tv8.md

Реорганизация или приватизация земли в центре Кишинева? Что происходит с историческим зданием больницы им. Тома Чорбэ

С карты исторического Кишинева может исчезнуть один из символов города — Инфекционная больница имени Тома Чорбэ, входящая в реестр памятников истории. Минздрав предлагает объединить ее с Дерматологической больницей в столичном пригороде Кодру. Это не первая попытка «реорганизовать» инфекционую больницу. Власти говорят, что это нужно для ее модернизации и улучшения качества медуслуг. Врачи при этом утверждают, что истинная цель — приватизации дорогостоящего участка земли в центре Кишинева.

Сотрудники больницы в Кодру пишут Санду и грозят протестами

После того как стало известно об очередной попытке властей реорганизовать больницу им. Тома Чорбэ, сотрудники Дерматологической больницы в Кодру обратились к президенту Майе Санду письмом, в котором выразили разочарование в связи этими с планами министерства здравоохранения.

«Мы понимаем, что есть возможность реструктурировать систему здравоохранения, но мы верим в необходимость поиска решений, которые улучшат качество медобслуживания и удовлетворят особые потребности пациентов с инфекционными и дерматологическими заболеваниями. Просим вас детально проанализировать последствия слияния больниц и найти более хорошие и эффективные альтернативы. В противном случае мы берем на себя право на другие формы протеста, включая японскую забастовку, пикетирование министерства здравоохранения, вовлечение СМИ и всеобщую забастовку», — говорится в письме.

В нем также отмечается, что оба медицинских учреждения лечат инфекционные и кожные заболевания, однако при объединении учреждений может пострадать качество услуг. Врачи напоминают, что в случае объединения придется перевозить больных, а это вызовет дополнительный стресс и дискомфорт для пациентов, которые нуждаются в спокойном лечении.

Сотрудники больницы им. Тома Чорбэ подписывают петицию против реорганизации

Работники Инфекционной больницы им. Тома Чорбэ тоже выступили против объединения. Они подписали петицию, в которой подчеркнули, что аргументы министерства нельзя считать убедительными, а слияние не решит проблем, связанных со стандартами, капитальными вложениями и инфраструктурой.

«Таким образом, предложенная идея, целью которой заявлено улучшение работы больниц, может тонко замаскировать личные корыстные интересы и групповые устремления для получения выгоды и якобы законного права на земельный участок, на котором расположено учреждение», — говорится в петиции.

Трудовой коллектив подчеркивает, что клиническая больница представляет собой национальное достояние, и сохранение бренда «Тома Чорбэ» при изменении географического местоположения приведет к утрате национального значения. Это вызывает вопросы и сомнения относительно молчания или якобы безмолвного согласия Национального совета памятников истории, Академии наук Молдовы, а также других комиссий и советов в области защиты национального наследия».

Авторы петиции считают, что больница располагает достаточной территорией, зданиями, кадровыми ресурсами и желанием коллектива для обновления и модернизации с привлечением инвестиций и грантов, в том числе с помощью министерства. У больницы достаточно земли, чтобы построить новое здание и/или сделать ремонт при поддержке международных проектов и грантов, полученных во время пандемии COVID-19.

Попытки реорганизации больницы им. Тома Чорбэ ради приватизации земли

Юрист экспертного сообщества WatchDog.MD Александру Бот, представлявший интересы больницы в 2013 году, напомнил, что в 2008 году правительство решило внести больницу и прилегающую территорию (2,04 га) в список публичного имущества, подлежащего приватизации, а в 2011 году министерство распорядилось закрыть несколько медучреждений, среди которых больница  им. Тома Чорбэ. Однако в 2013 году, после того как трудовой коллектив больницы выступил против планов правительства, парламент заслушал тогдашнего министра здравоохранения Андрея Усатого и обязал министерство приостановить решение о реорганизации больницы. После этого землю больницы вывели из списка объектов, разрешенных к приватизации.

Правительство предприняло повторную попытку ликвидировать больницу в 2016 году, когда минздрав разработал проект, который предполагал, что Институт скорой помощи поглотит Клиническую больницу травматологии и ортопедии и Клиническую инфекционную больницу им. Тома Чорбэ. Тогда из-за критики, в том числе Национального центра борьбы с коррупцией, эти планы остались на уровне проекта решения.

