Показания президента Игоря Додона как свидетеля, а не подозреваемого, стали основанием для отказа в начале уголовного преследования по делу о незаконном финансировании Партии социалистов. Дело вела Антикоррупционная прокуратура, которую тогда возглавлял Эдуард Варзарь. Позже Морарь, вернувшийся в руководство Антикоррупционной прокуратуры после отпуска и отстранения, посчитал незаконным допрос Додона свидетелем по этому делу. Об этом свидетельствует документ, подписанный Морарем в ноябре 2019 года и оказавшийся в распоряжении NM.
Распоряжение, полученное NM, Морарь подписал 26 ноября 2019 года. В документе тогдашний глава Антикоррупционной прокуратуры сообщает, что 8 июля 2019 года прокурор Александр Черней отказался инициировать уголовное преследование по делу о возможном внешнем финансировании Партии социалистов в связи с отсутствием состава преступления.
Отметим, что Антикоррупционную прокуратуру тогда возглавлял Эдуард Варзарь после того, как Морарь подал в отставку 26 апреля 2019 года. Мораря 17 сентября 2019 года восстановил в должности и.о. генпрокурора Думитру Робу.
В документе Морарь указывает , что 22 ноября 2019 года в Антикоррупционную прокуратуру поступила жалоба Андрея Нэстасе, который потребовал аннулировать распоряжение Чернея, и указывал на нарушения, допущенные прокурором. После заявления Нэстасе в Антикоррупционной прокуратуре по распоряжению тогдашнего и.о. генпрокурора Думитру Робу провели проверку и снова изучили материалы дела о незаконном финансировании ПСРМ.
«Проверка выявила, что прокурор принял преждевременное, необоснованное решение, которое может быть отменено. Прокурор не сопоставил все доказательства и не предпринял меры, чтобы выявить обстоятельства дела. Это компрометирует вывод прокурора об отсутствии состава преступления», — пишет Морарь.
Он отмечает, что Черней нарушил положение уголовно-процессуального кодекса (ст. 254 ч.1), которое обязывает орган уголовного преследования использовать все законные меры для полного, всестороннего и объективного изучения обстоятельств дела.
Так, пишет Морарь, Черней не указал наличие уголовного дела по факту отмывания денег в особо крупных размерах, «в котором изучают обстоятельства, связанные с компанией Exclusiv Media, аффилированной ПСРМ». Также, отмечает Морарь, Черней не указал наличие других жалоб на незаконное финансирование ПСРМ. Например, жалобы Дорина Киртоакэ от 21 октября 2019 года.
В этом распоряжении Морарь постановил, что необходимо проверить происхождение пожертвований, переданных ПСРМ в 2016 году (4,6 млн леев), в 2017 (3,18 млн леев) и в 2018 году (7,14 млн леев), а также проверить соответствие задекларированных и реальных расходов.
Морарь в документе также отмечает, что Черней допросил президента Игоря Додона как свидетеля по этому делу. Он отмечает, что показания Додона стали основанием для отказа в начале уголовного преследования.
«По закону, запрещен допрос [как свидетеля] лица, в отношении которого существует подозрение в совершении преступления», — пишет Морарь. Он отмечает, что Черней также не распорядился проверить расходы ПСРМ на избирательную кампанию, хотя финансовые отчеты были приложены к делу.
Морарь также пишет, что, по закону, расследованиями, в которых фигурирует президент, должен заниматься генеральный прокурор или прокурор, которого он назначит. Кроме того, прокурор, получивший заявление, в котором фигурирует президент, должен сразу же передать это заявление генпрокурору. Как следует из документа, это сделано не было.
Таким образом, после жалобы Нэстасе и распоряжения Робу о проверке Морарь распорядился аннулировать решение Чернея об отказе начать уголовное преследование. Отметим, что в документе не сказано, распорядился ли Морарь инициировать дисциплинарное наказание Чернея, который, как следует из его же слов, нарушил положения уголовно-процессуального кодекса.
NM попытался узнать у Чернея, почему он не стал расследовать возможное незаконное финансирование ПСРМ, однако, прокурор не ответил на звонки корреспондента NM.
NM также обратился за комментарием к президенту Игорю Додону. Однако к моменту публикации комментарий президента не поступил.
***В первоначальной версии статьи было указано, что Виорел Морарь возглавлял Антикоррупционную прокуратуру, когда прокурор Александр Черней подписал отказ от навала уголовного преследования. На самом деле Антикоррупционную прокуратуру в тот период возглавлял Эдуард Варзарь. Приносим читателям извинения за эту неточность.
Напомним, в январе 2020 года Мораря арестовали по обвинению в злоупотреблении служебным положением и указании ложных данных в документах. 27 января Генпрокуратура сообщила, что Мораря также обвиняют во вмешательстве «в уголовное преследование». Сам Морарь утверждает, что стал жертвой политического преследования, и связывает это со своей профессиональной деятельностью.
Ранее его отстранили от должности главы Антикоррупционной прокуратуры. В интервью DW, опубликованном 10 декабря 2019 года, Морарь высказывал предположение, что его отстранение и проверка в Антикоррупционной прокуратуре — это способ давления на него из-за расследования в отношении ПСРМ, в котором фигурируют депутаты-социалисты.