Максим Андреев, NewsMaker

Бой системе. Марк Ткачук о том, есть ли у оппозиции шанс на политическое будущее


Молдавское общество в очередной раз втянуто в обсуждение ложного, бессмысленного вопроса. И в этом всенародном обсуждении молдавская оппозиция вновь открыто подыгрывает власти. Речь идет об изменении избирательной системы.

О преимуществах блондинок перед брюнетками

Общая канва наблюдаемых событий и тех, которые грядут, выглядит следующим образом. Власть выдвигает законопроект о переходе на одномандатную систему выборов. Поскольку де такой вариант избрания депутатов больше соответствует чаяниям избирателей, уставших иметь дело с «продажными, безликими, порядком надоевшими» партиями. Не стоит сомневаться, что избиратели в том или ином виде совершенно искренне одобрят эту идею.

Оппозиционные политические партии, понятно, это новаторство не поддерживают и не поддержат, поскольку выборы по одномандатным округам, по их мнению, чрезвычайно уязвимы для возможных фальсификаций и подкупа кандидатов. Но от их поддержки или не поддержки не многое зависит в этой ситуации. Тем более, что народные симпатии без всяких искажений будут, несомненно, на стороне законопроекта власти.

Тем не менее, для достижения консенсуса, власть сделает полшага назад и якобы под давлением конструктивной оппозиции согласится на компромисс. И взмахом рук нового парламентского большинства будет введена смешанная система. Именно такая система как желанная цель прописана в программных документах той же Партии социалистов.

Не исключено, что компромисс будет углублен готовностью власти и конструктивной оппозиции объявить о досрочных парламентских выборах. А это вообще можно представить как победу той же ПСРМ. Ведь именно социалисты обещали распустить действующий парламент. Обещали – добились!

А дальше все еще веселее. Начинаются выборы. Все, кто критиковал переход на новую систему, активно и агрессивно участвуют в избирательной кампании, выдвигаются кандидатами, ведут споры и дискуссии, пугают друг друга русскими танками, сирийскими беженцами, русским миром и мировым заговором Ротшильдов с Рокфеллерами. Все вместе обещают вернуть миллиард, национальное достоинство молдавскому народу и молдавские яблоки на российский рынок.

Наконец, выборы завершаются. На первом же заседании парламента независимые кандидаты с мест, авторитетные представители народных чаяний, искушенные знатоки локальной специфики и прочие продвинутые краеведы формируют в парламенте самую крупную фракцию. Что-то подсказывает, что это будет не фракция ПСРМ, «Нашей партии», Партии Майи Санду или Андрея Нэстасе. В любом случае именно в этот день в штаб-квартире «Демократической партии» духовой оркестр исполнит «Радость победы» Вильгельма Беккера.

Но главное: произойдет это вовсе не потому, что была изменена избирательная система. А потому, что все прочее осталось неизменным! В обстановке, когда в руках одной несменяемой группировки сосредоточена вся судебная, карательная и медийная системы, когда эта группировка владеет большинством примэрий и местных советов, когда в ее руках ЦИК, а, главное, оппозиция, готовая время от времени игнорировать все эти фундаментальные факторы, выборы можно устраивать хоть по модели британского парламента, новгородского веча или монголо-татарских курултаев. Результат будет тем же. Он будет тем же, даже если правящая группировка примет решение не менять избирательный кодекс, а оставить все по-прежнему. Выйдет это несколько дороже, менее элегантно, но с тем же электоральным счетом. Нынешний состав парламента, избранный по пропорциональной системе, яркое подтверждение этого.

Для сохранения действующего режима совершенно не важно, какая именно в Молдове избирательная система: пропорциональная, мажоритарная или смешанная. Все эти модели по-своему хороши и по-своему уязвимы. И можно потратить уйму времени на теоретические дискуссии об их преимуществах и недостатках. Но в нашем, молдавском случае все эти варианты выборных систем вообще нельзя сравнивать и обсуждать. Никаких академических дискуссий тут просто не может быть. Потому что отсутствует главный контекст для всех этих теоретических штудий – самый обычный демократический процесс. А когда его нет, бросаться в дискуссии об избирательной системе – все равно что спорить о преимуществах блондинок перед брюнетками в условиях пожизненного тюремного заключения.

«Захваченное государство». Заезженная пластинка или явка с повинной?

У всей разнородной и разномастной молдавской оппозиции давным-давно установился некий консенсус. Идея о Молдове, как о «захваченном государстве», впервые высказанная коммунистами в 2012 году, пропитала идеологии всех политических партий, проникнув уже в плотные слои праволиберальных и даже унионистских формирований. Но эта идея остается всего лишь риторическим приемом, не более того. Ни внутри Молдовы, ни за ее пределами ее давно никто не воспринимает всерьез: ни как угрозу, ни как диагноз, ни как приговор. В лучшем случае в ней видят порядком надоевший демагогический прием вечно ноющей оппозиции. И происходит это только потому, что из этой суровой и безапелляционной констатации оппозиция не только не делает никаких практических выводов, но и сама активно соучаствует в захвате государственной власти.

Напомню самый яркий, недавний пример. 4 марта 2016 года власть подарила оппозиции прекрасный повод для консолидации всего общества и всей оппозиции. Конституционный суд изменил Конституцию. Орган, имеющий право толкования основного закона, позволил себе его изменить. С тем же успехом Конституцию могла изменить Генеральная прокуратура или «Общество охотников и рыболовов». То есть в стране произошел конституционный переворот.

Что сделала оппозиция? Она поддержала этот переворот. Еще бы, ведь Конституционный суд подарил оппозиции возможность принять участие в прямых президентских выборах! Ее лидеры обрадовались столь щедрому бонусу и наперегонки помчались за президентским жезлом.

По ходу предвыборной гонки они умудрились не только забыть о «захваченном государстве», не только столкнуть лбами простых избирателей, но и обмануть их самые сокровенные надежды на перемены к лучшему. Ни Майя Санду, ни Игорь Додон, ни прочие кандидаты ни разу не сознались избирателям в том, что у будущего президента нет и малой толики полномочий, необходимых для избавления народа от невыносимых страданий. Напротив, они вместе врали людям о возможности распустить парламент, о евроинтеграции, о евразийском союзе, о своей борьбе с убийственными тарифами, ценами и преступностью. А еще они не подвергали сомнению демократичность избирательной кампании, полагаясь на особое расположение к себе настоящей, правящей власти. Ведь именно эта власть взяла на себя функцию единственного объективного арбитра в той выборной гонке.

Напомню, что это была первая за многие-многие годы предвыборная кампания, в которой не было ни экзит-полов, ни социологических опросов, ни прочих современных инструментов подтверждения реальности заявляемых властью итогов голосования. И это, опять же впервые, никого не удивляло. По крайней мере, никого из участвующих в забеге «борцов с режимом».

Сейчас сторонники Игоря Додона могут только удрученно разводить руками. Пик антироссийского шабаша теперешней молдавской власти пришелся именно на его президентство. Сейчас Додону хватает полномочий только на то, чтобы глубокомысленно помалкивать и дарить президенту Российской Федерации его же собственное вино. И когда пропагандисты Додона ни с того ни с сего вдруг вновь запускают заезженную пластинку про «захваченное государство», — это уже напоминает, скорее, явку с повинной, нежели искреннее политическое обвинение. Точно такой же фальшивой, совершенно неуместной болтовней воспринимаются подобные обвинения из уст Майи Санду или Андрея Нэстасе.

Чего там говорить! У этих персонажей был шанс войти в историю и изменить власть в стране. Достаточно было одного: вместе осудить конституционный переворот, отказаться от «взятки» виртуального президентства и продолжить наступление на агонизирующий режим.

Как не изменить Родине?

Теперь у оппозиции есть последний, невероятно иллюзорный шанс вернуть себе хотя бы толику политического авторитета. Для этого достаточно всем политическим партиям, за исключением правящей Демократической, прийти к соглашению о том, что в случае любых изменений избирательной системы – будь то переход на смешанную систему или систему «одномандатную» — все они откажутся от участия в парламентских выборах. Понятно, что при появлении такой единодушной «платформы» любые парламентские выборы по измененной системе не будут признаны легитимными. И даже известный своей «правовой щедростью» глава Венецианской комиссии Джанни Букиккио вынужден будет признать отсутствие в Молдове того самого консенсуса, к поиску которого он призывал молдавские власти. У такой позиции есть самый главный и весьма веский общегосударственный аргумент, перевешивающий по значимости все прочие.

У нынешней пропорциональной системы, когда вся страна – это один избирательный округ, есть важнейшее принципиальное преимущество. Пока страна — один избирательный округ, включая Приднестровье, до тех пор ее политический класс, независимо от партийных различий, как бы демонстрирует свою приверженность территориальной целостности страны. Граждане Молдовы из Приднестровья могут участвовать в выборах в общенациональный парламент и как избиратели, и как избираемые (по партийным спискам). Это не зависит от того, открывают ли в Приднестровье избирательные участки. Как известно, многие жители Приднестровья регулярно исполняют свой гражданский долг на избирательных участках, открываемых молдавскими властями по периметру административной границы с «мятежным регионом».

При мажоритарной системе, понятно, эта возможность при любых оригинальных юридических ухищрениях приближается к нулю. В условиях смешанной системы критичность «приднестровского фактора» остается прежней. Места приднестровских «одномандатников» останутся в лучшем случае вакантными. В этом смысле ясно, что любые политики, пытающиеся навязать Молдове иную избирательную систему – одномандатную или смешанную – выступают на деле против территориальной целостности страны, независимо от того, что у них на словах. Можно смело утверждать, что до тех пор, пока конфликт на Днестре не разрешен, изменения избирательной системы – это демонстративная форма добровольного и одностороннего отказа Кишинева от Приднестровья, установление границы Молдовы по Днестру и толчок к последующей ликвидации этого государства. То есть это и будет той самой изменой Родине, фигурантов которой с таким неистовством выискивает теперешняя власть. 

А теперь последнее. Я, конечно, не верю, что эта оппозиция способна на подобные простые, логичные и ответственные ходы. Не сомневаюсь, что когда будет найдено «конструктивное решение» в образе смешанной системы, весь иконостас узнаваемых политических физиономий проявит свою предсказуемую мандатозавсимость и устроит очередную предвыборную бойню. До победного конца этой нескончаемой власти. До последнего избирателя. Роль «полезных идиотов» режима для молдавских оппозиционеров вновь окажется несравненно более притягательной и престижной, чем скромная функция политических ассенизаторов. А ведь именно ассенизаторов ждет увязшее в нечистотах молдавское общество.

Автор — экс-советник президента Молдовы, бывший член Центрального комитета Партии коммунистов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

Ольга Гнаткова/NewsMaker

Гушан «устал платить» за Приднестровье? Какой сигнал он посылает Москве и Кишиневу, дав Тирасполю $2 млн из своего кармана

Глава крупнейшей в Приднестровье фирмы-монополиста «Шериф» Виктор Гушан выделил из личного бюджета около $2 млн  городской администрации Тирасполя – «на решение хозяйственных проблем». Об этом объявили публично – и все это на фоне все более усугубляющегося кризиса в регионе, который связывают с ослаблением помощи со стороны России. Значит ли это, что в Левобережье  «совсем все плохо»? Это сигнал Москве? Или Кишиневу? Или личная философия? — разбираемся в материале NM.

Из кармана Гушана

В начале июля некоторые приднестровские СМИ сообщили, что владелец крупнейшего приднестровского монополиста «Шериф» Виктор Гушан передал деньги «из своего личного счета» городской администрации Тирасполя. Журналисты со ссылкой на мэра Тирасполя Илону Тюряеву заявили, что «деньги пойдут в первую очередь на решение хозяйственных проблем».

«Сегодня Тирасполь переживает очень сложный период. В начале года произошел энергетический кризис, который повлек за собой остановку работы ключевых предприятий Приднестровья. А это, естественно, за собой повлекло задержку финансирования. В связи с такими проблемами невозможно обеспечить должный уровень комфорта нашим горожанам и гостям столицы», — сказала Тюряева. Она отметила, что «руководство компании „Шериф“ всегда приходило на выручку в самые сложные для города времена».

Отметим, что Тюряеву назначили на должность главы администрации Тирасполя в 2024 году. В прошлом она работала заместителем гендиректора «Шерифа» по кадрам и социальным вопросам и была депутатом от правящей партии «Обновление», которую контролирует тот же «Шериф» и Виктор Гушан.

Приднестровье в кризисе

С 11 июня в Приднестровье действует режим ЧП в экономике. 18 июня лидер Приднестровья Вадим Красносельский предупредил о риске «финансового и социального коллапса» в регионе. Резкий экономический спад вызвал энергетический кризис, с которым регион столкнулся в начале 2025 года. Россия прекратила подачу газа в непризнанную республику. Из-за этого Левобережье больше месяца жило без газа, отопления, горячей воды и с веерными отключениями электричества.

Затем Кишинев и Тирасполь договорились о «венгерской схеме» поставки газа в Приднестровье. Эта схема, как заявляли Тирасполя, оплачивается за счет кредита России. Газ поставляет венгерская MET через Moldovagaz, деньги за него перечисляет дубайская компания (ее название неизвестно). Тогда сообщалось, что газ будет поступать в объеме до 3 млн кубометров в сутки. Этого объема Приднестровью якобы хватает только для обеспечения критической жизнедеятельности (отопление, электроэнергия, пищевое производство). Одним из условий поставки, которые выдвинул Кишинев, как раз и было неиспользование этого газа для промышленного производства.

Но власти региона решили пораньше завершить отопительный сезон, а затем стало известно о возобновлении работы крупных промышленных предприятий, которые в основном и наполняют приднестровский бюджет.

В июне появилась информация, что у региона вновь проблемы с поставкой газа. Объем промышленного производства в Приднестровье за этот период снизился почти вполовину. При этом спад в электроэнергетике составил 51,5%, в черной металлургии — 68%. Не так сильно пострадала лишь пищевая промышленность, работающая на внутренний рынок непризнанной республики. Экспорт Приднестровья сократился на 31,5%, и это без учета экспорта электроэнергии Молдавской ГРЭС на Правый берег.

На этом кризис не закончился. В начале июня с метановых заправок пропал газ. Также местное правительство объявило, что выплаты зарплаты будет осуществляться по частям, но не реже одного раза в месяц. Также местный Верховный совет принял решение перенаправить текущие поступления из местного бюджета в центральный бюджет непризнанной республики.

Тот, чье имя (не) называют

Появление информации о «личной помощи» Виктора Гушана, тем более объявленное публично и по местным официальным телеканалам, вызвало множество версий и интерпретаций.

Впрочем, бывший депутат Верховного совета Приднестровья Анатолий Дирун отметил, что компания «Шериф» и раньше много раз помогала деньгами администрации Приднестровья. «Тут нет ничего нового, и это не стоит расценивать как признак катастрофической ситуации. Плохо было, хорошо было, падали объемы производства, не падали – каждый год компания „Шериф“ выделяла деньги, ремонтировали дороги. Просто на это не обращали внимания. Приднестровье, в принципе, все время  находилось в каком-то таком перманентном кризисе. Поэтому при всей сложности ситуации до катастрофы в Приднестровье далековато», — сказал NM Дирун.

Виктор Гушан. Фото: fc-sheriff.com

При этом, он обратил внимание на то, что имя директора «Шерифа» — Виктора Гушана — появляется в СМИ в таком контексте впервые. «Может, это такая новая философия зрелости у человека. Он хочет, чтобы о нем говорили персонально. Может быть это сигнал кому-то, что он лично участвует в решении проблем Левобережья и подчеркивает, что Тирасполь — его родной город, и он будет оказывать максимальную поддержку», — отметил эксперт.

Кому сигнал?

Бывший вице-премьер Молдовы по реинтеграции Александр Фленкя придерживается другого мнения. Он считает, что хотя ситуация в Приднестровье не такая сложная, как была в январе, но подчеркнутое выделение личных средств Виктора Гушана – это сигнал Москве.

«До сих пор, последние полгода, начиная с энергетического кризиса, тот же Виктор Гушан или, в более широком смысле слова, компания Шериф – покрывала неизбежную дыру в бюджете непризнанной ПМР из собственных частных средств. Сейчас это делается публично. Озвучена некая цифра, которая очень хорошо округляется до $2 млн. Это сигнал Москве: „Ребята, я уже раскрываю свое лицо, в новостях пишут. Я уже устал платить. Нам нужна ваша помощь. Мы не обойдемся без газа, без денег. Дайте или то, или другое, а лучше и то, и другое“», — считает Фленкя.

По его словам, это может быть и сигналом Кишиневу о том, что ситуация на Левом берегу сложная и необходимо принять меры. «Все-таки Приднестровье – это Молдова, и власти Молдовы несут ответственность за всех граждан страны, независимо от того, где они живут. Когда я говорю о гражданах, я в последнюю очередь думаю о Викторе [Гушане]. О нем следует говорить в другом контексте: в контексте ответственности, в том числе и уголовной, за различного рода деяния. Но, насколько отчаянно Тирасполь посылает сигнал о том, как им плохо и тяжело содержать этот регион, настолько же отчаянно Кишинев отказывается слышать это. Либо отказывается предпринимать какие-либо действия по возврату Приднестровского региона в конституционное и в законное поле Молдовы», — заключил эксперт.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: