Энергоэффективность – это не только физическая инфраструктура, но и управление всеми системами и потоками, направленное на снижение потребления энергии и экономии ресурсов. В городской агломерации так много систем, которые можно автоматизировать, оцифровывать и непрерывно анализировать, чтобы облегчить жизнь жителям, а технологии развиваются так быстро, что нет пределов инновациям.
Другими словами, даже деньги — не самая большая проблема, потому что есть новаторские механизмы финансирования мероприятий энергоэффективности. О потенциале Молдовы в развитии умных городов мы поговорили с директором Агентства энергоэффективности Александру Чудиным.
— Хотя во всем мире все больше говорят об умных городах или smart cities, эта концепция остается относительно новой для Молдовы. В чем разница между сегодняшним городом и городом 2000-х годов?
— Умный город – это в первую очередь умные люди. Мы можем внедрять современные технологии для защиты окружающей среды, управления отходами, мобильности или транспорта, но конечная цель умного города – создать хорошие условия для жизни жителей.
Концепция умного города — это не только популярный и современный термин, но и все более важный для развития маленького или большого города. Сейчас конкуренция идет не только между разными компаниями или производителями, развивающими свой бизнес, но и между городами и странами.
Умные города — это, в основном, метод управления городскими делами с помощью доступных знаний и технологий, которые до недавнего времени были немыслимы. Технологии можно купить, но для создания умного города требуются годы, учитывая специфику, историю, культурные традиции, а также экономические возможности конкретного города. Тенденция городов – привлечь как можно больше молодежи, профессионалов и предпринимателей для развития города. Разрабатываются программы и стратегии развития, чтобы привлечь больше туристов и гостей, открыть больше учебных заведений, и все это для процветания города и, следовательно, развития государства. Эти факторы требуют от местных властей и муниципалитетов новаторских подходов и предоставления «умных» условий и решений для молодежи, исследователей и предпринимателей. Умные города должны внедрять новейшие технологии, чтобы создавать и улучшать качество жизни для всех, а не только для определенной группы людей.
Если мы сравним европейский город 2000-х годов и город 2020 года, мы заметим, что 20 лет назад инфраструктура была цифровой. Вся инфраструктура: энергетика, транспорт, экология, здравоохранение – разрабатывали отдельно, а данные собирали вместе. Итак, мы пришли к выводу, что умные города произошли из цифровых городов в результате взаимосвязи всех этих секторов с повышенным вниманием к экологии и устойчивости.
— Укакого умного города Кишиневу следует взять пример?
— Я считаю, что Кишинев не должен брать пример с других городов. Каждый город должен быть умным в той мере, в какой он может решать проблемы своих жителей, обеспечивать устойчивый и экологичный образ жизни и отвечать на повседневные проблемы, с которыми сталкивается любой горожанин. В то же время я считаю, что самым умным городом является Амстердам. У этого города есть четкая концепция и направление развития – здесь каждый год для жителей организуется Smart City Challenge, особое внимание уделяется окружающей среде, широко пропагандируется экологический транспорт, жителей призывают и поддерживают использование электромобилей, велосипедов и общественный транспорт. На улицах можно найти умное уличное освещение, которое контролирует поток пешеходов и автомобилей и на основе собранных данных регулирует автоматическое освещение, тем самым снижая энергоемкость. Создан информационный центр, где каждый может отслеживать графику, публикации и конкретные результаты умных проектов.
Город Вена построил умный район – Асперн, который также имеет сложную систему общения с горожанами по вопросам развития города. Лондон также является примером разумного решения в области управления отходами. Этот список можно продолжить. Нас могут вдохновлять из-за границы, но невозможно принять конкретное решение, потому что, как мы упоминали ранее, у каждого города есть свои потребности и особенности.
— Как нужно собирать данные, чтобы город был умным?
— Краеугольным камнем умного города должен быть централизованный «центр данных», то есть место, где все данные из разных источников будут собираться, а затем анализироваться и оцениваться. Этими источниками могут быть, например, светодиодные лампы. С помощью датчиков, расположенных в общественном освещении, можно собирать данные не только об уровне загрязнения воздуха или автомобильном движении, но и использовать лампы в качестве источника энергии для зарядки электромобилей или даже мобильных телефонов. Каждый гражданин может внести свой вклад в улучшение инфраструктуры городов, например, установив интеллектуальные счетчики, чтобы потребитель мог в режиме реального времени следить за потреблением и не ждать счетов в конце месяца. Данные также можно собирать из спутниковых снимков или специализированных приложений, где жители могут записывать свои идеи и жалобы.
Возможности использования технологий безграничны. Датчики и устройства, собирающие данные и информацию, это лишь небольшая часть процесса. Эти данные необходимо обрабатывать и анализировать быстро, в режиме реального времени. Самое главное, что этими данными можно делиться и обмениваться между разными технологиями. Технологические решения должны позволять обмен данными не только между датчиками и устройствами, но также между платформами, местоположениями и расстояниями. Поэтому обмен данными на многофункциональных информационных платформах важнее самой технологии. Это решение, которое приведет к большему количеству инноваций, безопасности и решению текущих проблем.
— Почему городам необходимо внедрять цифровые решения, чтобы стать умными?
— Причин несколько. Первая причина заключается в том, что все больше и больше людей переезжают в города, поэтому необходимо найти решения, чтобы справиться с растущим населением в городах. Другая причина, порожденная феноменом, который также встречается в нашей стране, это старение населения, соответственно, инфраструктура городов потребует некоторых изменений по сравнению с нынешней ситуацией.
Еще одним фактором, который приводит к внедрению цифровых решений, является развитие среднего класса, потребности которого растут. Другой фактор – меры жесткой экономии, которые приводят к сокращению городских бюджетов. Это влияет на то, как город тратит деньги. Например, Кишинев тратит большие деньги из своего бюджета на управление отходами.
— Насколько восприимчиво население к новым технологиям? Нужно ли ему для этого учиться?
— Для моего поколения и для будущих поколений образование должно быть самым важным. Считаю, что успех в образовании в ближайшем будущем будет зависеть от использования современных технологий и информационных систем. В школах, помимо традиционных предметов, таких как математика и румынский язык, следует ввести такие предметы, как программирование и финансовое образование. В то же время школа должна учить подрастающее поколение, как себя вести и что делать, когда какая-то технология дает сбой. В общем, есть парадокс: с одной стороны, умные города продвигают новые технологии и экологическую устойчивость, а с другой – создают определенную зависимость людей от технологий и энергии.
— Какую роль умный город может сыграть в здравоохранении или образовании?
— Умная медицинская услуга основана, прежде всего, на доступности данных о здоровье людей. В настоящее время наблюдается тенденция к постоянному наблюдению за пациентами, оперативному вмешательству в критических ситуациях. Очень интересна интеграция этих систем здравоохранения в общую концепцию умного города. Например, для отслеживания времени прибытия машин скорой помощи к пациентам. Кроме того, умное образование основано на индивидуальном обучении детей, потому что каждый ученик является личностью и по-разному воспринимает информацию. С помощью новых технологий, например, сканируется лицо ученика, и в зависимости от выражения его лица система автоматически меняет учебный план, чтобы ученик максимально хорошо усваивал представленную информацию. Эти методы очень успешны, особенно в обучении языкам.
— Какова роль деловой среды в построении умного города?
— Безусловно, для внедрения новых технологий необходимо тесное сотрудничество бизнес-сообщества и администрации органов государственной власти. Обмен опытом между бизнес-средой и мэрией, обмен знаниями – залог успеха. Важную роль играет открытие компаний для новых технологий, позволяющих создать целостную городскую экосистему, благодаря которой повысится эффективность управления городом, жители станут намного счастливее, а качество их жизни – выше. Такой подход создает возможности для развития умных городов и положительного отношения жителей к инновационным решениям.
— Можно ли внедрять умные технологии и в малых городах?
— Я считаю, что самый большой потенциал малых городов во внедрении умных технологий связан с транспортом, энергетикой, а также с окружающей средой.
— Все мы знаем, что умные технологии дороги. Насколько выгодны эти вложения и как долго они окупаются?
— Когда мы говорим об умных городах, нам нужно использовать нетрадиционные финансовые механизмы и бизнес-модели. Примерами являются EPC (контракты на энергоэффективность) или контракты с обслуживающими компаниями ESCO для реализации мер по энергоэффективности и экономии затрат. Эти бизнес-модели также включают процедуру закупки услуг, при которой выбранные компании проведут анализ текущего состояния, например, здания или уличного освещения, и на основе этого анализа предложат техническое решение, позволяющее добиться необходимой экономии.
Инвестиции в избранные технические решения финансируются за счет собственных средств компании. Впоследствии эта компания получает оплату из сэкономленных средств. Основная идея заключается в том, что в течение определенного периода времени город будет платить компании за оказанные услуги, исходя из реальной экономии, которую он имеет. После завершения проекта потребление энергии должно быть значительно ниже, что положительно скажется на окружающей среде.
Рынок энергетических услуг в Молдове находится на начальной стадии, и основным препятствием до недавнего времени было нежелание финансовых институтов подходить к такой бизнес-модели и несовершенная нормативно-правовая база. AEE, будучи ответственным учреждением с обязанностями в этой области, инициировали в этом году создание дорожной карты, в которой мы определим решения и шаги, которые необходимо предпринять для корректировки нормативной, институциональной и налоговой базы, а также контракты на энергоэффективность в государственный сектор станет реальностью. При этом хочу отметить, что у частного сектора есть свободная волна и нет ограничений для реализации таких нетрадиционных проектов.
— Мобильность – важная проблема для городов. Есть ли общее оптимальное решение для городов, которое подойдет и для Кишинева?
— В системах управления городским движением уже используется широкий спектр датчиков, от физических детекторов и видеокамер до пространственной обработки изображений. Следует отметить, что даже ваш собственный автомобиль или мобильный телефон в этой концепции становится умным датчиком, который предоставляет важные данные.
Управление городским движением будет все больше зависеть от правильного управления различными видами транспорта, транспортными средствами, велосипедами, автомобилями или такси. Общественный транспорт будет играть очень важную роль в будущем, а электромобили станут незаменимыми, потому что они менее вредны и не загрязняют атмосферу. Граждане будут воспринимать общественный транспорт как услуги мобильности, и у них будет все больше и больше требований, как сейчас есть к услугам электросвязи. Для соответствия требованиям можно будет использовать смартфоны, для оптимизации отдельных маршрутов, включая мобильные платежи за эти услуги.
— В Европе, безусловно, много умных городов, но разве в Молдове города могут стать умными?
— Где-то, может быть, даже невольно, но я считаю, что населенные пункты в Республике Молдова очень скромными шагами становятся умными. Очевидно, что нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем мы сможем построить настоящие умные города, но хорошо, что мы сделали первые шаги. И я сообщаю вам это сознательно, в плане проектов, которые мы реализовали за последние несколько лет.
В целом населенные пункты в нашей стране внедрили такие технологии, как, например, предоставление открытых данных, интеллектуальное освещение, энергоэффективные здания, системы управления движением. Многие населенные пункты разработали планы развития, в том числе планы действий, в которых определенно присутствует компонент умного города.
Если говорить о проектах, финансируемых AEE, я могу вам сказать, что в нескольких населенных пунктах мы финансировали системы уличного освещения, которые можно настраивать с мобильного телефона через удаленное управление. Также были построены системы уличного освещения, где были установлены системы диммирования (контроль интенсивности света), реализованы проекты, где были установлены системы сбора данных о температуре, влажности воздуха, радиостанции и видеонаблюдение в общественных местах, Wi-Fi сети, зарядка мобильных телефоны из возобновляемых источников, умные пешеходные переходы и т. д.
Аналогичным образом, город Кишинев в последнее время уделяет особое внимание подключению различных аспектов инфраструктуры, таких как энергетика, транспорт, энергоэффективность зданий или внедрение интеллектуальных услуг, таких как система электронных платежей в общественном транспорте. Это решение имеет большой потенциал для будущего развития. Их можно комбинировать с другими элементами инфраструктуры, такими как городские автостоянки или сеть городских прокатов велосипедов.
Многие проекты в нашей стране реализуются в инфраструктуре, например, в сфере обращения с отходами, энергетики, водоснабжения, и часто пренебрегают инвестициями в проекты, в которых жители могли бы больше общаться друг с другом, работали бы вместе, чтобы построить более дружелюбный город, таким образом люди просто будут лучше жить, лучше зарабатывать, иметь больше времени для себя и своих семей. В целом, я считаю, что с инновационными идеями или с реализацией пилотных проектов у нас все хорошо. Однако я считаю, что мы отстаем в широкомасштабном внедрении и последующем тиражировании этих решений, что обычно требует изменения подхода со стороны общества и, наконец, что не менее важно, в управлении населением.
— Как вы думаете, чего не хватает горадам в Республике Молдова для того, чтобы стать умными?
— Основная проблема, конечно, финансовая. Еще одна проблема, которую я вижу, это отсутствие единой концепции наших местностей для этой области. С технической точки зрения каждый элемент городской экосистемы обладает собственным интеллектом, будь то банки, система управления отходами, уличное освещение и другие.
Но это не означает, что, если эти системы устанавливаются автоматически, они делают город умнее. Только когда они взаимосвязаны между собой, между несколькими секторами, можно говорить об умных решениях. Такое горизонтальное сотрудничество – необходимое условие для развития умных городов в нашей стране.