставки газа в Приднестровье. Эта схема, как заявляли Тирасполя, оплачивается за счет кредита России. Газ поставляет венгерская MET через Moldovagaz, деньги за него перечисляет дубайская компания (ее название неизвестно). Тогда сообщалось, что газ будет поступать в объеме до 3 млн кубометров в сутки. Этого объема Приднестровью якобы хватает только для обеспечения критической жизнедеятельности (отопление, электроэнергия, пищевое производство). Одним из условий поставки, которые выдвинул Кишинев, как раз и было неиспользование этого газа для промышленного производства. Но власти региона решили пораньше завершить отопительный сезон, а затем стало известно о возобновлении работы крупных промышленных предприятий, которые в основном и наполняют приднестровский бюджет.
В июне появилась информация, что у региона вновь проблемы с поставкой газа. Объем промышленного производства в Приднестровье за этот период снизился почти вполовину.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.