screenshot

На правом фланге создают альтернативу PAS. Или партнера для будущей коалиции?

На правом фланге появился новый альянс: три партии объявили о заключении долгосрочного партнерства. NM рассказывает, кто объединился, и какие у них рейтинги. А еще — могут ли они стать той самой  альтернативой PAS на следующих парламентских выборах, а может и возможными партнерами по будущей коалиции.

Кто и как объединился

На пресс-конференции 20 декабря три политические партии объявили о подписании договора о долгосрочном партнерстве. Непарламентские проевропейские партии Партия перемен, Партия «Платформа Достоинство и правда» (Платформа DA) и партия «Лига городов и коммун» (LOC) договорились поддерживать друг друга на местном уровне, выдвинуть единого кандидата на президентских выборах и идти по общему списку на выборах в парламент.

 

Что за партии

Все три партии не входят в парламент. Однако они показали относительно неплохие результаты на всеобщих местных выборах, прошедших в Молдове в ноябре этого года. Так, партии LOC удалось получить кресла мэров в трех районных центрах: Единцах, Штефан-Водэ и Леова. Партия перемен получила кресло мэра Резины, а Платформа DA — кресло мэра Каушан. В последнем случае не обошлось без скандала. Местный избирательный совет не утвердил мандат победившего кандидата от Платформы DA Анатолия Донцу, мотивируя тем, что он не может занимать должность мэра по причине конфликта интересов. Позже суд Каушан обязал местный избирательный совет утвердить мандат Донцу, а Апелляционная палата оставила в силе решение суда Каушан.

Платформа DA раньше тесно сотрудничала с нынешней партией власти PAS. В 2019 году они вместе шли на выборы в блоке ACUM, а затем представляли единую фракцию ACUM. Платформу DA часто ассоциируют с Андреем Нэстасе, который ее создал и долгое время был ее лидером. В 2016 году Нэстасе отозвал свою кандидатуру на президентских выборах и поддержал Майю Санду.

После того, как Платформа DA не вошла в парламент по результатам выборов 2021 года, Нэстасе перестал быть ее лидером, а потом и вовсе вышел из партии. Сейчас Платформу DA возглавляет Дину Плынгэу. После назначения его на эту должность партия прошла ребрендинг. На выборах мэра Кишинева от Платформы DA баллотировался Виктор Киронда. Он занял в столице четвертое место, набрав меньше 5% голосов избирателей. Также, по результатам выборов, Платформе DA удалось получить одно место в муниципальном совете. Согласно последнему опросу «Барометра общественного мнения» (БОМ), проведенному в августе, за платформу DA готовы отдать свой голос 1,5% опрошенных.

Партию перемен возглавляет адвокат Штефан Глигор. Это политформирование никогда не было представлено в парламенте страны. На выборах мэра Кишинева от партии баллотировался сам Глигор, но набрал менее одного процента, при этом Партия перемен не получила ни одного места в мунсовете Кишинева. В Бельцах кандидат от Партии перемен Николай Григоришин занял пятое место, набрав менее 10% голосов избирателей, а партия получила два места в мунсовете. Согласно БОМ, за Партию перемен готовы проголосовать 0,3% опрошенных.

LOC — относительно новая партия. Она появилась на молдавской политической арене в марте этого года, ее создали мэр Единец Константин Кожокарь и мэр Леова Александр Бужорян.

На выборах мэра Кишинева партия поддержала Михаила Багаса, но позже отозвала свою политическую поддержку — после того, как Багаса задержали по делу о незаконном финансировании партии и подкупе избирателей. В БОМ партия LOC представлена не была.

Альтернатива или партнер по коалиции?

На пресс-конференции представители трех партий PAS особо не критиковали, но обратили внимание на некоторые ее упущения. Например, представитель Партии перемен, Сергей Тофилат, который до 2021 года занимал пост советника президента Майи Санду по вопросам энергетики, отметил, что задача трех партий — создать «здоровую, проевропейскую альтернативу действующей власти, так как люди разочаровываются во власти, но альтернативы у них нет».