Новый план минздрава

В минздраве, сообщив на прошлой неделе о новом плане реорганизации, отметили, что Инфекционная больница имени Тома Чорбэ и Травматологическая больница Кодру оказывают схожие медуслуги — лечение инфекционных заболеваний. «Обе больницы требуют дополнительного финансирования на ремонт и приведения в соответствие с современными стандартами здравоохранения. Больницу имени Тома Чорбэ построили в 1896 году, и срок эксплуатации здания давно истек. Больница не соответствует современным требованиям, а это прямо влияет на качество и безопасность медицинского обслуживания», — говорится в информационной записке к проекту минздрава.

Там также отметили, что в Кишиневе лишь одна инфекционная больница — им. Тома Чорбэ. Ее вместимость — 135 коек. При этом в 2020 году заполняемость больницы составила 65,7%, в 2022 году — 74,5%. В больнице нет отделения интенсивной терапии, педиатрического отделения, современной лаборатории, поэтому на обследование или лечение отправляют в другие больницы.

Комментируя  петиции сотрудников больниц, в минздраве подчеркнули, что речь не идет о закрытии медучреждений. «Ни одну больницу не закроют. Их объединят под общим руководством, поскольку у них одна специфика — инфекционные заболевания. Обе больницы третьего уровня и неэффективны с финансово-экономической точки зрения. Мы — не богатая страна, чтобы позволить себе такую роскошь», — заявили в министерстве.

Вечером 11 декабря, отвечая на запрос NM, в минздраве сообщили,  что получили петицию трудового коллектива больницы имени Тома Чорбэ. На вопрос о возможной приватизации территории больницы пресс-служба  ответила, что министерство не комментирует «необоснованные инсинуации».

***

Если проект минздрава одобрят, он вступит в силу 1 января 2024 года. Однако проект решения пока не включили в повестку дня ближайшего заседания правительства, которое должно состояться 13 декабря.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

PAS и DA снова вместе, но есть нюанс. Почему идея объединения проевропейского фланга в Молдове не удалась

Предвыборная кампания в Молдове, едва начавшись, уже подарила избирателям два любопытных политических события. Правящая партия PAS включила в свой избирательный список двух представителей партии «Платформа DA», которую тут же исключил из своих рядов блок Împreună. А основатель DA Андрей Нэстасе и бывший член PAS Олеся Стамате объявили о своем участии в выборах как независимые кандидаты. NM разбирался, что получают от такого расклада PAS и DA, что будет с проевропейской оппозицией, и смогут ли независимые кандидаты помешать планам PAS.

Как PAS исключила DA из выборов

В конце прошлой недели лидер правящей партии PAS Игорь Гросу рассказал, что партия вела переговоры с блоком «Вместе» (Împreună) о создании коалиции в будущем парламенте. По словам одного из лидеров блока, председателя Партии перемен Штефана Глигора, PAS предлагала представителям блока три места в своем избирательном списке.

Но из партий, входящих в блок, лишь «Платформа Достоинство и правда» (DA) выразила готовность участвовать в выборах по спискам PAS. Это подтвердил лидер DA Дину Плынгэу, отметив, что переговоры идут уже не один месяц, а их цель — «не допустить прихода к власти пророссийских сил». Позже в DA сообщили, что партия не будет самостоятельно участвовать в выборах: двое ее представителей — Дину Плынгэу и Стелла Макарь будут баллотироваться по спискам PAS.

После этого блок «Вместе» исключил партию DA из своих рядов, обвинив PAS в «разрушении проевропейского политического фланга. Таким образом, в блоке «Вместе» остались лишь Партия перемен и Зеленая экологическая партия.

Свои действия в PAS объяснили желанием консолидировать проевропейский электорат, чтобы не допустить прихода к власти партий, ориентированных на сотрудничество с Россией. При этом речь идет не о создании электорального блока. Плынгэу и Макарь, которых включили в список кандидатов PAS, покинут «Платформу DA».

Политолог Ион Тэбырцэ отметил, что выгода от такого шага для самой «Платформы DA» неочевидна, поскольку прохождение ее представителей в парламент не гарантировано, а партия при этом полностью отказывается от участия в выборах. По его словам, чтобы Плынгэу и Макарь, находящиеся на 42-м и 47-м местах в списке, попали в парламент, PAS необходимо набрать почти большинство голосов.

«Большинство политических обозревателей считают такой исход маловероятным. Очевидно, что PAS таким образом пытается устранить конкурентов с правого политического фланга. Они стремятся поставить проевропейский электорат перед безальтернативным выбором: есть только PAS и все», — считает он.

Какую проблему пытается решить PAS

Следует отметить, что правящая партия доминирует на проевропейском фланге. Другие партии, выступающие за европейскую интеграцию, не пользуются большой популярностью у избирателей и, согласно опросам, практически не имеют шансов пройти в следующий состав парламента. Именно это и является ключевой проблемой для PAS. Если бы у блока «Вместе» были шансы преодолеть избирательный барьер 7%, то в соглашении не было бы особого смысла, поскольку с блоком можно было бы создать коалицию.

Согласно недавнему опросу социологической компании Ateș Research, за PAS готовы голосовать 27,4% респондентов, за Партию социалистов (ПСРМ) — 10,4%, за блок «Альтернатива» — 6,6%, блок «Победа» — 6,2% и за «Нашу партию» — 5,4%. Остальные партии не набирают и 3%, в том числе и блок «Вместе», который готовы поддержать 2,2% участников опроса.

Если учитывать только определившихся респондентов, то PAS набирает 39,31% голосов. Этого может не хватить для получения большинства мест в будущем парламенте и формирования правительства. Здесь нужно сделать две оговорки: опросы не учитывают голоса диаспоры и жителей приднестровского региона, а социологи отмечают, что неопределившиеся избиратели более склонны голосовать за оппозиционные партии.

Молдавская избирательная система устроена так, что голоса, отданные за партии, не преодолевшие избирательный порог, пропорционально распределяют между прошедшими в парламент. Другими словами, если бы блок «Вместе» получил на выборах, предположим, 4% голосов, то они бы распределились между PAS, ПСРМ, блоком «Альтернатива», «Нашей партией» и блоком «Победа» (если последнему удастся оспорить или обойти отказ Центризбиркома в регистрации для участия в выборах). В таком случае голоса проевропейских избирателей достанутся, в том числе, сторонникам России и политикам, более скептически относящимся к евроинтеграции Молдовы.

Однако Тэбырцэ сомневается, что весь электорат «Платформы DA» (2–3%) проголосует за PAS. «Скорее всего, этот электорат распределится и, возможно, проголосует за блок «Вместе» или за другую партию. Какая-то его часть может поддержать Андрея Нэстасе, который уже объявил, что будет участвовать в выборах как независимый кандидат», — сказал он.

Что будет с проевропейской оппозицией

Лидеры блока «Вместе» 21 июля объявили, что, несмотря на решение бывших коллег, намерены участвовать в парламентских выборах 28 сентября. Однако после исключения «Платформы DA» из блока его шансы пройти в парламент стали еще ниже.

«К сожалению, ни лидеры PAS, ни Дину Плынгэу, ни другие представители „Платформы DA“ не проявили необходимой зрелости, чтобы понять, что узкие партийные интересы — такие как идти в этой избирательной кампании под желтым цветом и с теми, кто износился в процессе управления последние четыре года, — не должны превалировать», — заявил Глигор.

Тем временем бывший председатель «Платформы DA» Андрей Нэстасе объявил о намерении баллотироваться в парламент как независимый кандидат, рассчитывая на голоса разочарованных в существующих партиях. Кроме него, о планах участвовать в выборах как независимый кандидат заявила и бывший член PAS, депутат Олеся Стамате.

Тэбырцэ считает, что Нэстасе вряд ли сможет оттянуть голоса у PAS, поскольку он практически потерял тот электорат, который был у «Платформы DA». А вот появление Стамате, по словам аналитика, — более интересное явление, так как изначально ожидалось, что она пойдет на выборы по спискам какой-либо партии. «Возможно, не было предложений или они ее не устроили. Скорее всего, госпожа Стамате думает о своем политическом будущем, и эта кампания может стать для нее трамплином. Она попытается создать себе независимый политический имидж», — полагает эксперт.

В то же время он предполагает, что в первую очередь Стамате попытается избавиться от ярлыка, который на нее повесили бывшие коллеги по партии после скандала с амнистией. Кроме того, по мнению Тэбырцэ, Стамате сможет накопить определенный политический и электоральный капитал, чтобы в будущем попытаться создать свою партию или возглавить одну из существующих.

Директор социологической компании iData Михай Бологан в своем телеграм-канале написал, что Нэстасе и Стамате будут делать то же, что делал бы блок «Вместе» или «Платформа DA», участвуй они в выборах: бороться с PAS за голоса на правом фланге. «Лично я не верю, что какой-либо независимый кандидат когда-либо пройдет в парламент при 2-процентном барьере, который недостижим для подавляющего большинства партий», — подчеркнул он.

В истории Молдовы еще не было случая, чтобы независимый кандидат прошел в парламент в условиях пропорциональной избирательной системы. Ближе всех к этому был Олег Брега, набравший в 2014 году 0,88%, или 14 тыс. голосов. Судя по результатам прошлых парламентских выборов, для прохождения в законодательный орган независимому кандидату необходимо получить около 30 тыс. голосов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!
Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: