В Молдове объявлен режим ЧП, и каждый из нас по-своему привыкает к карантину. Внезапные изменения требуют времени, чтобы приспособиться к новой реальности. Мы должны к ней адаптироваться и понять тот новый мир, в котором теперь живем. Это относится не только к личной жизни, но и к экономической ситуации. Проблема в том, что мы не можем терять времени.
Молдова была не первой страной, пораженной этим вирусом. Поэтому у нее был шанс воспользоваться опытом стран, которые раньше столкнулись с эпидемией. Нам нужно прислушиваться к их советам и действовать быстро, чтобы предотвратить экономическую катастрофу.
Во-первых, давайте поговорим о базовых данных. Мировая экономика вступает в период рецессии, и последствия будут ощущаться в течение многих лет. Компании потерпят крах, рабочие места будут потеряны. Безработица будет расти, и правительства будут стараться поддержать граждан в условиях, когда доходы бюджета будут падать. Это мы знаем.
Ключевой вопрос — что и в каком объеме мы можем сделать, чтобы выйти из этого кризиса с наименьшими потерями.
Молдавское правительство, похоже, в этой ситуации действует быстрее, чем многие другие, принимая жесткие карантинные меры. Пока еще рано говорить, насколько они работают, и какой эффект от них будет. Но мы можем сказать, что и с точки зрения здравоохранения, и с точки зрения экономики эти решения правильные.
Жесткая реакция означает, что мы быстрее будем бороться с вирусом и быстрее вернемся к нормальной жизни. Мягкая реакция означает катастрофу.
Правительство приняло меры для поддержки бизнеса: снизило налоги (например, снизило НДС до 15 % для HoReCa), обязалось возместить налоги на техническую безработицу и многое другое. Логика здесь простая: снизить налоги, и у компаний будет больше денег, чтобы платить работникам и инвестировать. Цель —стимулировать людей снова тратить деньги. Это называется экономическим стимулом, и это правильная политика в большинстве рецессий. Но эта рецессия совсем не похожа на большинство.
Логика этого стимулирования разрушается даже при беглом взгляде. Снижение налогов для сектора гостиниц и ресторанов (HoReCa) не помогает, когда компании закрываются из-за введенных государством карантинных мер. Налоговая скидка на техническую безработицу тоже бесполезна.
Она означает, что компания должна платить своим работникам за то, что они не работают, платить налоги с этой зарплаты, и тогда правительство вернет часть этих налогов. Нет такой компании, которая могла бы выжить, платя людям за то, что они не работали. И налоговые льготы в этом не помогают.
Наконец, вся концепция стимула здесь ошибочна: мы не хотим, чтобы люди выходили и тратили деньги, мы хотим, чтобы люди сидели дома, пока кризис не пройдет, но, даже если они не работают, чтобы они могли покупать продукты и предметы первой необходимости. Инструменты, которые предложило правительство, могут быть эффективными, когда речь идет об обычной рецессии. Но наш случай другой. И с этим новым кризисом надо бороться новыми способами.
Теперешняя цель — заморозить экономику. Как говорят некоторые экономисты, — «вызвать медицинскую кому». То есть «усыпить» экономику, чтобы она могла снова проснуться, когда это будет безопасно. Если посмотреть на чрезвычайные экономические меры, принятые правительствами стран Европы и Северной Америки, можно понять, что это другие инструменты, и Молдова должна извлечь эти уроки.
Во-первых, необходимо приостановить ненужные платежи. Форс-мажор должен действовать для целых отраслей, чтобы заморозить арендную плату и задержать выполнение других договорных обязательств. То же самое должно быть и с налогами. У компаний, которые не работают, не должны замораживать счета или арестовывать активы из-за того, что они не заплатили по своим обязательствам. Правительство должно признать, что бюджет получит деньги, когда экономика «проснется», и, следовательно, задержать платежи или составить планы их реструктуризации. Ключевая идея здесь такая: если заставить всех сейчас оплачивать долги, когда нет экономической активности, компании просто рухнут. Этого следует избежать.
Во-вторых, компании не могут платить зарплату людям, которые не работают, но у них должна быть возможность удержать свой персонал в период кризиса и восстановления экономики. Неработающие фабрики не могут поддерживать рабочих. В то же время следует признать, что работники, вероятно, больше всего пострадают от этого кризиса. Они не могут выжить без зарплаты, которая необходима чтобы купить еду и предметы первой необходимости, пока они сидят дома.
Есть много решений этой проблемы. США, например, дают деньги в долг напрямую пострадавшим предприятиям по очень низким процентным ставкам, особенно для выплаты заработной платы. Такая идея — хороший выход и для Молдовы. Правительство кредитует компании для выплаты ими зарплаты. Компании, которые используют эти кредиты только для этого, должны получить право на сокращение платежей по этим кредитам. Таким образом, компании и государство разделяют ответственность за граждан, которые не работают.
Подобные идеи основаны на совместной работе и разделении ответственности бизнеса и государства в этом кризисе. Компании, правительства и частные лица во всем мире должны будут собраться вместе, чтобы найти подобные решения. Целью этих решений должно стать предотвращение беспорядочного коллапса компаний или целых отраслей, которые очень скоро станут неплатежеспособными. Чтобы предотвратить этот крах, надо заморозить экономику до тех пор, пока мы не сможем вернуться к нормальной жизни.
Дэвид Смит — cоучредитель Smokehouse, президент Альянса малых предприятий Молдовы (AIM)
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.