Представитель Платформы DA Ливиу Вовк раскритиковал PAS за то, что они «позиционируют себя как единственную силу, которая может привести страну в ЕС» и превращают евроинтеграцию в собственное достижение, а не в национальную идею. «В следующем созыве парламента ни одна партия не получит большинства голосов. А для сохранения курса евроинтеграции проевропейское парламентское большинство будет необходимо», — добавил Вовк.

О том, что PAS больше не получит абсолютного большинства, говорит и эксперт WatchDog Андрей Курэрару. Но сможет ли новый альянс правых стать партнером PAS по коалиции? Эксперт считает такой сценарий возможным, однако отмечает, что у альянса есть определенные риски.

«Разрозненность на правом фланге — это традиция. Тенденция к укреплению ясна, но вопрос в том, сможет ли LOC отмежеваться от коррупционного скандала (речь идет о задержании Багаса — NM), и насколько другие партии осознают этот риск. Этот союз пока выглядит неоднородным, что может говорить о том, что длительным он не будет. Однако, если при создании коалиция учтены какие-то гарантии, то ее появление — явление безусловно позитивное», — заключил Курэрару.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Facebook/Maia Sandu

Диаспора обеспечивает 13% бюджета Молдовы. Денежные переводы из-за рубежа снова растут?

Объем денежных переводов в Молдову через официальные каналы снова начал расти после двух лет спада, достигнув в прошлом году $1,66 млрд. При этом, по оценке экспертов, общий объем денежного вливания молдавских мигрантов, включая неофициальные каналы, в два раза больше и составляет 13% бюджета страны.

В 2025 году молдавские мигранты перевели в страну $1,66 млрд — на 3% больше, чем годом ранее. Данные о денежных переводах представил Нацбанк. Из общей суммы переводов больше всего поступлений было в декабре — $173,8 млн и в июле — $153,4 млн, а меньше всего — в январе: $108,7 млн.

Валютная структура переводов практически не изменилась: подавляющая часть средств по-прежнему приходит в евро. В 2025 году их доля составила 82,2%, увеличившись еще на 1,2 процентного пункта. Доля переводов в долларах США сократилась до 17,8%.
До 2022 года, отметим, объем денежных переводов в Молдову постоянно рос. Так, в 2019 году он составил $1,22 млрд, в 2020 году — $1,49 млрд, в 2021 году — $1,61 млрд, а в 2022 году — $1,746 млрд. Спад начался в 2023 году, когда общий объём переводов снизился на 6,8% — до $1,627 млрд, а в 2024 году — еще на 1%.

При этом за последние годы значительно увеличилась доля переводов в евро — с 55% в 2019 году до 82,2% в 2025 году. Доля доллара США снизилась с 40,9% в 2019 году до 17,8% в прошлом году. Переводы в российских рублях были доступны до 2022 года: тогда их доля составила 0,4%, тогда как в 2019 году — 4,1%.

О значении денег мигрантов

Экономический эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ, комментируя ситуацию с переводами мигрантов, отметил, что статистика Нацбанка отражает лишь деньги, прошедшие через официальные каналы, и не учитывает другие способы ввоза средств в страну.
Таких способов, уточнил он, еще несколько. Так, трудовые мигранты привозят средства наличными сами или передают их через знакомых, а также оформляют зарубежные банковские карты и пользуются ими, находясь в Молдове. По оценке эксперта, общий объем денег, ввезенных в страну в прошлом году, составляет $3,5 млрд.

«Много это или мало? Это сопоставимо с нашим экспортом. И это немного уступает суммарному фонду официальных зарплат в стране, который оценивается примерно в $5,5 млрд. Диаспора в Молдове генерирует 13% доходов госбюджета. При этом объем денег, ввезенных в Молдову, [по оценкам Ионицэ], самый низкий с 2000 года по отношению к ВВП — 17%. В то же время денежные переводы остаются значимой частью молдавской экономики», — резюмировал эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
5
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: