«Чтоб вы так торговались». Как депутаты назначали членов ВСМ во время пандемии
7 мин.

«Чтоб вы так торговались». Как депутаты назначали членов ВСМ во время пандемии

Перед тем, как рассмотреть вопрос о введении в стране чрезвычайного положения, депутаты парламента успели назначить четырех новых членов Высшего совета магистратуры (ВСМ). При этом оппозиция — блок ACUM, группа Pro Moldova и партия «Шор» — дружно обвинила правящую коалицию в «политической торговле» и «изменении правил игры во время игры». О том, как депутаты стыдили друг друга, вспоминали экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и «прятали членов ВСМ» — в репортаже NM.

Стоило ли торопиться?

Депутаты парламента Молдовы собрались на экстренное заседание 17 марта. Они должны были обсудить введение в стране чрезвычайного положения из-за коронавируса, но перед этим решили назначить новых членов ВСМ.
Депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Cергей Литвиненко предложил отложить назначение членов ВСМ. Он заявил, что не понимает, зачем «так торопиться с этим вопросом, учитывая ситуацию в стране». Литвиненко также подчеркнул, что прозрачность конкурса сомнительна.

Его поддержал депутат из группы Pro Moldova Андриан Канду: он согласился с тем, что конкурс не вызывает доверия. «[В таких условиях] не будет доверия к тому, что делает ВСМ», — отметил Канду.

Им возразил глава юридической комиссии и депутат от Партии социалистов Василий Боля. Он настаивал на том, чтобы этот вопрос рассмотрели, потому что работа ВСМ заблокирована уже полтора месяца из-за отсутствия кворума. Пункт все-таки остался в повестке.

Проект предполагал назначение в члены ВСМ от парламента четырех преподавателей права: Каролины Чугуряну-Михайлуцэ, Елены Белей, Валентины Коптилец и Иона Крецу. Их после проведения конкурса отобрала юридическая комиссия парламента.

Конкурс без оппозиции и «человек консенсуса»

Обсуждения назначений в ВСМ затянулись на полтора часа. Дискуссия началась с депутата от партии «Шор» Дениса Уланова: он напомнил, что покинул заседание юркомисии, на котором выбирали членов ВСМ, из-за того, что ему не дали возможности задать вопросы кандидатам. «В конкурсе не было прозрачности. Это полная профанация», — подчеркнул Уланов. В ответ на это Боля отметил, что из десяти вопросов, которые задавали кандидатам, четыре предложил Уланов.

Канду сразу же напомнил, что процедуру назначения членов ВСМ не одобрили ни внешние партнеры, ни Венецианская комиссия, а во время проведения конкурса не было представителей оппозиции. После этого заявления Канду зачитал пост c Facebook, который написал бывший госсекретарь минюста Николай Ешану. Тот отметил, что если членов ВСМ назначат «без широкого консенсуса», то «реформу юстиции скомпрометируют». «Ни у судебной системы, ни у общества, не будет доверия к ВСМ», — процитировал Канду.

Взявший слово почетный председатель Демпартии Дмитрий Дьяков отметил, что он «человек консенсуса и всегда пытался договориться и с теми, и другими». Он напомнил, что в прошлом году парламент проводил конкурсы «с консенсусом», результаты которых также вызывали вопросы.

В ответ депутат от партии «Действие и солидарность» (PAS) Михай Попшой предложил оставить обсуждения, и не вспоминать «ни [Николая] Чаушеску, ни [Игоря] Дододона, ни [Владимира] Плахотнюка».

«За год работы в парламенте вы научились читать мораль другим. Смотрите в свой огород!», — предложил ему в ответ Дьяков. Некоторые депутаты ему захлопали.

(Не)подкупные кандидаты и «любовь во время чумы»

Затем слово снова взял Литвиненко. Коалицию между ДПМ и ПСРМ он назвал «любовью во время чумы», а конкурс в ВСМ «постыдным политическим базаром», на котором ДПМ и ПСРМ просто разделили должности.

В ответ на это Боля отметил, что Литвиненко сам дважды пытался изменить правила игры во время игры. Литвиненко же обвинил в том же социалиста.

У Литвиненко появились вопросы и к кандидатам в ВСМ: «Одна ходила с зачеткой и решала вопросы. Второй защищал интересы преступника, которого приговорили к 18 годам лишения свободы». Отметим, вероятнее всего, депутат перепутал преподавателя права Иона Крецу (именно он был кандидатом в ВСМ) с одним из адвокатов Вячеслава Платона, которого также зовут Ион Крецу.

Боля же отметил, что все кандидаты предоставили документы, которые свидетельствуют о том, что они не привлекались к ответственности.

«Я вам напомню, что и Плахотнюк получил сертификат о неподкупности, а он не был неподкупным», — возразил Литвиненко. И напомнил, что при Плахотнюке «захват государства начался с подчинения Генпрокуратуры». «Я думаю, что вы пойдете по его стопам, желаю вам и закончить также», — подчеркнул Литвиненко.

Взявший слово депутат от ПСРМ Григорий Новак возмутился, почему Литвиненко не предоставил информацию о проблемах с неподкупностью у некоторых кандидатов, если он о них знал.

Депутат от партии «Достоинство и правда» (DA) Мария Чобану поинтересовалась, почему эксперт в конституционном праве Николай Осмокеску не смог пройти конкурс. Боля же предложил ей посмотреть видеозаписи с конкурса, чтобы убедиться, что «почтенный профессор не смог ответить на некоторые вопросы»

«Мне стыдно, что вы депутат и стоите за трибуной», — заявила в ответ Чобану. «Взаимно», — тут же ответил Боля.

Карантин у кандидатов и новый «захват государства»

В свою очередь депутат от PAS Думитру Алайба предложил парламентариям отказаться от метафоры «менять правила игры во время игры». Он возмутился, что до объявления чрезвычайного положения в стране, власть успела провести выборы в Хынчештском округе, создать коалицию, поменять состав правительства и пытается назначить членов ВСМ.

«Все идет к захвату государства», — подчеркнул Алайба.

«Это ваше мнение», — возразила ему спикер Зинаида Гречаная.

Депутат из группы Pro Moldova Владимир Чеботарь после этого добавил, что конкурс скомпрометировали тем, что во время его проведения депутаты приняли поправки к закону «О ВСМ», согласно которым совет может возглавить один из преподавателей права. Чеботарь был недоволен и тем, что состав конкурсной комиссии изменили во время конкурса.

Его коллега по фракции Андриан Канду возмутился тем, что будущие члены ВСМ не пришли на заседание парламента.
«Прятать кандидатов — смешно», — подчеркнул Канду. Социалист Боля пояснил, что кандидатов в ВСМ пригласили на заседание, и предположил, что они не смогли прийти на слушания «из-за ситуации в стране».

После этого Канду и Литвиненко объявили, что их фракции не будут голосовать за назначение членов ВСМ. «Мы не поддержим политическую торговлю ДПМ-ПСРМ», — отметил Литвиненко. «Как говорила моя бабушка, чтоб вы так торговались», — парировала Гречаная.

Взявшая слово депутат от партии «Шор» Марина Таубер возмутилась тем, что парламент обсуждает кандидатов в члены ВСМ вместо того, чтобы объявить чрезвычайное положение в стране.

Депутат от партии DA Дину Плынгэу решил напомнить коллегам, что «благими намерениями выстлана дорога в ад».
«Я понимаю, в чем самая большая проблема. Кто-то путает значение слова „консенсус“ с „торговлей“», — подчеркнул Плынгэу. Также он сообщил, что отказался участвовать в конкурсе, потому что еще за день до его проведения знал, кто в нем победит.

«В ситуации кризиса граждан не волнует состояние юстиции. Многие в панике готовы отдать свои права и свободы. Мы не должны допустить этого», — подчеркнул Плынгэу. Также он предположил, что парламентское большинство уже знает, кто возглавит ВСМ. «Это взятие под контроль системы юстиции», — заявил Плынгэу.

Затем депутаты стали голосовать. Гречаная не подсчитала голоса, но заявила, что большинство депутатов проголосовало «за», и предложила перейти к обсуждению вопроса об объявлении чрезвычайного положения в стране. Затем она все же попросила депутатов проголосовать повторно, чтобы подсчитать, сколько именно депутатов поддержали решение.
В итоге, за назначение новых членов ВСМ проголосовали 55 из 89 присутствовавших депутатов.

В новый состав ВСМ от парламента вошли преподаватели права Каролина Чугуряну-Михайлуцэ, Елена Белей, Валентина Коптилец и Ион Крецу.

Подробнее о них читайте в материале NM До объявления ЧП парламент успел назначить новых членов ВСМ. Что о них известно.

***

Напомним, Высший совет магистратуры (ВСМ) — это орган самоуправления судей. Кроме административной функции, он должен обеспечивать независимость судей. ВСМ состоит из 12 членов: шестерых назначает судейский корпус, еще трех — парламент, а генпрокурор, министр юстиции и глава Высшей судебной палаты входят в Совет по праву. В конце 2019 года парламент принял поправки к закону о ВСМ. Теперь совет должен состоять из 15 членов, а не из 12. Сейчас в ВСМ фактически осталось только девять членов: глава Высшей судебной палаты ушел в отставку, 20 ноября подал в отставку член ВСМ Ион Посту, а в июле один из членов ВСМ — Сергей Цуркану стал судьей Конституционного суда. От парламента теперь выбирают четырех членов ВСМ.

20 февраля 2020 года заявки на участие подали 18 человек. 6 марта юркомиссия должна была выбрать новых членов ВСМ, однако заседание не состоялось из-за отсутствия кворума.  В итоге юркомиссия выбрала кандидатов в ВСМ на заседании 13 марта.

 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: