«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт
10 мин.

«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт

Ковид-вакцинация в Молдове идет не так быстро, как рассчитывали власти. Несмотря на активную прививочную кампанию, к июлю обе прививки от коронавируса сделали менее 9% населения. При этом регионы особенно отстают с вакцинацией. Корреспондент NM отправился в Фалештский район, чтобы выяснить, что мешает жителям регионов прививаться, и как местные медработники пытаются ускорить процесс.

Автобус

Фалешты находятся на северо-западе Молдовы, в 125 километрах от Кишинева. Еще западнее — граница с Румынией, до нее 20 минут на автомобиле. В автобусе, на котором мы едем из Кишинева, опрятный салон, а на небольшом экране всю дорогу показывают клипы российских поп-исполнителей. Обычный июльский день. Кондиционер работает на полную мощность. Все пассажиры на удивление в масках. Может, поэтому мало разговаривают, никто не смеется, не шутит. А вот водитель попался разговорчивый. Зовут его Андрей. Говорит обо всем: о ценах на топливо, прошедших выборах, о том, как устал от масок и вируса. Говорит грамотно и аргументированно. А, выговорившись, спрашивает: «Что это вы в Фалештах забыли?» И мы заговорили о вакцинации.

«В Фалештах, как и везде в прошлом году, врачи были, наверное, героями года, и общество осыпало их похвалами за спасение людских жизней. Они боролись насмерть с малоизученным вирусом, а в этом году ведут новую войну против всех этих фейков, невежества и упрямства. Ведут войну за вакцинацию от ковида. Только вот мало кто им в этой борьбе помогает. Мы даже на своих ошибках учиться не привыкли, а надо бы.

Моя жена — врач. Работает в Кишиневе. После того как началась пандемия, мы могли с  ней не видеться по нескольку недель. Транспортное сообщение приостановили, я остался без работы и застрял в Кишиневе. Если бы я ее не знал так хорошо, мы бы с ней точно не ужились. Какой муж выдержит, чтобы жена раз в два дня приходила домой и с порога заявляла: «Я перекусить и обратно». Готовил ей супы, ездил в больницу, вешал пакет на забор, звонил и уходил. Никаких контактов».

«Фалешты — город одной улицы»

Мы в Фалештах. Водитель предложил подвезти до Центра общественного здоровья, но мы отказались, решив пройтись пешком. «Фалешты — город одной улицы. Чтобы заблудиться в нем, нужно очень постараться. Идите прямо в горку и уткнетесь в нужное вам здание. Там огромная вывеска, не ошибетесь», — сказал Андрей, разворачивая свой автобус.

«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт

Фалешты — город маленький, компактный и уютный. Район, где расположено «здание с большой вывеской», находится чуть выше центральной улицы. А в Фалештах все, что выходит за пределы центральной улицы, кажется окраиной.

В Центр общественного здоровья можно зайти свободно. Первое, что здесь чувствуешь — разные запахи. Справа пахнет едой: мы приехали ближе к обеду, и в регистратуре, судя по всему, кто-то ел жареный картофель. Чуть дальше пахло хлоркой и медикаментами, местами — человеческим потом.

Нас уже ждала Снежана Навроцкая, замглавы Центра общественного здоровья Фалешт. К нашему приезду тут начали прививать второй дозой вакцины «Спутник V», а на днях доставили партию новой для Молдовы вакцины Johnson&Johnson, для прививки которой надо сделать только одну дозу.

В Фалештском районе иммунизация от коронавируса началась 5 марта, на пару дней позже, чем в Кишиневе. Но проблемы с вакцинацией здесь те же, что и по всей стране: по словам Навроцкой, люди боятся прививаться и смотрят в основном на «национальность вакцины», а не ее эффективность.

Мы поднимаемся на второй этаж блока. Выходим в длинный коридор. В нем немало людей. «На этом этаже у нас все обустроено для вакцинации», — пояснила Навроцкая и завела нас в свой кабинет.

«Я хочу только «Спутник» или Pfizer»

В Фалештах, как и во всей стране, вакцинироваться может любой желающий. В городе работает один пункт вакцинации, но, учитывая, что население тут около 8 тыс. человек, этого вполне достаточно. При необходимости, как отметили в Центре общественного здоровья, могут организовать и мобильный пункт. Сейчас в городе можно привиться вакцинами четырех производителей.

К середине июля в Фалештском районе, в котором живут около 80 тыс. человек, привили около 10% населения. Если сравнивать с общенациональными показателями, то Фалешты отстают примерно на 4%. Медработники уверяют, что бесполезно планировать или даже ставить какую-то цель в кампании вакцинации.

«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт

Адриан Урсаки работает в Центре общественного здоровья чуть больше года. Он окончил университет в Румынии. У него была возможность остаться работать за границей, но он вернулся в родной город. В Центре занимается организационными и административными вопросами. Сейчас на нем вся административная часть вакцинации: регистрация, учет, запись на вторую дозу, выдача сертификатов и т.д.

«Перед нами стоит четкая, но непростая задача — убедить. Мы и не подозревали, что сделать это будет так сложно. К тебе приходит человек и говорит, что хочет привиться только «Спутником V» или Pfizer. Ты начинаешь объяснять, что пока эту вакцину доставят, человек уже может заболеть. Иногда кажется, что ты просто бьешься о бетонную стену скептицизма, и первое, что приходит на ум — «миссия провалена». Но снова начинаешь объяснять, к процессу подключаются коллеги.

Вообще цепочка такая: сначала объясняешь самым близким — членам семьи, друзьям, знакомым, а потом всем остальным. Так ты как бы забрасываешь удочки сразу в несколько мест. Повторяешь каждый день, что вакцинация — это огромный вклад в возможность избавиться от пандемии и вернуться к той жизни, которая была до нее».

По словам Урсаки, общение на эту тему, кроме прочего, требует большого терпения, так как в каждом случае скептического отношения к вакцинации нужны двойные усилия, конкретные примеры. «Принять решение не так легко. К нам порой приходят люди, которые сами записались на вакцинацию, но все равно не до конца уверены, что готовы сделать прививку. И мы должны действовать не бессердечно, не гнаться за цифрами любыми способами, а попытаться все-таки убедить», — отметил Урсаки.

Он начал работать в Центре общественного здоровья в разгар пандемии. Здесь тогда развернули ковид-стационар. Врачам, по его словам, приходилось очень нелегко. «Когда пандемия только началась, мало кто знал, как правильно действовать, и что именно нужно делать. Тревога, неуверенность, физическая и эмоциональная усталость — все это приводило к эмоциональному выгоранию врачей», — рассказал Урсаки. По его словам, некоторые не выдерживали и увольнялись.

«Возможно, нам нужна реформа в медицине. Нужно понять, что приводит врачей в такое состояние, и как этого не допустить», — считает он.

«Мы же вам не враги какие-то. Почему вы нам не доверяете?»

Елена Кумурчук работает медсестрой больше 30 лет. Она говорит, что очень любит свою работу, но ей приходится нелегко, так как она «слишком близко все принимает к сердцу»: «Когда поступают тяжелые больные, я очень переживаю. Иду домой и ни о чем другом, кроме работы, не могу думать. Это плохо. Так можно самому заболеть, но я иначе не могу. Мне всех жалко».

«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт

Когда только начала работать медсестрой, был случай, который она не может забыть. После медицинского колледжа ее распределили в дальнее село в Унгенском районе детской патронажной сестрой. «В этом селе было много невежественных, пьющих людей, много социально-неблагополучных семей. Одну из таких семей я каждый день навещала: мать была пьющая, а отца я никогда не видела. Была плановая вакцинация детей до года. Я привила малышку, понаблюдала за ней и пошла дальше работать. На второй день мне приносят мертвого ребенка. Мать на нее легла, уснула, и ребенок задохнулся», — поделилась Елена Кумурчук.

Возвращаясь к нашим дням, она рассказала, что с началом иммунизации от коронавируса работы у нее прибавилось: кроме плановых осмотров и приема пациентов, она еще занимается вакцинацией. «В городе меня все знают. Не хочу хвастаться, но с каждым жителем у меня теплые отношения. Мне доверяют, со мной советуются, и это очень важно. Особенно, когда дело касается вакцинации», — отметила она.

Но, по ее словам, с некоторыми горожанами работать очень сложно, так как они больше доверяют разным слухам и страшилкам.

«Встречает меня кто-то из таких в городе и спрашивает: «Вы уже привились? Говорят, те, кто привился, через год умрут». А ты стоишь и думаешь: мы же не враги своего народа, и, если мы призываем привиться, значит, в этом есть смысл».

Но есть, по словам медсестры, и другая категория горожан. «Есть такие, которых мы знаем, можно сказать, с пеленок. Знаем, что в этом году у него была ангина, а в позапрошлом были проблемы с желудком. И когда ты ему говоришь, что надо сделать прививку от ковида, то слышишь: «Если вы говорите, что надо, я приду. Записывайте», — рассказала Елена Кумурчук.

«Нередко работаем и в субботу, и в воскресенье»

На часах 16:30. Нас провожают к главному герою репортажа. За белой дверью с полупрозрачным стеклом — прививочный кабинет. Там сегодня почти 200 человек сделали прививки от ковида. Возможно, спустя время они снова сюда придут. Поэтому, выходя из кабинета, все как один, говорят: «До встречи, тетя Тамара»

В кабинете кушетка, стулья и два стола. На столе — журнал записи, пара ручек, коробка с резиновыми перчатками и защитными масками. Напротив — дверь, которая ведет в кабинет иммунизации. Медсестре Тамаре Думбраве 62 года. Она рассказала, что, хотя она уже пенсионерка, когда началась пандемия, и речи об увольнении не было. «Было сложно. Вся семья переболела ковидом. Но все выздоровели, другого выхода не было. Помогала тогда в ковид-отделении. А когда в стране началась кампания иммунизации, у меня будто второе дыхание открылось», — рассказала Тамара Думбрава.

«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт

«Бьешься о бетонную стену скептицизма». Как врачи в Молдове борются за вакцинацию. Репортаж NM из Фалешт

«Сначала прививали медицинских работников, потом потихоньку перешли ко второму и третьему этапам. Бывают дни, когда меньше людей приходит, а, бывает, по 150-200 человек. У нас не только городские прививаются, из сел тоже приезжают. Поэтому нередко остаемся и после окончания смены, выходим на работу и в субботу, и в воскресенье. Все мы знаем, что такое пациенты из сел, у которых автобус в город ходит раз в день. Их надо дождаться, даже если рабочий день закончился. Да, ты не обязан это делать, но людям уже дали обещание — либо ты, либо твои коллеги» — поделилась медсестра.

«За полтора года пандемии приходилось сталкиваться с разными людьми. Приходят люди с осложнениями после ковида, плановые пациенты и многие другие. Каждому пытаемся объяснить, что вакцинация — как глоток воздуха. Но у многих за это время развились тревожность, скептицизм, у кого-то депрессия из-за пережитого. Это не отменяет нашей миссии: спасать людей, даже если приходится составлять отдельные списки для отдельных вакцин».

Но есть, по ее словам, моменты, которые дают понять, что работаешь не зря. «Иногда берет верх чувство усталости или внезапно всплывают какие-то проблемы, но у меня после стольких лет никогда не было мысли опустить руки и уйти. Всю жизнь отдала этому делу, и поддержка семьи здесь сыграла ключевую роль. Сейчас я собираюсь в отпуск, а у меня душа разрывается: нам привезли новую вакцину, а я не смогу с ней работать», — поделилась Тамара Думбрава.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: