Чего Европейский союз ждет от администрации Дональда Трампа в переговорах о мире в Украине? Почему российскую агрессию важно остановить как можно скорее? Как в новую систему безопасности в Европе вписывается Молдова с замороженным приднестровским конфликтом на своей территории? Об этом и не только в интервью журналисту NewsMaker Ольге Гнатковой рассказала заместитель председателя Европейской комиссии, глава дипломатии Евросоюза Кайя Каллас.
«Мы ждем большего давления на Россию»
Мой первый вопрос будет касаться войны в Украине, потому что, конечно, она сильно влияет на Молдову. Недавно вы сказали, что администрация США, администрация Трампа, «делает недостаточно» и не использует все возможности, чтобы надавить на Россию для урегулирования этого конфликта. Каких именно действий вы ожидаете от них? И действительно ли Евросоюз рассчитывает на администрацию США, что она остановит эту войну?
Нет. Очевидно, что для мира нужно двое, а для развязывания войны — достаточно одного. Что мы наблюдаем к этому моменту: Украина согласилась на безусловное прекращение огня уже более месяца назад. А Россия играет в игры.
Мы ждем большего давления на Россию. Если оказывать больше давления на Россию, тогда они поймут, что победить в этой войне невозможно. Ведь война бы закончилась сразу, если бы они вывели свои войска из Украины и прекратили бомбардировки.
Сегодня ночью снова бомбили Киев — погибло девять человек, много раненых. Это были не военные, это были мирные жители, обычные люди. Администрация Трампа говорит, что она хочет закончить эту войну, и у нее действительно есть инструменты для этого. Но они должны давить на Россию, а не на Украину, которая не сделала ничего плохого.
Но какие инструменты они еще не использовали? До сих пор упоминались только санкции.
Да, но санкции — это очень мощный инструмент. Можно ввести такие санкции, чтобы у России не было средств финансировать свою военную машину, и продолжать эту войну. Если мы сделаем это вместе с европейскими странами и США, то сможем убедить Россию прекратить эту войну. Сейчас же ощущается, что давления больше на Украине, хотя она — очевидно жертва агрессии.
Да, конечно. Но какие сценарии рассматривает Европа на случай, если Трамп просто выйдет из переговорного процесса, или если переговоры (даже с участием США) затянутся на годы?
Для нас важно максимально поддерживать Украину, потому что украинцы защищают свою страну. Мы должны помочь им обороняться, ведь на кону — не только Украина. Если окажется, что нападение на другую страну оправдывает себя и приносит выгоду, это будет чревато для всех соседей России, да и не только для них.
Все реальные или потенциальные агрессоры в мире сейчас наблюдают и делают выводы. Если это сработает, они тоже начнут захватывать территории соседей. Поэтому очень важно остановить это сейчас. У Европы есть средства и политическая воля, чтобы показать, что мы поддерживаем Украину, даже если США отойдут в сторону.

«Россия бросила приднестровцев»
Мы уже видим, что в Европе, как и в Америке, растут правые настроения. Как это может повлиять в будущем на процесс евроинтеграции Молдовы и Украины? Сейчас, например, Венгрия выступает против расширения ЕС, и в будущем она может быть не единственной.
Да, что касается расширения, обе стороны должны проделать свою «домашнюю работу». Молдова должна проводить реформы ради себя самой, а Европейский союз должен быть готов принять вас, когда вы будете готовы.
Это также требует пересмотра наших процедур принятия решений: мы не можем быть заложниками таких ситуаций. Расширение — это ведь в большей степени объединение Европы. Посмотрите на карту — Молдова находится в Европе географически.
Важно, чтобы вы стали частью европейской семьи, как этого хочет большинство молдаван. Мы можем многое сделать по пути, и важно понимать: наши оппоненты не хотят, чтобы мы были едины.
Насколько я понимаю, и вы уже упоминали это в нескольких интервью, приднестровский вопрос не является препятствием для евроинтеграции Молдовы. Но все же остается и этот вопрос, и российские войска в регионе. Как вы считаете, насколько возможен их вывод? И возможно ли это без участия как Украины, так и России?
Что касается Приднестровья, мы наблюдали энергетический кризис в январе. Тогда стало ясно, что Россия бросила приднестровцев. А помог решить ситуацию Европейский союз. Мы — ваши друзья, как и для людей на правом берегу. Важно это понимать.
Конечно, реинтеграция вашей страны — в ваших руках. Но в контексте евроинтеграции это не может быть препятствием. В ЕС уже есть страны с подобными проблемами, и это не стало преградой для вступления. И не может стать, потому что иначе наши противники получат сигнал: можно создать конфликт — и сможете заблокировать нежелательные для себя альянсы. Это неправильный сигнал.
Конечно. Но каково все-таки место Приднестровья в новой системе европейской безопасности?
Любые регионы, где Россия активно и реально использует военную силу — это угроза всей Европе. Даже НАТО признало, что Россия — самая непосредственная угроза странам НАТО.
Россия использует такие регионы, чтобы сеять хаос. Мы должны этому противостоять, быть готовы защищаться от подобных сценариев.
Можно ли ожидать оборонительных мер, как в вашей родной Эстонии, где только что объявили об открытии военной базы в Нарве?
Мы, Эстония, — часть НАТО. Мы находимся под зонтиком НАТО и защитой Ст. 5: нападение на одного считается нападением на всех. В альянсе — 32 страны. Но если посмотреть на карту, у России есть соседи и не входящие в НАТО. И я думаю, что для них гораздо больше опасности.
Например, страны Центральной Азии находятся между Россией, Китаем, Ираном и Афганистаном. Не самое лучшее соседство У них протяженные границы с Россией, есть стратегически важное сырье. Поэтому важно, чтобы Россия не победила в Украине. Иначе она пойдет дальше.
Неизвестно, куда именно, но ясно одно — Россия тратит более 9% своего ВВП на военные нужды и захочет использовать все это снова, если ее не заставят отвечать за свои действия и не дадут ей отпор.
«Нужно быть бдительными»
В этом сложном контексте, чего вы ожидаете от Молдовы и парламентских выборов, которые пройдут в сентябре этого года? Результаты европейского референдума были не столь оптимистичными, как многие надеялись. Основная проевропейская партия, судя по опросам, тоже сталкивается с трудностями. Чего вы ожидаете от этих выборов, учитывая и российскую информационную и гибридную войну, и по-прежнему сложную экономическую ситуацию?
Выборы проводятся для того, чтобы граждане Молдовы решили, чьи идеи лучше всего двигают страну вперед. И кто будет управлять страной, и продвинет Молдову дальше.
Конечно, всегда происходит борьба разных идей. И в этом нужно быть бдительными. Борьба с дезинформацией и внешним вмешательством — это очень сложно.
Мы тоже создали оперативную группу быстрого реагирования, которая помогает отвечать на такие угрозы. И это идет рука об руку с повышением осведомленности граждан, чтобы они могли распознавать гибридные атаки, когда они происходят.
Если такие атаки происходят — их нужно обнародовать и эффективно на них реагировать, чтобы люди могли сделать свободный выбор без манипуляций. Это то, что мы все должны обеспечить молдавскому народу.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.