«Россия играет на страхах молдаван». Интервью NM об информационной атаке вокруг Приднестровья и противоречиях в Тирасполе
7 мин.

«Россия играет на страхах молдаван». Интервью NM об информационной атаке вокруг Приднестровья и противоречиях в Тирасполе

В последние недели официальные представители России обвиняют Молдову и Украину в подготовке военных провокаций в Приднестровье. Это заявляли в минобороны и МИД РФ. Этому была посвящена целая информационная кампания в подконтрольных Кремлю медиа. В российском МИДе даже обвинили Украину в подготовке в регионе провокации «с использованием радиоактивных материалов». В Киеве и Кишиневе все обвинения отвергают. В Украине раз за разом повторяют, что готовы противостоять любым угрозам, которые могут исходить из Приднестровья, и что организатором провокаций там может быть только сама Россия.

О том, что на самом деле может стоять за алармистской информационной кампанией Кремля, посвященной Приднестровью, NM поговорил с сопредседателем Объединенной контрольной комиссии от Молдовы, бывшим вице-премьером по реинтеграции Александром Фленкя.

flenchea

Максим Андреев, NewsMaker

«Всех жителей Молдовы, включая Приднестровье объединяет страх войны и желание мира»

С чем связано такое нагнетание официальными лицами Российской Федерации напряженности вокруг Приднестровья?

Это очевидная дезинформация. Россия играет на страхах молдаван. Потому что, если есть что-то, что объединяет всех без исключения жителей Молдовы, в том числе из Приднестровья — это страх войны и желание мира. Соответственно, Россия играет на этих страхах. С одной стороны, разгоняет нарратив о властях Молдовы, которые якобы хотят войны, хотят втянуть Молдову в войну. Которые якобы хотят вместе с Украиной атаковать Приднестровье и решить вопрос военным путем.

Параллельно изобретаются идеи о том, что предпримет Россия в ответ на мифическую угрозу Приднестровью. Все это подпитывает страхи жителей Молдовы, и все это делается для того, чтобы внести смятение в умы молдаван, чтобы ими было легче манипулировать. У нас предвыборный год, осенью будут выборы, через год — парламентские выборы.  Очень удобная политтехнология, и рассматривать это стоит именно в таком ключе.

И тут есть два положительных для России побочных эффекта. С одной стороны, это позволяет отвлекать и дезориентировать Киев, позволяет отвлекать внимание и военные ресурсы с полей сражения на Донбассе к Приднестровью. Это такая техника дезинформации противника.

С другой стороны, мы видим, как эту тему подхватили западные медиа и без усилий Москвы она начала жить своей жизнью в международной прессе. А это, в свою очередь, подпитывает страхи европейцев, начиная с Румынии и заканчивая условными немцами, британцами и французами. Это подпитывает страх того, что война может перекинуться на другие страны, и НАТО может быть втянуто в войну. Это тоже позволяет Москве преследовать свои политические цели — уже в Европе.

На прошлой неделе Американский институт изучения войны допускал, что за этим нагнетанием напряженности может скрываться подготовка Россией операции под чужим флагом в Приднестровье. Может ли за этой дипломатической и медийной истерией последовать настоящая военная провокация?

У этих посланий много адресатов. Жители Молдовы, Украина, жители европейских стран, международная пресса. Для Москвы прелесть этой ситуации в том, что ее можно обыграть как угодно. Есть такое выражение: террористы всегда выигрывают, независимо от ответа властей. В долгосрочной перспективе террористы все равно выигрывают.

Так и в случае этого информационного террора — Москва выиграет в любом случае. Эту ситуацию можно будет обыграть в зависимости от тактических целей. Создается потенциал для любого развития событий.

Сегодня вероятность этого не видна. Что будет через месяц — неизвестно. Ситуация может развиваться непредсказуемо, и для любого непредсказуемого сценария у Москвы уже есть заготовки. Информационную раскачку можно будет использовать как угодно.

Насколько вы сами верите в возможность военной провокации? Военные по разные стороны линии украинского фронта говорят, что военный контингент РФ в Приднестровье очень уязвим. Разве им это выгодно?

Сегодня, учитывая имеющуюся информацию, я не вижу такой вероятности. Но неизвестно, куда может зайти идущая в Украине война через месяц, два, через полгода. В перспективе все может быть: от сценария эскалации до мирных переговоров. Москва готовится ко всем сценариям, и при любом из них можно будет использовать эту информационную раскачку.

В Украине действительно было перемещение войск у наших границ. Были ли в Москве какие-то основания для паники?

Панику везде в мире создает Москва — устами своих представителей. Усиленное военное присутствие, усиление пограничных нарядов, регулярные войска вдоль приднестровского участка молдавско-украинской границы — это началось в 2014 году, после аннексии Крыма и начала военной операции на Донбассе. Еще тогда Украина копала траншеи вдоль этого участка границы. После начала полномасштабного вторжения Украина тоже нарастила присутствие. Еще в начале недели я видел подтверждения от представителей вооруженных сил: в последние недели этот контингент несколько увеличили. Так ли это на самом деле, или это тоже часть военной дезинформации, которую Украина вынуждена вести по отношению к России, говорить сложно.

Как сопредседатель ОКК я ничего не могу точно сказать о том, что происходит на территории Украины — на это мандат комиссии не распространяется.

«Красносельский выступает с миролюбивыми посланиями. Игнатьев повторяет заявления из Москвы»

Как в Приднестровье смотрят на эту информационную кампанию? Какие сигналы идут оттуда?

Сигналы противоречивые. С одной стороны, вы видите, что Красносельский на протяжении последнего года молчит. Такое ощущение, что для него войны вообще не существует. А когда он что-то говорит, его послания всегда миролюбивые. Более того, при каждом удобном случае он говорит, что не видит агрессивных намерений Молдовы, а это прямо противоречит не только тому, что говорит Москва, но и тому, что говорит его подчиненный Виталий Игнатьев — главный переговорщик от Приднестровья.

Игнатьев говорит противоположное: что Молдова милитаризируется, что Молдова и Украина нагнетают информационную обстановку вокруг Приднестровья. А мы видим, что этим занимается Москва. И Красносельский вынужден стыдливо замалчивать это, не уточняя, кто нагнетает на самом деле.

Игнатьев заявил, что Молдова готовит вооруженные провокации против Приднестровья. Красносельский это отрицает. На этой неделе это отрицал и мой визави в ОКК от Приднестровья Беляков: он сказал, что в Кишиневе и Тирасполе не готовятся к военным действиям. В тот же день Игнатьев заявил, что Молдова и Украина оказывают военное давление на Приднестровье.

Откуда в Тирасполе эта разница в оценках?

Мы видим, что, с одной стороны, руководство Приднестровья и те, кто в администрации занимается военными вопросами и вопросами поддержания мира, говорят, что все хорошо, и никто не готов и не хочет воевать. С другой стороны, Виталий Игнатьев повторяет, буквально с листа считывает заявления, которые идут из Москвы. Выводы делайте сами — они на поверхности.

«Амбиции Путина ясны, и они не ограничиваются Украиной»

И последнее. Есть ли сейчас у граждан Молдовы с обоих берегов Днестра повод для паники?

Еще с 24 февраля прошлого года у жителей Молдовы на обоих берегах Днестра есть все основания опасаться за свою безопасность. В более широком смысле — с 2014 года, с 2008 года или с 1992 года.

Особенно острой ситуация стала с февраля прошлого года. И основания для опасений преследуют нас все последние 12 месяцев.

Объективно и принципиально: последние дни и недели ничего не изменилось ни в лучшую, ни в худшую сторону. Мы все так же находимся очень близко к зоне боевых действий. Амбиции Путина ясны, и они не ограничиваются Украиной. Что входит в оперативные планы России — непонятно и неизвестно. Поэтому риск в сфере безопасности сохраняется на той же отметке, где он был с первых дней полномасштабного вторжения России в Украину.

 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: