screenshot

NewsMaker как улика. Как прокурору Боброву не удалось оспорить выговор и дать отвод Стояногло

Прокурор Антикоррупционной прокуратуры Владислав Бобров получил выговор по итогам прошлогодних проверок в специализированных прокуратурах. Бобров входил в список прокуроров, которым в 2020 году генпрокурор Александр Стояногло рекомендовал уволиться. Но Бобров не прислушался к совету и остался работать. NM разбирался, как ему не удалось убедить Высший совет прокуроров в своей невиновности, почему он пытался дать отвод генпрокурору Стояногло, и при чем тут публикации NewsMaker годичной давности.

Попытка № 1

На заседании Высшего совета прокуроров 1 апреля рассмотрели жалобу Владислава Боброва на решение Коллегии по дисциплине и этике, которая вынесла ему выговор.

Бобров уже пытался оспорить это решение 11 марта, но тогда слушания перенесли. На заседании 11 марта Бобров на слушаниях по его жалобе попросил дать отвод  генпрокурору Александру Стояногло, который входит в Высший совет прокуроров. Бобров объяснил это тем, что Стояногло может быть «необъективным» при рассмотрении жалобы, так как в 2019 году публично сообщил, что Бобров «не совместим с должностью прокурора». Бобров подчеркнул, что тогда комментарии Стояногло по этому поводу опубликовали на сайте NewsMaker. Но у Боброва не было с собой доказательств. Поэтому члены Высшего совета прокуроров предложили перенести слушания на другое заседание.

При этом генпрокурор Стояногло подтвердил, что, подводя итоги работы Антикоррупционной прокуратуры 4 февраля 2020 года, он рекомендовал некоторым прокурорам с сомнительной репутацией уволиться. «К сожалению, он [Бобров], в отличие от других коллег, не написал заявление об уходе. Я выступил с такой просьбой на основании результатов проверок в Антикоррупционной прокуратуре. Мне были известны предварительные результаты проверок», — сказал генпрокурор. Он подчеркнул, что не знаком с Бобровым, а выводы его о работе  основаны на результатах проверок.

Попытка № 2

На следующее заседание, 1 апреля, Бобров пришел с распечатанными статьями Newsmaker. Бобров отметил, что 6 февраля 2020 года Стояногло дал комментарий NM, а проверки в специализированных прокуратурах завершились только в июне. «Генпрокурор никак не мог знать о результатах проверок 4 февраля», — подчеркнул Бобров.

В свою очередь  Стояногло напомнил, что проверки начались в январе, и к февралю уже были ясны их результаты. «Главы групп, которые проводили проверки, каждую неделю сообщали мне о результатах», — сказал генпрокурор.

После этого Бобров зачитал несколько цитат Стояногло, которые NM привел в материале «У меня нет выбора».

Глава управления уголовного преследования и криминалистики при Генпрокуратуре Адриан Миркос, присутствовавший на слушаниях в Высшем совете прокуроров, отметил, что заключение по итогам проверки работы Боброва было готово 17 января. Это заключение передали в Инспекцию прокуроров. Миркос подчеркнул, что Бобров дает неполную картину событий: «Он знаком с текстом обращения [в Инспекцию прокуроров], и хорошо знает, что это обращение отправили в январе».

Бобров ответил, что дисциплинарное дело против него завели в мае 2020 года.
Представитель Инспекции прокуроров Василий Годорожа, однако, сказал, что заключение по делу Боброву поступило в инспекцию в конце января 2020 года.

В итоге члены Высшего совета прокуроров решили, что Стояногло может участвовать в рассмотрении жалобы Боброва. Но тут прокурор попросил отвода другого члена совета — главы Союза адвокатов Эмманоила Плошницы. Бобров предположил, что Плошница может быть «необъективным», так как в 2018 году Антикоррупционная прокуратура завела против него уголовное дело. Плошница в ответ напомнил, что дело закрыто, а претензий к Боброву у него нет.

Жалобу Боброва на решение Коллегии по дисциплине и этики о вынесении ему выговора обсудили в закрытом режиме. Член совета прокуроров Константин Шушу пояснил, что одно из нарушений, которые совершил Бобров, касается применения специальных мер расследования. Поэтому члены совета решили не обсуждать публично детали дисциплинарного дела. После обсуждения они сообщили, что единогласно решили оставить в силе выговор Боброву.

Что известно о Боброве

Владислав Бобров работает прокурором с 2009 года. Он входил в группу прокуроров, занимавшихся делом экс-депутата Кирилла Лучинского, которого обвиняют в отмывании денег в особо крупном размере.  Лучинский свою вину не признает, а следствие против себя называет «тенденциозным». Это дело сейчас рассматривает Апелляционная палата.

Бобров также вел громкое дело Antifa Rezist, которое в 2014 году представляли обществу как предотвращенную попытку госпереворота. Но затем статью переквалифицировали на подготовку массовых беспорядков. Это дело до сих пор рассматривает суд первой инстанции. Оба дела — и Лучинского, и Antifa Rezist в 2019 году попали в список «политических», которые по указу Стояногло проверила Генпрокуратура.

Также Бобров косвенно связан с адвокатом Сергеем Пержу, который более года пытается оспорить победу Стояногло в конкурсе на пост генпрокурора. Согласно декларации Боборова о доходах, в 2015 году Пержу дал ему в долг 415,9 тыс. румынских леев (около 1,7 млн молдавских леев) на покупку квартиры в Бухаресте площадью 88,83 кв.м. В декларации указано, что Бобров должен был отдать долг в 2020 году. При этом Пержу дал Боброву деньги в долг под 0% годовых.

Некоторые СМИ называют Боброва «приближенным» экс-главы Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря.

Что за проверки

Генпрокурор Александр Стояногло после вступления в должность в конце 2019 года распорядился провести проверки в Антикоррупционной прокуратуре и Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и особым делам (PCCOCS). В январе 2020 года Стояногло сообщил, что во время проверок выявили «серьезные нарушения»: немотивированные задержания, аресты, обыски, прослушки, незаконную слежку, затягивание рассмотрения дел в суде. По итогам проверок Генпрокуратура открыла дисциплинарные дела против 25 прокуроров (15 из Антикоррупционной прокуратуры и 10 из PCCOCS) и передала их в Инспекцию прокуроров при Генпрокуратуре.

Самое мягкое дисциплинарное наказание прокуроров, предусмотренное законом — это «замечание». Также прокурору могут вынести выговор (высказать претензию в письменной форме), снизить зарплату от 15% до 30% на срок от трех месяцев до года, понизить в должности или уволить.

***
Эта статья написана в рамках проекта «Укрепление правового государства и обеспечение прозрачности судебной системы». Его реализует ОО «Юристы за права человека» при поддержке Национального фонда за демократию, которые никоим образом не влияют на предмет и содержание опубликованных журналистских материалов.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

screenshot

Почему госкомпания Energocom понесла убытки в 315,5 млн леев? Александр Слусарь: «Это было политическое решение»

В 2023 году государственная компания Energocom понесла убытки в 315,5 млн леев из-за «политического решения», принятого Советом директоров с целью сохранить энергетическую независимость Молдовы и не возвращаться к российскому газу. Об этом NewsMaker сообщил член Совета компании Александр Слусарь, комментируя отчет аудиторов, в котором выявили нарушения в управлении государственным предприятием.

Согласно отчету Счетной палаты, убытки возникли из-за того, что Energocom установила нерегулируемые цены на газ ниже фактической себестоимости закупки. Александр Слусарь заявил, что такое решение было неизбежным, поскольку государственная компания покупала газ по «чрезмерно высоким» ценам, руководствуясь решением Комиссии по ЧС. Он напомнил, что в период чрезвычайного положения Moldovagaz обязали закупать газ у Energocom, но при этом цена должна была оставаться ниже, чем у «Газпрома».

«Ситуация была крайне сложной. В 2022 году и первом квартале 2023 года газ по формуле „Газпрома“ стоил дорого — от €900 до €1000 за тысячу кубометров. Весной и летом 2023 года цена начала снижаться, но к тому времени мы уже приобрели газ по высоким ценам. В итоге нам пришлось бы продавать его дороже, чем он стоил у „Газпрома“. Пришлось принимать, можно сказать, политическое решение: либо возвращаться к „Газпрому“, либо ставить Energocom в крайне сложное положение. Газ уже закупили, и если бы его не продали, что с ним стало бы? Кроме того, нам приходилось платить за его хранение», — пояснил Александр Слусарь.

В этой ситуации Совет директоров решил продавать газ ниже закупочной стоимости и «на несколько долларов дешевле цены „Газпрома“», чтобы предотвратить финансовый кризис и не возвращаться к российскому газу. Александр Слусарь по-прежнему поддерживает это решение.

«Нам пришлось выбирать между двумя неприятными вариантами: либо принять убыток в 300 млн леев, либо рисковать тем, что Energocom покинет газовый рынок. (…) Спустя несколько лет видно, что это решение было абсолютно верным. Тогда мы смогли заложить основы стабильности компании, а сейчас Energocom уже два года подряд закупает газ по самым выгодным ценам и при этом приносит прибыль», — добавил Слусарь.

Что касается стратегического запаса природного газа, оцениваемого примерно в 541,4 млн леев и который, по заключению Счетной палаты, «несет количественные и качественные риски», Слусарь утверждает, что проблема заключается не в самих рисках, а в методике оценки этих запасов.

По закону Energocom отвечает за закупку всех стратегических резервов — как государственного запаса, необходимого на минимум 15 дней при перебоях поставок, так и обязательных 15% запасов для каждой лицензированной компании. По его словам, сложность возникает при определении стоимости этих запасов, так как в Молдове нет независимых экспертов, способных регулярно проводить их оценку. Аналогичная ситуация происходит и в Украине. «Я считаю, что должна существовать специальная методика, утвержденная НАРЭ, и Счетная палата помимо рекомендаций должна указывать, кто проводил оценку. Мы ищем специалистов, которые смогут оценивать запасы согласно установленным стандартам», — добавил он.

Александр Слусарь подчеркнул, что Energocom учтет рекомендации Счетной палаты и уже приступила к внедрению необходимых решений.

***

Напомним, что в 2023 году Молдова впервые в истории полностью прекратила зависимость от российского газа, поставляемого «Газпромом». С тех пор весь необходимый объем для Правого берега поставляется через Румынию по газопроводу Яссы—Унгены—Кишинев. Государственная компания Energocom отвечала за закупку газа на международных рынках, в то время как Moldovagaz продолжала заниматься поставкой и выставлением счетов потребителям. С 1 сентября текущего года Energocom полностью взяла на себя эти функции после того, как Moldovagaz, дочерняя компания российского «Газпрома», лишилась лицензии на поставку природного газа в Молдове.

Счетная палата установила, что в 2023 году государственная компания Energocom понесла убытки в 315,5 млн леев из-за того, что установила нерегулируемые цены на газ ниже его себестоимости. Аудиторы также проверили, как предприятие управляло имуществом и финансами в 2021–2023 годах, включая закупки газа, создание запаса безопасности, переданные долги и цены на электроэнергию.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: