Tudor Mardei/NewsMaker

Из Бухареста – в Каушаны. История Дианы, которая вернулась домой спустя 10 лет и нашла себя

Она очень хотела уехать из родного города и уехала. А через десять лет вернулась и осталась: растить детей, работать, заниматься творчеством и по-настоящему радоваться тому, что все, что нужно, находится в двухстах метрах от дома. NM рассказывает историю Дианы Коваленко-Норощан — офицера защиты офиса Правового центра адвокатов и ведущую праздничных мероприятий, которая не пожалела о своем «противоречивом выборе» вернуться домой.

Tudor Mardei/NewsMaker

«Люди приходят ко мне не от счастья»

Диана встречает нас в Каушанском районном Доме культуры, проводит в непривычно тихий, но главное — прохладный зал. «Здесь самое холодное помещение во всем здании, переведите дух с дороги», — предлагает она. Попутно рассказывает, как они с сотрудниками Правового центра адвокатов сопровождали детей-беженцев из Украины, которые находятся на попечении родственников в Молдове, для регистрации на временную защиту: «Там офис такой маленький, мы нашли тенек и, как стайка цыплят, перемещались за этим теньком».

Пока Диана рассказывает, мы с фотографом думаем, где будем ее фотографировать для интервью: в зале можно включить свет, но он через пару минут гаснет, а потом вспыхивает вновь. И так целый час, пока мы разговариваем с Дианой. Для фотографа — это испытание, для нас с Дианой свет не нужен — девушка светится изнутри, но не холодным и равнодушным светом, а теплым и принимающим.

Tudor Mardei/NewsMaker

Эмпатия — это все, что может описать Диану. Сама она себя описывает, как «противоречивую натуру», но все свои противоречия, как она признается, принимает и относится к ним с любопытством: «Окей, противоречия существуют, давай-ка я посмотрю, что с ними можно сделать».

Диана работает офицером защиты отделения Правового центра адвокатов в Каушанах, эта работа олицетворяет ее серьезную, «земную» сущность. Помимо этого, она уже больше одиннадцати лет ведет частные мероприятия — свадьбы и крестины. И продолжает жить в своем родном городе, откуда не планирует уезжать в ближайшее время.

«Я занимаюсь в Правовом центре адвокатов серьезными, земными вещами, работаю с документами и людьми. Людьми, которые приходят ко мне не от счастья или хорошей жизни: они приходят со своими проблемами, они приходят за помощью все эти полтора года, что продолжается война в Украине.

Вторая моя работа — это мой личный мир счастья. Только в этом году, после одиннадцати лет работы, я разрешила себе говорить, что я одна из лучших ведущих частных мероприятий в Молдове», — рассказывает Диана.

«Переехала в город, где пешеходный переход был длиннее, чем моя улица»

Её личное путешествие со всеми выборами, дилеммами и противоречиями началось тут же, в Каушанах. Диана признается, что с юности мечтала уехать из города — «хотя бы куда-нибудь».

«Я видела себя где-то далеко-далеко, но только не в Каушанах. Город мне казался таким маленьким, неинтересным. Я хотела уехать хотя бы куда-нибудь. Наступил этот момент, когда ты не знаешь, куда уезжать, но точно знаешь, что уехать хочешь».

Tudor Mardei/NewsMaker

Уехать все-таки удалось, Диана поступила на факультет журналистики и философии в Бухаресте.

«Из маленьких Каушан, где было всего три пешеходных перехода, я переехала в город, где пешеходный переход был длиннее, чем моя улица. За три месяца там я, кажется, повзрослела окончательно. Практически сразу устроилась работать, поступила на второй факультет. Я училась на факультете аудита больше из-за мамы и папы. Когда я приезжала и говорила, что учусь на философском факультете, они делали круглые глаза. Мама спрашивала, что это за профессия, вот бухгалтер, экономист, юрист — другое дело», — продолжает Диана.

«Мне казалось тогда, что это самое глупое решение»

После окончания университета и работы в Бухаресте, «всех этих земных и неземных вещей», смеется Диана, она вернулась в Молдову.

«Случилась любовь. Мы не могли понять, кто сделает первый шаг: либо будущий супруг приедет ко мне в Бухарест, либо мне придется приехать в Кишинев. В общем я приехала. И из богемной бухарестской среды я приземлилась в городе, который не знала, в городе, где были проблемы с транспортом, парковкой, в городе, населенном взрослыми людьми, которые садятся поутру в троллейбусы, едут на работу и с такими же лицами возвращаются обратно вечером. Меня настигла депрессия. Я только сейчас могу говорить об этом, тогда я просто рыдала с утра до вечера и не знала, что делать со своей жизнью. Мне казалось тогда, что это самое глупое решение», — рассказывает девушка и закрывает лицо ладонями.

Диана пыталась устроиться на работу в Кишиневе, она не привыкла сидеть без дела, ходила на интервью. В одном рекламном агентстве прошла все собеседования и задания, чтобы в итоге, на последнем интервью, после двухчасового разговора, ей сказали, что она «не для работы в офисе».

«Мы разговаривали с директором агентства два часа, обо всем. Когда мы закончили, она сказала, что не возьмет меня на работу не потому, что я плохая, а потому, что мое место не там. Я вышла и рыдала просто навзрыд. Мне казалось, что она меня предала, я уже представляла себя на этой работе. В тот же вечер мне позвонили с радио и пригласили вести эфир», — вспоминает Диана.

Tudor Mardei/NewsMaker

Так она оказалась на радио, там же она научилась владеть своим голосом — этот навык помогает ей сейчас в работе на мероприятиях.

«Я не понимала, что есть голос, который ты используешь день ото дня, а есть голос, которым ты работаешь, передаешь эмоции. Мой коллега Серджиу, всегда его благодарю, говорил мне: “Твой голос — для радио, ты только его еще не открыла”», — рассказывает Диана. И вспоминает, что на радио она занималась всем — готовила тексты, озвучивала, редактировала: «Я была единственной хозяйкой времени, которое мне было дано».

«Здесь всё в двухстах метрах от тебя»

А в 25 лет Диана переехала обратно в Каушаны, она вернулась в родной город, из которого десять лет назад так хотела «хоть куда-нибудь уехать».

«Мы с мужем решили вернуться, мы ожидали ребенка, но в 25 лет, даже если ты планируешь ребенка, ты его не планируешь. Ты хочешь отдать и получить любовь, но ты понятия не имеешь, что такое ответственность, которая сопровождает родительство. Настали тяжелые времена, мы понимали, что не можем тянуть жизнь в столице, у нас нет ни кола, ни двора. И — да, мы вернулись. Но даже здесь было сложно, зарплаты мужа еле-еле хватало на нас троих», — рассказывает девушка.

А потом она останавливается и смотрит поверх сцены и пустого зрительного зала: «Знаешь, когда другому тяжело, быть с ним рядом легко: поддерживать его и думать, как хорошо, что это происходит не со мной. Самое сложное — быть рядом с человеком, которому хорошо, выдержать его счастье и искренне радоваться за него».

Tudor Mardei/NewsMaker

Спустя полтора года после рождения сына Диана вышла на работу на местное радио в Каушанах, ее супруг сменил работу и и им удалось «немножко выдохнуть». Девушка признается, что несколько раз их посещали мысли вернуться обратно в Кишинев, но оба не хотят уезжать из Каушан: «Здесь наше место».

«Сын Штефан с четырех лет занимается спортом, с пяти лет — английским. В маленьком городе это очень легко. Например, спорт — в двухстах метрах от дома, английский — в двухстах метрах, ближайшее место, где можешь выпить кофе — тоже в двухстах метрах. Здесь все в двухстах метрах от тебя. Ну скажи, где еще ты можешь зайти в магазин с картой (у меня проблема, я не ношу кэш) и понять, что тебе нечем платить. А тебе отвечают: “Занесешь завтра”. И ты уходишь оттуда с хлебом, сметаной и яйцами. А если забываешь занести деньги, тебе позвонят и напомнят, но так вежливо, по-доброму. И ты: “Бегу-бегу”», — рассказывает Диана.

«Это такая степень доверия, когда тебе отправляют результат теста на беременность»

Героиня признается, что ей не бывает скучно в небольшом городе, она окружила себя людьми, которые разделяют ее взгляды, поддерживают ее идеи и начинания.

«Скучно бывает тем, кто сидит дома и погряз в рутине, — говорит девушка, — или кто боится, что скажут другие люди. Мы с женщинами в Каушанах, в том числе с беженцами из Украины, проводим занятия йогой. Я как-то шла по городу, увидела знакомую девушку и пригласила ее на занятия: “Приходи, приходи с ребенком”. Она сначала так загорелась, а потом говорит: “Не знаю, если муж разрешит”. Представляешь? Женщине тридцать лет, она прошла через потрясающий опыт рождения ребенка, через эти страдания, чтобы дать новую жизнь, но она боится, она отпрашивается у мужа, как отпрашивалась у мамы с папой. Мне жаль, когда я вижу такое. Пусть один вечер муж приготовит ужин, а ты пойдешь пить кофе с подругами. Не надо ходить на рынок из-за страха осуждения. Чтобы, не дай бог, никто не сказал, что ты плохая мать или жена, что пока ты пьешь кофе, помидоры на рынке подорожали на пять леев», — говорит Диана.

Tudor Mardei/NewsMaker

Она рассказывает, что в ближайшие лет пять-десять не планирует с семьей уезжать из Каушан. Здесь ее семья, ее сообщество, ее работа.

«Понятно, что бывают моменты, когда я разочаровываюсь в людях, я плачу, это нормально. Но я перед собой честна, я искренна в том, что я делаю. Например, я уже несколько лет отказываюсь вести мероприятия, если понимаю, что мы не подходим друг другу с парой, что они не поймут то, о чем я говорю. Сейчас мероприятия становятся более душевными, сентиментальными, люди приглашают только самых близких. И мы с ними тоже сближаемся. Это такая большая степень доверия, когда тебе отправляют результат теста на беременность. Есть семьи, с которыми мы чуть ли не породнились, я их называю кланы. Я вела у них свадьбу, потом крестины. Фидбэк после таких мероприятий — самое волшебное, я не могу уснуть полночи, думаю, как же классно все прошло.

Мои дети, наверное, захотят уехать, и я это понимаю. Я не буду им препятствовать, но знаешь, какая у меня мечта? Купить в маленьком селе домики и поселиться в них с друзьями. Чтобы мы жили рядом, ходили друг другу в гости и варили кофе».

Tudor Mardei/NewsMaker

Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Одноразовые электронные сигареты вреднее обычных, долгий декрет провоцирует курение, а татуировки ни о чем не говорят. Наука от NM по воскресеньям

Ученые выяснили, что популярные одноразовые электронные сигареты могут быть опаснее обычных из-за высокого содержания токсичных металлов, обнаружили, что слишком долгий декретный отпуск парадоксальным образом повышает риск курения у матерей, а суждения о характере человека по его татуировкам почти всегда неверны. Об этих и других новостях науки и техники — в еженедельном обзоре NM.

Одноразовые электронные сигареты вреднее обычных

Исследование ученых из Калифорнийского университета в Дэвисе выявило высокий уровень токсичных металлов в популярных одноразовых электронных сигаретах. Уровень некоторых вредных веществ, таких как свинец, оказались в разы выше, чем в традиционных сигаретах.

В ходе исследования ученые под руководством Марка Р. Салазара и Бретта А. Поулина изучили три популярные в США марки одноразовых электронных сигарет: ELF Bar, Flum Pebble и Esco Bar. Они проанализировали состав самих устройств, жидкостей для парения (как до, так и после использования) и аэрозоля (пара, который вдыхают пользователи) на наличие разных металлов. Анализ показал, что по мере использования устройства концентрация в паре таких металлов, как хром и никель, значительно возрастает — иногда до 1000 раз. Это, вероятно, связано с деградацией нагревательной спирали.

Особую озабоченность вызвали устройства марки Esco Bar. В их жидкости и паре были обнаружены чрезвычайно высокие концентрации свинца, никеля, меди и цинка. Источником свинца оказались внутренние компоненты устройства, изготовленные из свинцовистой бронзы — сплава, содержащего до 40% свинца, который контактирует с жидкостью для парения. Кроме того, в электронных сигаретах Flum Pebble и Esco Bar обнаружили высокий уровень сурьмы, часть которой находилась в наиболее токсичной форме. Оценка риска для здоровья показала, что вдыхание никеля и сурьмы повышает риск развития рака, а свинец и никель создают значительные неканцерогенные риски для здоровья, особенно для нервной системы.

Длительный декретный отпуск повышает риск курения у матерей

Исследование Венского университета показало, что слишком продолжительный отпуск по уходу за ребенком связан с долгосрочным риском развития вредных привычек у матерей, в частности, курения. Ученые ожидали обратного эффекта, но результаты показали, что чем дольше женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, тем выше вероятность, что она будет курить в более позднем возрасте. При этом более короткие периоды декрета, наоборот, могут оказывать защитный эффект.

Исследовательская группа под руководством Сони Шпитцер из Венского университета проанализировала данные более чем 8,5 тыс. матерей из 14 европейских стран. Ученые сопоставили информацию из опросов с историческими данными о законах, регулирующих родительский отпуск в этих странах в период с 1960 по 2010 год. Используя специальный эконометрический метод (статистический подход для установления причинно-следственных связей), они выяснили, что каждый дополнительный месяц отпуска увеличивает вероятность курения в будущем на 1,2 п.п.

Авторы исследования предполагают, что причиной такой тенденции может быть стресс. Если отпуск по уходу за ребенком слишком затягивается, это может привести к финансовым трудностям, социальной изоляции и профессиональным проблемам, а курение становится способом справиться с напряжением. Особенно сильно это затрагивает матерей, которые не имели финансовой поддержки со стороны партнера. Исследователи подчеркивают, что при разработке семейной политики необходимо тщательно продумывать оптимальную продолжительность отпуска, чтобы он приносил пользу, не создавая при этом непреднамеренных рисков для здоровья.

Суждения о личности по тату в основном ошибочны

Новое исследование показало, что, хотя люди склонны делать схожие выводы о характере человека по его татуировке, эти суждения почти всегда неверны. Ученые обнаружили лишь одно исключение: посторонние наблюдатели могли с небольшой точностью угадать такую черту личности, как «открытость новому опыту». Это было напрямую связано с тем, насколько «эксцентричной» или необычной выглядела сама татуировка. Таким образом, популярные стереотипы о людях с татуировками, как правило, не соответствуют их реальным личностным качествам.

В ходе исследования ученые сфотографировали 375 татуировок у 274 взрослых участников. Владельцы тату также заполнили подробные опросники для оценки своей личности. Затем эти фотографии показали другим людям («судьям»), которые, не видя самих владельцев, должны были оценить их характер исключительно по изображению на коже. Сравнив эти внешние оценки с результатами личных тестов, исследователи пришли к выводу: несмотря на то, что «судьи» часто сходились во мнениях, их догадки о характере владельца татуировки почти никогда не совпадали с действительностью.

Ученые предложили строить лунные базы из «космического Лего»

Исследователи из Университета Арканзаса и их коллеги предложили новый подход к строительству на Луне: вместо возведения крупных монолитных конструкций они создают небольшие соединяемые блоки из местного грунта, похожие на детали конструктора Лего. Использование местных ресурсов, таких как лунный реголит (сыпучий грунт с поверхности Луны), имеет решающее значение для будущих миссий, поскольку доставка стройматериалов с Земли чрезвычайно дорога. Идея состоит в том, чтобы с помощью лазера или концентрированного солнечного света спекать лунный грунт (соединять частицы порошка в твердый объект с помощью нагрева) в небольшие модульные кирпичи, которые затем можно будет легко соединять для постройки крупных и сложных сооружений, например, жилых модулей.

В рамках исследования команда под руководством Вана Шоу провела эксперименты с имитатором лунного реголита, используя 80-ваттный лазер для его послойного спекания. Ученые успешно изготовили кубические образцы и детали двух типов: в форме букв «H» и «+», которые могут соединяться друг с другом по принципу «паз-шип». Тесты показали, что прочность таких блоков на сжатие составляет около 1,5 МПа. Хотя этого пока недостаточно для практического применения, и существуют проблемы с шероховатостью поверхности и расслоением материала, исследование доказывает саму возможность создания пересобираемых конструкций из лунного грунта. Этот подход открывает путь к более дешевому и устойчивому освоению космоса.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: