«Не хочу терять время из-за глупости властей». 7 историй студентов из Молдовы, которые не могут попасть на учебу в Россию

Из-за эпидемии коронавируса и закрытия границ студенты из Молдовы, которые учатся в российских вузах, не смогли поехать на учебу. Власти России обещали решить этот вопрос, но так и не решили, хотя студенты готовы сдать за свой счет тесты и отсидеть в карантине. Вузы организовали для иностранных студентов дистанционное обучение, но с ним не все так просто. NM собрал семь историй молдавских студентов, которые рассказали о своих попытках попасть в Россию, проблемах с обучением онлайн, теплыми вещами и жильем.

«Хочу нормально учиться и не терять время из-за глупости властей»
Полина Козак, Кишинев

Я учусь на третьем курсе Нижегородского университета имени Лобачевского. Изучаю юриспруденцию. В августе  пыталась уехать на учебу, но меня развернули на границе. В Россию пустили только тех, у кого есть гражданство РФ, родственники первой линии с гражданством РФ или по персональному разрешению вице-премьера Татьяны Голиковой.

Я писала в МИД, минобразования, Роспотребнадзор, Федеральную пограничную службу России, в посольство России в Молдове и посольство Молдовы в России. Было два вида ответов: или — не наше дело, делайте что хотите, или — обратитесь в другое ведомство.

В нашем университете преподавателей обязали дистанционно работать с иностранными студентами. При этом я — единственная иностранная студентка в группе, а на курсе нас трое. Но не все так просто. В сентябре дистанционных занятий вообще не было, некоторые предметы до сих пор не преподают онлайн. Как буду сдавать зимнюю сессию, не знаю. Но академ брать не хочу. Хочу нормально учиться и не терять время из-за глупости властей.

Есть еще одна проблема. Когда уезжала  на лето домой, никто не знал, что мы не сможем вернуться обратно. Большинство моих вещей, в том числе теплые, остались в общежитии. То есть я осталась без зимней одежды.

«Радует, что сессию можно сдать дистанционно»
Ирина Курля, Новые Анены

В этом году я поступила на первый курс Пензенского Государственного технологического университета, на заочное отделение. Я получила в России среднее профессиональное образование и там же поступила  в вуз. У меня в Пензе остались все вещи и техника. Но хотя бы повезло, что не надо платить за аренду жилья, так как у меня свое.

Думала, что смогу уехать в Россию на основании разрешения на временное проживание, но оказалось, что и с РВП нельзя.

Никаких онлайн-лекций у меня нет, так как я — единственная иностранная студентка в группе. Вуз предоставил только личный онлайн-кабинет и материал, который нужно сдать. Радует, что сессию можно сдать дистанционно. Но обидно, что я не могу вместе с одногруппниками участвовать в мастер-классах, задавать вопросы и получать на них ответы.

Если бы для въезда в Россию нужно было отсидеть карантин или за свой счет сдать тест на коронавирус, я бы согласилась. Думаю, любой студент согласился бы на все условия, чтобы поехать на учебу.

«Другие страны принимают всех студентов, в том числе российских»
Яна Филиппова, Кишинев

Я учусь на втором курсе ординатуры в Северо-Западном государственном медицинском университете имени Мечникова в Санкт-Петербурге, изучаю акушерство и гинекологию. В ординатуре главное — это практика и постоянное взаимодействие с пациентами. К теоретическим материалам у меня есть доступ, но теория без практики бесполезна.

Я бы не хотела брать академический отпуск, но ситуация вынуждает об этом задуматься.
К тому же в общежитии университета остались мои вещи, и мне приходится ежемесячно платить за комнату в общежитии 6 тыс. рублей.

Я не понимаю, почему другие страны впустили всех студентов, в том числе из России, а для российских властей это стало проблемой. Мы согласны на все требования, готовы провести 14 дней в карантине и сдать ПЦР-тесты за свой счет.

«Мы обратились к депутату парламента»
Ярослав Ясько, Кишинев

Я учусь на четвертом курсе НИУ «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге. Пытался уехать в Россию. В августе  в российском консульстве мне предложили «проехать через Беларусь, пока все не закрыли». Но дипломаты, видимо, не в курсе, что иностранные граждане не имеют права пересекать наземную границу между Россией и Беларусью из-за бюрократических проволочек.

В середине октября в молдавском посольстве в Москве  перестали отвечать на мои сообщения. А до этого все время писали: «suntem intr-o criză de informații» (у нас недостаточно информации).

Приходится учиться дистанционно. Онлайн-лекции и онлайн-семинары у нас проводят в Zoom или в Microsoft Teams. Конечно, это совсем не похоже на классическое образование в аудиториях, и я очень скучаю и по личным встречам с преподавателями, и по однокурсникам. Но главное — в режиме онлайн невозможно организовать практику. Еще одна проблема — личные вещи, которые остались в Петербурге.

Вместе с другими молдавскими студентами российских вузов мы обратились к депутату парламента от PAS Галине Сажиной, которая согласилась нам помочь. Мы вместе составили текст письма, в котором рассказали о наших проблемах, и 1 октября отправили его в российское посольство. Но ответа на письмо депутат не получила.

«Я впервые в жизни почувствовала дискриминацию»
Валерия Рейнтович, Кишинев

Я учусь в Высшей школе экономики в Москве на втором курсе факультета журналистики. Учусь дистанционно по понятным причинам. Мне повезло. Интернет не подводит. Преподаватели всегда отправляют записи лекций. Мои однокурсники в России учатся в смешанном формате: очно максимум три дня в неделю — только семинары.

В моей группе четыре иностранца. Одной девушке из Казахстана удалось вернуться на учебу в октябре. Два других одногруппника из Вьетнама, как и я, учатся дистанционно. Им сложно общаться на русском, поэтому общаюсь с преподавателями от имени нас троих.

Я оплачиваю полную стоимость обучения — 200 тыс рублей. Еще в начале пандемии, когда вузы перешли на дистанционку, все, кто учится платно, просили, чтобы нам снизили стоимость обучения. Но спасибо, что хотя бы не повысили.

В Москве я живу на съемной квартире. Вся техника, осенняя и зимняя одежда остались там. Здесь, в Молдове, мне пришлось заново все покупать. На вещи и технику ушло около 30 тыс. леев. Еще €200 мне нужно ежемесячно платить за квартиру.

Учась дистанционно, я впервые в жизни почувствовала дискриминацию. Мои одногруппники не раз игнорировали просьбу запустить Zoom или объяснить задание. Для них я стала обузой. Если бы не близкие подруги, я бы не смогла участвовать в семинарах. Староста игнорировала просьбы включить трансляцию. Преподаватели иногда отказывались запустить Zoom, так как это «не имеет смысла» или может произойти «слив интеллектуальной собственности».

Но в основном преподаватели стараются войти в мое положение. Некоторые даже готовы проводить отдельно онлайн семинары с иностранцами.

«Эта ситуация — огромный стресс для меня»
Елизавета Рудяну, Кагул

Я — студентка Костромской государственной сельскохозяйственной академии, учусь на инженерно-технологическом факультете. Мне выслали из академии официальный вызов, но даже он не может быть основанием для въезда. В октябре отправила несколько писем в российское минобразования. И мне ответили: «Учитесь дистанционно».

В Костроме я жила в общежитии. За комнату не плачу, так как написала отказ, когда уехала домой. Думала, что еду на месяц. Сейчас переживаю за вещи, которые там остались.

Эта ситуация — огромный стресс для меня. Требования к тем, кто учится дистанционно, такие же, как и к студентам, которые учатся очно, ходят на консультации, делают лабораторные работы, которые можно сделать только в академии. Мне же приходится разбираться во всем самой и, если я что-то не так поняла, снижают оценки. К тому же из-за того, что я не могу приехать, меня сняли с должности старосты группы.

«Со временем будет чувствоваться разница в знаниях»
Светлана Суручану, Кишинев

В этом году я поступила в Высшую школу экономики в Москве на специальность «реклама и связи с общественностью». В моей группе все учатся дистанционно, потому что в ней много иностранцев, которые не могут въехать в Россию. Лекции и семинары проводят в Zoom. Нам дают достаточно материала, но онлайн обучение, конечно, не сравнить с офлайном. Со временем, думаю, будет чувствоваться разница в знаниях, так как в режиме онлайн сложнее сосредоточиться на учебе.

Вуз не может повлиять на ситуацию, но готов предоставить документ о том, что студент летит в Россию на учебу. Я собираюсь подавать документы на получение российского гражданства, чтобы у меня была возможность въехать в Россию.

В этой ситуации чувствую себя дискриминируемой. Цена обучения такая же, как и для студентов, которые учатся офлайн. Я готова за свой счет сдать тест на коронавирус или находиться 14 дней в самоизоляции, лишь бы поскорее попасть на учебу.

***

По данным посольства Молдовы в России на октябрь 2020 года, в российских вузах учатся 10 тыс. студентов из Молдовы. А всего в России, по оценкам российского волонтера Ирины Соловьевой, около 100 тыс. иностранных студентов.

В августе президент Молдовы Игорь Додон обещал помочь молдавским студентам с въездом в Россию. Глава МИД России Сергей Лавров говорил в начале сентября, что российские власти планируют в течение месяца решить вопрос о возвращении иностранных студентов. Но не решили.

В конце октября 178 студентов из разных стран, в том числе из Молдовы, обратились с открытым письмом к председателю штаба по противодействию коронавирусу в России Татьяне Голиковой и главе МИД Лаврову. В письме студенты просили позволить им приехать в Россию, чтобы продолжить обучение очно и обязались соблюдать все меры безопасности. Российские власти на письмо пока не ответили.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Tudor Mardei / NewsMaker

Чебану закрыли путь на Запад. Он теперь главный лидер оппозиции PAS?

Мэру Кишинева, лидеру MAN Иону Чебану запретили въезд в Румынию. NM рассказывает, как это произошло, действует ли запрет на все страны ЕС, как это отразится на предстоящей предвыборной кампании, и почему Чебану это может быть только на руку.

Как Чебану запретили въезд в Румынию

Некоторые румынские и молдавские СМИ сообщили 9 июля со ссылкой на свои источники, что мэру Кишинева, лидеру партии «Национальное альтернативное движение» (MAN) и одному из лидеров блока «Альтернатива» запретили въезд в Румынию и страны Шенгенской зоны. Другие СМИ эту информацию опровергли. А затем появилось официальное подтверждение: министерство иностранных дел Румынии сообщило, что Иону Чебану и еще двум неназванным гражданам Молдовы запретили въезд.

В блоке «Альтернатива» назвали запрет на въезд «политическим заказом режима Санду». «Сегодня по заказу властей Республики Молдова примару столицы Республики Молдова запрещен въезд в страны Европейского союза. Мы знаем, что действующий в Кишиневе режим на ближайшие дни подготовил целую серию специальных карательных мероприятий против Иона Чебана, блока Альтернатива в целом. Мы польщены столь высокой оценкой режимом Санду вклада генерального примара Кишинева в преобразование нашей столицы из депрессивного и деградирующего поселения в современный и развитый город. Мы польщены, что наш коллега и соратник Ион Чебан воспринимается нынешней властью как единственная угроза своему бездарному правлению», — говорится в пресс-релизе блока.

Ион Чебан записал видеообращение, в котором заявил, что предстоящая парламентская избирательная кампания «самая грязная», но властям «не удастся поставить его на колени». Чебан отметил, что власти таким образом «выпрашивают возврат долгов». (Дело в том, что на прошедших в Румынии президентских выборах президент Молдовы Майя Санду и правящая партия PAS открыто поддержали победившего в итоге кандидата Никушора Дана.

Почему ввели запрет?

В сообщении МИД Румынии говорится, что Иону Чебану запретили въезд по соображениям национальной безопасности. МИД не уточнил, на основании какого закона или нормативного акта принял это решение. Однако в Румынии действует постановление правительства о режиме пребывания иностранцев, один из пунктов которого как раз и позволяет запретить въезд в страну по причинам, связанным с безопасностью.

В частности, во въезде могут отказать, если международные организации (членом которых является Румыния) или специализированные учреждения по борьбе с терроризмом считают, что это лицо финансирует или поддерживает террористическую деятельность. Кроме того, в праве на въезд может быть отказано при наличии признаков связи с организованными преступными группами. Постановление также предусматривает запрет для лиц, которых обоснованно подозревают в совершении военных преступлений.

Запрет распространяется на все страны ЕС?

Решение властей Румынии не означает автоматического запрета на въезд в другие страны Шенгенской зоны, но может стать основанием для отказа. Это связано с тем, что страны Шенгена, полноправным членом которого Румыния стала 1 января 2025 года, обмениваются информацией.

Общий регламент Европейского союза о Шенгенской информационной системе (SIS) прямо указывает, что государства-члены обязаны оповещать об отказе во въезде и пребывании. Это касается случаев, когда государство приходит к выводу, что присутствие гражданина третьей страны на его территории представляет угрозу общественному порядку или национальной безопасности.

Таким образом, если МИД Румынии внес данные о Чебане в Шенгенскую информационную систему, другие страны-участницы тоже могут отказать ему во въезде. Однако регламент предусматривает возможность оспорить такое решение.

Чебан и политики Румынии

В отличии от Санду и PAS, Чебан и его партия и блок никого не поддержали открыто в недавней президентской кампании в Румынии. Но перед первым туром Чебан опубликовал фотографию с одним из кандидатов — бывшим премьером Румынии Виктором Понтой

Тогда победивший кандидат Никушор Дан раскритиковал Понту за фотографию с «агентом Кремля», после чего Понта обвинил Дана в незнании геополитических тонкостей.
В ноябре 2023 года, напомним, появилась информация о возможном объединении партии MAN и PSDE (бывшей Демпартии). Объединение якобы должна была курировать одна из системных партий Румынии — PSD. Тогда Чебан был в Румынии достаточно рукопожатным.

Майя Санду тогда даже призывала румынских мэров-партнеров Чебана «лучше изучить ситуацию в Кишиневе». Отметим, что Кишиневу выделял деньги уездный совет города Бузэу, который возглавляет член PSD. Петре Эманоил Нягу. А вот мэр румынского города Констанца Верджил Кицак отменил подписание договора о побратимстве с Кишиневом.

Но объединения партий тогда не произошло. Если вспомнить «послужной список» Чебана, он — выходец из пророссийской Партии социалистов (ПСРМ), а до того был членом Партии коммунистов. Будучи кандидатом от ПСРМ, он выиграл выборы мэра в 2019 году. За время своего членства в ПСРМ Чебан неоднократно критиковал евроинтеграцию и поддерживал евразийскую перспективу. Затем риторика Чебана изменилась. Он покинул ПСРМ, создал собственный политический проект, который объявил проевропейским. В частности, он заявлял, что представители MAN будут участвовать в собрании за евроинтеграцию, которое организовала президент Майя Санду весной 2023 года, фотографировался с флагом ЕС и предлагал всем проевропейским партиям подписать документ в поддержку евроинтеграции, аналогичный румынскому «пакту Снагова». В итоге подписание подобного пакта «За Европейский Союз» инициировал блок Impreuna. Партия Чебана пакт подписала.

Блок «Альтернатива» тоже позиционирует себя как проевропейский. На одной из первых пресс-конференций лидеры блока заявили, что «знают, что в Украине война, что язык в Молдове румынский, и что они выступают за Европейский союз».

Новый лидер оппозиции?

Эксперты считают, что запрет на въезд в Румынию сыграет на руку Чебану. Доктор политических наук Анджела Колацки предполагает, что блок «Альтернатива» постарается «выжать максимальную пользу» из запрета, и это видно уже из их первого заявления. «Они говорят, что выступают за некий „другой“ Европейский союз и некую „другую“ европейскую интеграцию. Не совсем понятно, какую. Но теперь они активнее будут давить именно на это», — сказала эксперт.

Политический аналитик Ян Лисневский тоже считает, что запрет на въезд сделает из Чебана политическую жертву, а это тактика всегда выигрышная: «В свое время это сработало и с Андреем Нэстатсе и с самой Майей Санду». Теперь, по словам эксперта, Чебан может претендовать на лидера оппозиции, создавая образ некого «мессии, который борется с властью».

При этом Лисневский отметил, что Чебан не потеряет проевропейский настрой, потому что его и так у него почти нет. «Избиратели Чебана — это в основном центристский, а не проевропейский электорат. Так что решение о запрете на въезд в Румынии только мобилизует его устойчивого избирателя», — полагает эксперт.

По его словам, чтобы избежать подобного эффекта, властям надо больше объяснять свои решения, особенно когда речь идет о каких-то запретительных мерах.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: