парламент, вотум недоверия, санду, нэстасе
Максим Андреев/NewsMaker

Концы в вотум. Как отставка правительства Кику стала инструментом против Санду

В четверг, 16 июля, истекает срок, отведенный Платформой DA для выдвижения вотума недоверия правительству Иона Кику. Партия Андрея Нэстасе настойчиво ждет решения бывших партнеров по блоку ACUM из партии «Действие и солидарность» Майи Санду. Несложный математический расчет показывает, что нет шансов отправить в отставку правительство Кику и тем более утвердить новый кабмин. Но на кону на этот раз не только отставка правительства, но и борьба за позиции на предстоящих выборах президента, где Санду и Нэстасе будут уже не партнерами, а конкурентами.

DA: «Настал момент истины»

11 депутатов от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) 14 июля подписали текст вотума недоверия правительству Иона Кику. Они призвали других депутатов присоединиться к ним и до четверга, 16 июля поставить свои подписи под документом.

Председатель фракции DA Александр Слусарь подчеркнул, что, если вотум не вынесут на этой неделе, то сделать это можно будет только после парламентских каникул.
«Настал момент истины, и важно, чтобы до четверга документ подписали все депутаты, которые не хотят, чтобы Додон организовал досрочные выборы с участием 100 тыс. приднестровцев, 30 тыс. сирийцев и без участия диаспоры», — сказал Слусарь, подписывая вотум.

Для того, чтобы инициировать вотум недоверия, нужны 26 депутатских подписей. Слусарь отметил, что DA рассчитывает на подписи депутатов от партии «Действие и солидарность» (PAS), а также независимого депутата Октавиана Цыку. Пока подписать вотум согласился лишь Цыку.

PAS: «Математика не сходится»

Еще до того, как депутаты от DA подписали вотум недоверия кабмину, в PAS сказали, что рассмотрят вопрос о подписании документа на заседании политсовета партии в субботу, 18 июля.

Ранее депутаты от PAS неоднократно заявляли, что было бы безответственным шагом отправить в отставку правительство в условиях кризиса, тем более что «нет уверенности, что соберется новое парламентское большинство, которое выберет лучшее, проевропейское правительство».

Лидер PAS Майя Санду заявила, что для инициирования вотума недоверия правительству Кику голоса можно поискать во фракции Демократической партии. В эфире одного из телеканалов она отметила, что недостаточно подписать вотум — необходимо отправить правительство в отставку, и для этого нужна широкая коалиция.

И вот тут математика не сходится, и возникают как минимум три вопроса.

Вопрос 1. Как отправить в отставку Кику?

Чтобы отправить в отставку правительство, необходимы голоса 51 депутата. Сейчас коалиция Партии социалистов и Демпартии насчитывает 50 депутатов с учетом вернувшегося «из реабилитации» после попыток покинуть ПСРМ и сдать мандат Штефана Гацкана. С ДПМ и ПСРМ часто голосует независимый депутат Александр Олейник — он и обеспечивает коалиции минимальное большинство.

У PAS и DA (бывший блок ACUM) вместе 26 голосов — с учетом примкнувшего к PAS Иона Грозы. С независимым депутатом Цыку — 27. То есть теоретически они могут инициировать вотум недоверия кабмину.

Но найдется ли в парламенте достаточно голосов, чтобы отправить правительство Кику в отставку?

Однозначно за вотум недоверия правительству готовы голосовать группа Pro Moldova (насчитывает 14 депутатов) и фракция «Шор» (в ней девять депутатов, но фактически восемь, так как Илан Шор на заседаниях отсутствует).

Между тем в PAS не раз публично заявляли, что не будут голосовать вместе с фракцией «Шор». Насчет голосования с Pro Moldova позиция не столь однозначна. Ранее в некоторых публичных заявлениях представители PAS этого не исключали.

Итак, даже если депутаты от DA и PAS вместе с Цыку переступят за свои «красные линии» и согласятся голосовать за отставку правительства Кику с Канду и Шором, голосов им не хватит. У них на всех 49 депутатов, с учетом отсутствия Илана Шора.

Без демократов отправить кабмин в отставку не получится. Демократы при этом твердо заявили, что не заинтересованы отправлять в отставку правительство Кику, в котором есть их министры. И тем более обсуждать это и голосовать с теми, кто ответственен за выход депутатов из ДПМ — то есть с Pro Moldova и Шором. Опять цифры не сходятся.

Вопрос 2. Как назначить новое правительство?

Допустим, что демократов все же убедят проголосовать за отставку Кику, или из нынешнего большинства удастся вывести еще кого-то из депутатов, и парламент вынесет правительству вотум недоверия. Следующий шаг — надо назначать новый кабмин. И тут с математикой все еще хуже.

В Платформе DA заявили, что готовы взять на себя ответственность за формирование нового правительства. Лидер Pro Moldova Андриан Канду ранее говорил NM, что группа поддержит отставку правительства и проголосует за новый кабмин, предложенный DA, и не будет при этом претендовать на пост премьера или министерские портфели.

В DA, судя по всему, на это готовы, но с некоторыми оговорками. Как ранее говорил в беседе с NM Александр Слусарь, если PAS и DA будут голосовать за новое правительство вместе с Pro Moldova, то «не будет никакого альянса, письменных соглашений или каких-то гарантий кому-то».

Представители DA также говорили, что не хотят обсуждать формирование правительства с фракцией Шора, но, если те решат проголосовать за новое правительство, то «запретить депутатам голосовать не могут». То есть теоретически новое правительство DA может рассчитывать и на голоса партии «Шор», но тоже без заключения каких-либо соглашений.

У PAS еще больше оговорок в вопросе формирования нового правительства. Источник NM, близкий к руководству PAS, заверил, что они точно не станут голосовать за новое правительство с группой Канду (не говоря уже о партии «Шор»), считая политические издержки такого союза слишком высокими.

Представить себе в одной правительственной коалиции депутатов Демпартии и «отколовшихся» от нее представителей Pro Moldova — тоже сложно.

Таким образом, с учетом обозначенных позиций партий, невозможно сформировать и оформить парламентское большинство для назначения нового правительства в нынешнем парламенте.

Вопрос 3. Как обойти Додона?

Можно ли назначить предложенное DA новое правительство без оформления парламентского большинства?

Напомним, что кандидата в премьеры назначает президент Игорь Додон. Этого кандидата ему должно предложить официально оформленное парламентское большинство. В отсутствии большинства президент назначает премьера по своему усмотрению. То есть нет большинства — нет кандидата в премьеры от DA.

Более того, Игорь Додон неоднократно заявлял, что «не допустит парламентского большинства из перебежчиков». Логично предположить, что Додон не станет выдвигать кандидата в премьеры, поддержанного парламентским большинством, в которое эти перебежчики войдут.

Задел на будущие выборы

Собеседники NM, знакомые с ситуацией в PAS, отмечают, что есть большая вероятность того, что правым партиям не хватит голосов, даже для того, чтобы оправить в отставку кабмин Кику, и тогда вопрос формирования нового правительства отпадет сам собой.

Что касается инициативы и действий Платформы DA, то они, по словам собеседника NM, однозначно направлены против PAS.

Эксперты по-разному оценивают инициативу DA и перспективы правительства Кику, но сходятся во мнении, что нынешние действия партии Андрея Нэстасе — это явный задел на президентские выборы, на которых кандидат DA наверняка будет конкурировать с лидером PAS Майей Санду.

Политический комментатор Алексей Тулбуре отметил в беседе с NM, что действия DA, «скорее, похожи на пропагандистскую кампанию, чем на действия, ведущие к установлению нового правительства».

«Почему? Потому что непонятно, как это лучшее правительство будет утверждено, кто за него будет голосовать, и кто войдет в это будущее правительство. Мы так и не услышали ничего, кроме трех имен возможного премьера (Слусарь, Мунтяну, Нэстасе — NM)», — говорит Тулбуре.

Происходящее, по его словам, похоже на кампанию улучшения имиджа DA и попытку создать конкуренцию на правом фланге, где «существует безусловный лидер» — Майя Санду. Вместе с тем, уверен Тулбуре, это не окажет сильного влияния на позиции правого кандидата на президентских выборах, потому что во втором туре проевропейский электорат объединится, независимо от призывов руководства партий.

Политолог Корнелиу Чуря, в свою очередь, считает «предельно серьезными» намерения DA отправить в отставку кабмин Кику и утвердить новое правительство.

«Некоторые их кандидаты, например, Нэстасе или Мунтяну, очень хотят стать премьерами. В этом их поддерживают некоторые иностранные игроки, например Румыния: определенные политические силы в Румынии хотят сменить кабмин Кику», — отметил Чуря. Платформа DA, по его словам, оказывает жесткий прессинг на своих коллег из PAS, чтобы убедить их подписать вотум недоверия, а затем утвердить новый кабмин.

По мнению политолога, если PAS на это не пойдет, у DA будет аргумент против бывших коллег по блоку ACUM. «Они будут говорить, что те сдрейфили, и они не бойцы — не могут бороться с Додоном. А Додон, как следует из их аргументов, опаснее Плахотнюка. Они надеются на то, что электорат воспримет этот геополитический месседж», — считает Чуря. В то же время, по его словам, имиджевые потери может понести и сама Платформа DA: «Их сближение с олигархами очевидно и не думаю, что электорат будет с этим мириться».

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

PAS и DA снова вместе, но есть нюанс. Почему идея объединения проевропейского фланга в Молдове не удалась

Предвыборная кампания в Молдове, едва начавшись, уже подарила избирателям два любопытных политических события. Правящая партия PAS включила в свой избирательный список двух представителей партии «Платформа DA», которую тут же исключил из своих рядов блок Împreună. А основатель DA Андрей Нэстасе и бывший член PAS Олеся Стамате объявили о своем участии в выборах как независимые кандидаты. NM разбирался, что получают от такого расклада PAS и DA, что будет с проевропейской оппозицией, и смогут ли независимые кандидаты помешать планам PAS.

Как PAS исключила DA из выборов

В конце прошлой недели лидер правящей партии PAS Игорь Гросу рассказал, что партия вела переговоры с блоком «Вместе» (Împreună) о создании коалиции в будущем парламенте. По словам одного из лидеров блока, председателя Партии перемен Штефана Глигора, PAS предлагала представителям блока три места в своем избирательном списке.

Но из партий, входящих в блок, лишь «Платформа Достоинство и правда» (DA) выразила готовность участвовать в выборах по спискам PAS. Это подтвердил лидер DA Дину Плынгэу, отметив, что переговоры идут уже не один месяц, а их цель — «не допустить прихода к власти пророссийских сил». Позже в DA сообщили, что партия не будет самостоятельно участвовать в выборах: двое ее представителей — Дину Плынгэу и Стелла Макарь будут баллотироваться по спискам PAS.

После этого блок «Вместе» исключил партию DA из своих рядов, обвинив PAS в «разрушении проевропейского политического фланга. Таким образом, в блоке «Вместе» остались лишь Партия перемен и Зеленая экологическая партия.

Свои действия в PAS объяснили желанием консолидировать проевропейский электорат, чтобы не допустить прихода к власти партий, ориентированных на сотрудничество с Россией. При этом речь идет не о создании электорального блока. Плынгэу и Макарь, которых включили в список кандидатов PAS, покинут «Платформу DA».

Политолог Ион Тэбырцэ отметил, что выгода от такого шага для самой «Платформы DA» неочевидна, поскольку прохождение ее представителей в парламент не гарантировано, а партия при этом полностью отказывается от участия в выборах. По его словам, чтобы Плынгэу и Макарь, находящиеся на 42-м и 47-м местах в списке, попали в парламент, PAS необходимо набрать почти большинство голосов.

«Большинство политических обозревателей считают такой исход маловероятным. Очевидно, что PAS таким образом пытается устранить конкурентов с правого политического фланга. Они стремятся поставить проевропейский электорат перед безальтернативным выбором: есть только PAS и все», — считает он.

Какую проблему пытается решить PAS

Следует отметить, что правящая партия доминирует на проевропейском фланге. Другие партии, выступающие за европейскую интеграцию, не пользуются большой популярностью у избирателей и, согласно опросам, практически не имеют шансов пройти в следующий состав парламента. Именно это и является ключевой проблемой для PAS. Если бы у блока «Вместе» были шансы преодолеть избирательный барьер 7%, то в соглашении не было бы особого смысла, поскольку с блоком можно было бы создать коалицию.

Согласно недавнему опросу социологической компании Ateș Research, за PAS готовы голосовать 27,4% респондентов, за Партию социалистов (ПСРМ) — 10,4%, за блок «Альтернатива» — 6,6%, блок «Победа» — 6,2% и за «Нашу партию» — 5,4%. Остальные партии не набирают и 3%, в том числе и блок «Вместе», который готовы поддержать 2,2% участников опроса.

Если учитывать только определившихся респондентов, то PAS набирает 39,31% голосов. Этого может не хватить для получения большинства мест в будущем парламенте и формирования правительства. Здесь нужно сделать две оговорки: опросы не учитывают голоса диаспоры и жителей приднестровского региона, а социологи отмечают, что неопределившиеся избиратели более склонны голосовать за оппозиционные партии.

Молдавская избирательная система устроена так, что голоса, отданные за партии, не преодолевшие избирательный порог, пропорционально распределяют между прошедшими в парламент. Другими словами, если бы блок «Вместе» получил на выборах, предположим, 4% голосов, то они бы распределились между PAS, ПСРМ, блоком «Альтернатива», «Нашей партией» и блоком «Победа» (если последнему удастся оспорить или обойти отказ Центризбиркома в регистрации для участия в выборах). В таком случае голоса проевропейских избирателей достанутся, в том числе, сторонникам России и политикам, более скептически относящимся к евроинтеграции Молдовы.

Однако Тэбырцэ сомневается, что весь электорат «Платформы DA» (2–3%) проголосует за PAS. «Скорее всего, этот электорат распределится и, возможно, проголосует за блок «Вместе» или за другую партию. Какая-то его часть может поддержать Андрея Нэстасе, который уже объявил, что будет участвовать в выборах как независимый кандидат», — сказал он.

Что будет с проевропейской оппозицией

Лидеры блока «Вместе» 21 июля объявили, что, несмотря на решение бывших коллег, намерены участвовать в парламентских выборах 28 сентября. Однако после исключения «Платформы DA» из блока его шансы пройти в парламент стали еще ниже.

«К сожалению, ни лидеры PAS, ни Дину Плынгэу, ни другие представители „Платформы DA“ не проявили необходимой зрелости, чтобы понять, что узкие партийные интересы — такие как идти в этой избирательной кампании под желтым цветом и с теми, кто износился в процессе управления последние четыре года, — не должны превалировать», — заявил Глигор.

Тем временем бывший председатель «Платформы DA» Андрей Нэстасе объявил о намерении баллотироваться в парламент как независимый кандидат, рассчитывая на голоса разочарованных в существующих партиях. Кроме него, о планах участвовать в выборах как независимый кандидат заявила и бывший член PAS, депутат Олеся Стамате.

Тэбырцэ считает, что Нэстасе вряд ли сможет оттянуть голоса у PAS, поскольку он практически потерял тот электорат, который был у «Платформы DA». А вот появление Стамате, по словам аналитика, — более интересное явление, так как изначально ожидалось, что она пойдет на выборы по спискам какой-либо партии. «Возможно, не было предложений или они ее не устроили. Скорее всего, госпожа Стамате думает о своем политическом будущем, и эта кампания может стать для нее трамплином. Она попытается создать себе независимый политический имидж», — полагает эксперт.

В то же время он предполагает, что в первую очередь Стамате попытается избавиться от ярлыка, который на нее повесили бывшие коллеги по партии после скандала с амнистией. Кроме того, по мнению Тэбырцэ, Стамате сможет накопить определенный политический и электоральный капитал, чтобы в будущем попытаться создать свою партию или возглавить одну из существующих.

Директор социологической компании iData Михай Бологан в своем телеграм-канале написал, что Нэстасе и Стамате будут делать то же, что делал бы блок «Вместе» или «Платформа DA», участвуй они в выборах: бороться с PAS за голоса на правом фланге. «Лично я не верю, что какой-либо независимый кандидат когда-либо пройдет в парламент при 2-процентном барьере, который недостижим для подавляющего большинства партий», — подчеркнул он.

В истории Молдовы еще не было случая, чтобы независимый кандидат прошел в парламент в условиях пропорциональной избирательной системы. Ближе всех к этому был Олег Брега, набравший в 2014 году 0,88%, или 14 тыс. голосов. Судя по результатам прошлых парламентских выборов, для прохождения в законодательный орган независимому кандидату необходимо получить около 30 тыс. голосов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: