(ВИДЕО) «Мы хотим сказать гражданам Молдовы: не рискуйте жизнью, в Бельгии вы не получите убежище». Интервью NM с министром по миграции БельгииВажно

Власти Бельгии начал беспокоить резкий рост числа заявлений на убежище от граждан Молдовы. Министр по вопросам убежища и миграции Бельгии Аннелин Ван Боссайт 12 мая приехала в Кишинев с четким посланием: гражданам Молдовы не дадут ни пособий, ни статуса защиты. С чем связана такая жесткость вопроса, как в Бельгии в целом смотрят на миграционную политику ЕС и рискует ли Молдова и сама стать региональным убежищем для «нежелательных» в Европе мигрантов — об этом и не только Аннелин Ван Боссайт рассказала в интервью журналисту NM Ольге Гнатковой.

«Я не хочу, чтобы мое сообщение воспринималось как „резкое“»

Для начала, не могли бы вы рассказать о цели вашего визита в Молдову? На днях вы написали довольно резкий пост в Facebook о миграции в Бельгию [жителей Молдовы], и я бы хотела, чтобы вы прояснили это — чего вы ожидаете от этого визита?

Я здесь, чтобы обсудить с властями Молдовы сотрудничество между Молдовой и Бельгией. Оно уже происходит, и мы ищем пути, как сделать его еще продуктивней.

Кроме того, Молдова находится в процессе вступления в Европейский Союз, а Бельгия — одна из стран-основательниц ЕС, поэтому мы также изучаем, как можем помочь Молдове в этом. 

Конечно, мы также хотим обсудить и текущие проблемы. Одна из них — значительное увеличение числа заявок на убежище от граждан Молдовы, особенно из ромского сообщества, которые подают прошения о защите в Бельгии. Я не хочу, чтобы мое сообщение воспринималось как «резкое». Я просто честно говорю: если вы подаете заявление на убежище в Бельгии, у вас нет шансов получить международную защиту. Почему? Потому что Молдова — это безопасная страна происхождения.

В последние годы фактически никто из граждан Молдовы не получил международную защиту в Бельгии — именно потому, что страна признана безопасной. Мы хотим сказать гражданам Молдовы: не рискуйте жизнью, не отправляйтесь в Бельгию, потому что вы не получите приюта, не получите финансовой помощи для возвращения домой, и вас просто депортируют обратно в Молдову. Подача на убежище в Бельгии не имеет смысла.

Но о каких масштабах идет речь? Вы сказали, что число заявок резко возросло в последние годы.

Да, сейчас речь идет примерно о тысяче человек [в год], которые приезжают в Бельгию, особенно в зимние месяцы. До 2020 года практически никто из Молдовы не подавал заявление на убежище в Бельгии. С 2020 года мы видим резкий рост — около тысячи заявлений ежегодно. Но ни один из подавших заявления не получил международную защиту. 

Поэтому мы и говорим: «Не приезжайте в Бельгию, не злоупотребляйте системой убежища, потому что вы не получите ни защиты, ни финансовой помощи, и будете возвращены в Молдову».

А как вы объясняете этот рост, особенно после 2020 года?

Думаю, это связано с пандемией COVID, а затем — с вторжением России в Украину. Кроме того, в Молдове есть регионы, где социально-экономические перспективы не очень хорошие. Но все это не является основанием для подачи на убежище в другой стране. Думаю, что намного важнее понять, как мы можем помочь Молдове. 

Сегодня, например, у меня будет встреча с министром экономики, чтобы обсудить, как мы можем улучшить наше сотрудничество.

Но нет никаких причин подавать на убежище в Бельгии, потому что статус международной защиты вы не получите, как и финансовой помощи. Вас просто вернут домой.

Но вы не боитесь, что подобные темы могут усилить социальную стигматизацию, особенно в отношении ромского сообщества? В Молдове это довольно острая проблема, и тот же Совет Европы уже много лет с этим работает в нашей стране.

Но именно поэтому мы и говорим о необходимости усиления сотрудничества между нашими странами. Поэтому мы хотим помочь Молдове на ее пути в Евросоюз.

Мы уже предлагаем, например, помощь нашего миграционного офиса молдавскому миграционному офису — обмен опытом, лучшими практиками. Все, чтобы сотрудничество было как можно более эффективным.

Но приезжать в Бельгию ради получения убежища — это не решение, потому что вы его не получите. К тому же, как я уже сказала, мы в Бельгии прекратим финансовую поддержку [для просителей убежища, ожидающих решения], потому что и сами вынуждены экономить. У нас просто больше нет таких ресурсов. Поэтому мы прекратим это делать, и говорим людям открыто: не верьте слухам о том, что в Бельгии вам предоставят помощь — вы ее не получите и будете депортированы в Молдову.

Более того, наша система убежища полностью перегружена. Поэтому есть риск, что люди могут оказаться на улице. Я не думаю, что нам стоит говорить «Ну да, приезжайте в Бельгию», а потом люди останутся там без крова. Мы не хотим, чтобы люди оказывались на улице. Поэтому мы ясно говорим: не приезжайте, не стоит. Вы не получите ни приюта, ни финансовой помощи, и будете возвращены в Молдову.

NewsMaker.md

«Мы — твердые сторонники Украины»

Что касается стремления Молдовы вступить в ЕС. У нас в обществе и в медиа часто распространяются спекуляции о том, что будто Молдова станет местом, куда будут «сливать» мигрантов, которых Европа не хочет принимать. Особенно эти слухи распространяются перед выборами: про сирийцев и не только. Как вы можете это прокомментировать?

Миграционный кризис, с которым сталкивается Европа, побуждает все страны ЕС вместе работать над разрешением проблемы нелегальной миграции.

Именно для этого был принят Пакт о миграции и убежище, который вступит в силу в 2026 году. Его цель — улучшить координацию между государствами ЕС.

Если Молдова станет членом ЕС, она войдет в это сообщество стран, работающих совместно над вопросами нелегальной миграции. Это только усилит ее позиции.

Вопрос по Украине. Сейчас идут переговоры между Россией, Украиной, США и т.д. Если они будут успешны, что произойдет с украинскими беженцами в вашей стране и в ЕС в целом?

Прежде всего, мы — твердые сторонники Украины. Примерно две-три недели назад наш премьер-министр посетил Украину, чтобы подтвердить нашу поддержку в ее борьбе против России. 

Что касается украинских беженцев — сейчас они находятся под временной защитой (это специальный статус для беженцев, чтобы упростить их легализацию — NM). Этот статус действует до марта 2026 года. После этого нужно будет на уровне ЕС решать, продлевать ли его, и как в целом справляться с этим вызовом, чтобы помочь украинцам.

Как вы видите решение проблемы «двойных стандартов» в отношении мигрантов из разных стран? Это широко обсуждается особенно с начала войны в Украине: что к тем же сирийцам одно отношение, к украинцам — другое.

На европейском уровне существуют разные формы защиты. Это не двойные стандарты, а юридически закрепленные статусы: Женевская конвенция — для тех, кто спасается от личных преследований; временная защита — для тех, кто бежит от войны; еще есть статус временно перемещенного лица. Все они входят в международное и европейское право. Поэтому я бы не говорила о «двойных стандартах». Потому что тут речь о специфических видах защиты, которые зависят от того, почему человек покинул свою страну. 

«Нелегальная миграция создает огромную нагрузку на наши общества»

Мы видим, что в Европе все чаще к власти приходят более консервативные партии, в том числе и ваша (Новый фламандский альянс — New Flemish Alliance). Часто они занимают более жесткую позицию по вопросам миграции. Как вы думаете, как это изменит социальный ландшафт Европы в ближайшем будущем?

Прежде всего, я бы не ставила нашу партию в один ряд с крайне правыми. Это не случай нашей страны уж точно. Но на уровне ЕС действительно растет осознание, что с миграционными вызовами нужно справляться иначе. 

Сейчас есть группа стран-единомышленников внутри ЕС, и Бельгия — только одна из них. В нее входят Дания, Нидерланды, Австрия, например. Мне кажется, уже более 15 из 27 стран ЕС, которые говорят о том, что нужно усиливать сотрудничество и контроль над нелегальной миграцией.

Именно нелегальная миграция создает огромную нагрузку на наши общества, системы соцзащиты, рынок жилья, образовательные системы и т.д.

Рост популярности крайне правых партий — это следствие отсутствия действенных решений. Мы должны взять миграционные потоки под контроль, и сделать так, чтобы миграция снова стала восприниматься как позитивное явление, а не как проблема. Потому что прямо сейчас для многих это воспринимается только негативно, как обуза для общества.

Каких изменений вы прежде всего ожидаете от европейского Пакта о миграции и убежище?

Главное — это улучшенное сотрудничество между странами-членами ЕС, чтобы мы могли взять под контроль миграционные потоки. Чтобы каждая страна взяла на себя свою долю ответственности, исходя из пакта. Только так мы сможем восстановить контроль над миграцией.


Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

3
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: