«Дело Брагуцы — 2». Почему смертельно больного человека более полугода держат под предварительным арестом
7 мин.

«Дело Брагуцы — 2». Почему смертельно больного человека более полугода держат под предварительным арестом


Апелляционная палата Кишинева сегодня, 16 мая, должна рассмотреть ходатайство об изменении меры пресечения советнику поселка Кодру, активисту «Нашей партии» Сергею Косовану. С сентября прошлого года он находится под предварительным арестом по обвинению в мошенничестве. При этом, по словам врачей, у Косована цирроз печени в терминальной стадии, и без необходимой медпомощи он может умереть в любой момент. Адвокаты сравнивают это дело с «делом Брагуцы». NM разбирался, почему смертельно больного человека более полугода держат в тюрьме под предварительным арестом. 

ОБНОВЛЕНО АП перенесла заседание по делу Косована на 18 мая. Об этом NM сообщила супруга обвиняемого Елена Косован. Она также рассказала, что спустя час после того, как АП заявил о переносе слушания, ей позвонил судья сектора Центр Серджиу Стратан. Он сообщил, что слушание, которое было назначено на 18 мая, перенесено на 17 мая. На нем рассмотрят вопрос об изменении меры пресечения по первому делу.

Арест

Сергея Косована задержали 26 сентября 2017 года по обвинению в нарушении нескольких статей Уголовного кодекса (УК): ч. 5 ст. 190 (мошенничество в особо крупных размерах), ч. 1 ст. 332 (фальсификация официальных документов), ч. 1 ст. 335 (превышение служебных полномочий), ч. 2 ст. 361 (фальсификация документов). Косовану грозит от восьми до 15 лет лишения свободы. Предъявленные ему обвинения касаются работы рынка «Радужный», расположенного возле центрального столичного автовокзала: Косован — учредитель и администратор этого рынка.

После задержания суд удовлетворил ходатайство прокуроров о предварительном аресте Косована. Прокуроры аргументировали необходимость заключения его под стражу тем, что Косован, находясь на свободе, может покинуть страну и повлиять на ход расследования.

В заключении суда о его аресте говорилось, что он «находится в хорошей физической форме, его состояние здоровья нормальное, и он не страдает какими-либо болезнями».

По мнению адвокатов, суд неправомерно использует  для Косована предварительный арест как меру пресечения, к тому же, учитывая, что у него цирроз печени в терминальной стадии, суд и прокуроры таким образом просто «приговорили его к смерти».

Во время предварительного ареста Косовану два раза делали срочные операции, так как у него начиналось внутреннее кровотечение. На следующий день после одной из таких операций — 23 января — суд Центра в очередной раз продлил арест Косована, несмотря на предписания врачей.

Интересы Косована в национальных судебных инстанциях представляет адвокат Василе Никоарэ. Защитой Косована в международных организациях занимаются адвокаты правозащитной ассоциации Promo-LEX.

Состояние здоровья

newsmaker.md/rus/novosti/ubiystvo-na-kameru-chto-nado-znat-o-dele-andreya-bregutsy-34323
 

По мнению правозащитников Promo-LEX, дело Косована во многом схоже с делом Андрея Брагуцы, умершего в тюрьме №16, где он находился под предварительным арестом. По словам адвоката Promo-LEX Николетты Хрипливой, в момент задержания болезнь Косована была на второй, средней стадии развития. Спустя несколько недель нахождения в тюрьме его состояние, утверждает адвокат, резко ухудшилось — до последней, терминальной стадии. Об этом свидетельствуют и документы, которые есть в распоряжении NM.

«До ареста он проходил лечение, которое поддерживало состояние его здоровья. Он собирался встать в очередь на операцию по пересадке печени. В тюрьме у него такой возможности нет», — пояснила адвокат.

С 5 по 12 октября Косована госпитализировали с осложнениями в больницу тюрьмы № 16 (именно здесь скончался Андрей Брагуца). В больнице тюрьмы № 16 оказывают медпомощь заключенным, при этом она не аккредитована минздравом. После смерти Брагуцы правозащитники требовали перевести тюрьму № 16 под юрисдикцию минюста, но это не произошло.

Адвокат Косована неоднократно обращался в суд с ходатайством об изменении меры пресечения на домашний арест или подписку о невыезде. Ходатайства подкрепляли справки и показания врачей. Например, из инфекционной клинической больницы им. Тома Чорбэ, где Косовану в феврале этого года сделали очередную операцию. В выписке из этой больницы (копия есть у NM) говорится, что «нынешнее состояние пациента представляет угрозу для его жизни, и он нуждается в стационарном лечении у специалиста-гепатолога».

Несмотря на это, суд в очередной раз продлил арест по запросу прокуроров, которые продолжают утверждать, что Косован может скрыться от правосудия за границей или повлиять на ход следствия.

Ранее, в декабре, показания в Апелляционной палате давал врач клиники им. Тома Чорбэ Олег Дмитриев, который сообщил, что Косован «находится на последней стадии цирроза печени и должен быть под постоянным наблюдением квалифицированных врачей». Однако, выслушав врача, АП оставила решение об аресте Косована в силе

В тюрьме №16, где лечат Косована, врача-гепатолога нет. Такие врачи, по словам адвокатов, есть в Республиканской клинической больнице (РКБ), с которой Департамент пенитенциарных учреждений заключил договор об оказании медуслуг. Но в РКБ адвокатам сообщили, что не могут принять Косована на стационарное лечение и включить в очередь на пересадку печени (NM ознакомился с официальным ответом РКБ). Причина в том, что Департамент заключил договор на оказание медуслуг лишь своим сотрудникам, но не арестованным и заключенным.

Жена обвиняемого Елена Косован рассказала NM, что в РКБ не могут включить ее мужа в очередь, пока он не пройдет у них обследование и не сдаст все необходимые анализы. «Но его не отпускают в РКБ, а в тюрьме №16 таких анализов не делают. Там ему дают непонятные таблетки, не объясняют, для чего они, постоянно берут кровь на анализ, но он не знает, зачем. Два раза у него было внутреннее кровотечение, но в тюрьме №16 даже нет реанимации, и его отвезли в скорую. Получается замкнутый круг», — рассказала она.

Promo-LEX обращает внимание и на другую коллизию. В 2006 году минюст издал указ №331, согласно которому тяжелобольные заключенные, в том числе больные в терминальной стадии цирроза печени, освобождаются от исполнения наказания. Но указ не распространяется на обвиняемых, находящихся, как Косован, под предварительным арестом.

Повторный арест

В деле Косована есть и другие странные детали. 24 апреля судья сектора Центр Серджиу Стратан отклонил запрос прокуроров о продлении ареста по причине смертельного состояния обвиняемого и перевел его под домашний арест. Однако на выходе из тюрьмы №16 Косована задержала полиция и сопроводила в изолятор временного содержания. Ему предъявили обвинения по другой части статьи 190 УК о мошенничестве.

«Его фактически повторно обвинили в одном и том же преступлении, просто выбрали другую часть статьи 190. Логично было бы объединить эти два дела о мошенничестве в одно. Получается, что теперь он может быть под предварительным арестом не год, как это предполагает закон, а больше, так как дел теперь два», — пояснила NM Николетта Хрипливая.

В тот день состояние Косована резко ухудшилось, его вновь отвезли в скорую. В Promo-LEX рассказали NM, что весь день Елене Косован ничего не сообщали о местонахождении ее мужа. О том, что он в СИЗО, ее оповестили около девяти вечера.

27 апреля судья сектора центр Андрей Никулча удовлетоворил ходатайство прокурора Владислава Боброва о помещении Косована под предварительный арест по второму делу (Бобров, напомним, известен по громким делам «Антифа» и Кирилла Лучинского). Защита решение об  аресте Косована опротестовала.

Жена Косована утверждает, что уголовное преследование ее мужа и такое к нему отношение «системы» связано с желанием бывшего компаньона Косована «отжать у него бизнес».

Ренато Усатый на вопросы NM в соцсети по делу активиста «Нашей партии» Косована не ответил.

Реакция властей и международных организаций

NM обратился за комментариями по делу Косована в минюст, Высший совет магистратуры, Антикоррупционную прокуратуру и Департамент пенитенциарных учреждений (ДПУ). К моменту публикации материала ни одно ведомство на запрос не ответило.

Как рассказали NM в Promo-LEX, 28 марта администрация тюрьмы №16 обратилась в медицинский отдел ДПУ с просьбой организовать консультацию врачей-гепатологов для включения Косована в список ожидания пересадки печени. Косовану, уверяют адвокаты, до сих пор не сообщили, состоится ли эта консультация.

В марте ассоциация Promo-LEX направила жалобу по делу Косована в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ в рекордные сроки — в течение девяти дней — принял жалобу к рассмотрению и направил правительству РМ уточняющие вопросы. Promo-LEX также ждет ответ от комитета ООН против пыток и спецдокладчика ООН по вопросу о пытках, которым также направили жалобы по делу Косована.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: