Эксперт Института стратегических инициатив Инна Шупак написала колонку о значимости широкого консенсуса по вопросу европейской интеграции.
21 мая в Кишиневе по инициативе Майи Санду состоялся массовый митинг «Европейская Молдова». Это мероприятие предваряла речь президента в парламенте 17 марта 2023 года, в которой она призвала общественность к национальному консенсусу вокруг идеи европейской интеграции Республики Молдова. 2030 год был обозначен ею как дата вступления Молдовы в Европейский союз.
Инициатива собрания «Европейская Молдова» вызвала противоречивую реакцию среди местного политического класса. Часть непарламентских политических сил приняла участие в манифестации, но не отказываясь при этом от критики в адрес власти. Другая часть отвергла возможность своего участия в мероприятии, обвинив Санду и правящую партию в политическом пиаре и попытке отвлечь внимание граждан от провалов их правления. Илан Шор, заочно приговоренный к 15 годам тюрьмы по делу о «краже миллиарда» и скрывающийся от молдавского правосудия в Израиле, отреагировал законодательной инициативой о прекращении любых интеграционных процессов, включая европейскую интеграцию, и проектом референдума о внешнем векторе страны.
За последние месяцы Майя Санду два раза — 8 мая и 28 июня — встречалась с несколькими непарламентскими партиями проевропейской направленности с целью определения новых возможностей сотрудничества в рамках реализации европейской повестки Молдовы.
Однако оба раза в списке приглашенных отсутствовали партии левого толка. На данный момент единственным примером прямого диалога президента с политическими партиями центристского и левого толка является встреча от 25 февраля 2022 года, на второй день после начала войны России в Украине.
Вопрос о национальном консенсусе по вопросу европейской интеграции остается открытым. В этой статье попытаюсь проанализировать потенциальные форму и содержание национального консенсуса; факторы, негативно влияющие на его достижение; а также тенденции общественного мнения.
Фундамент национального консенсуса
Национальный консенсус может быть облачен в разные формы:
1) принятие в парламенте совместной декларации власти и оппозиции о поддержке общенационального курса на европейскую интеграцию;
2) аналогичный подписанному в 1995 году 14 оппонирующими друг другу румынскими политическими партиями «пакту Снагов» о признании намерения Румынии вступить в ЕС документ, который поддержат молдавские парламентские и непарламентские партии;
3) принятие поддерживающих вступление страны в ЕС деклараций по итогам собраний с гражданами из разных регионов страны;
4) совместное голосование власти и оппозиции о включении в Конституцию РМ статьи о необратимости пути вступления в ЕС и другие.
Однако в достижении национального консенсуса важна не форма, а содержание. В любом деле достижение компромисса предваряет обсуждение разных точек зрения. В этом смысле важно обозначить постоянно действующую платформу для такого рода дискуссий.
Национальная комиссия по европейской интеграции, действующая под эгидой президента, может стать формальной платформой. И все же неформальная платформа, созданная одной либо несколькими неправительственными организациями, может способствовать большей эффективности и открытости участников к диалогу.
Фундаментом национального консенсуса могут стать три базовых составляющих:
постоянный нейтралитет;
реинтеграция страны;
вступление Республики Молдова в Евросоюз.
«Стоять прямо» как важный элемент национального консенсуса
В своих недавних выступлениях Майя Санду заявляет, что «ЕС может помочь нам построить страну, где только собственные граждане имеют право решать. Только Молдова и ее граждане решают, как развивается страна. Ни одно государство в мире не может диктовать, как и что она должна делать».
В социальных сетях наиболее популярной стала ее следующая фраза «Сколько я буду президентом, Молдова будет стоять прямо». Между тем, данная формулировка в исполнении другой части политического класса зачастую звучит как «быть государственником», «ставить национальные интересы во главу угла».
Такой подход кажется прекрасным подспорьем для формирования национального консенсуса относительно евроинтеграции. В то же время важно определить, что имеется в виду под термином «стоять прямо»/«быть государственником»/«ставить национальные интересы во главу угла».
В качестве одной из точек зрения в рамках общественных дискуссий на этот счет я бы предложила следующее:
«Стоять прямо»/»быть государственником»/»ставить национальные интересы во главу угла» означает не только осуждение войны России в Украине. Это также означает запрос по освобождению из турецких тюрем похищенных в 2018 году из Молдовы учителей. Официальный визит спикера парламента Игоря Гроссу в январе 2023 года в Турцию и его личная встреча с Эрдоганом были удобным моментом для обозначения твердой позиции молдавского государства. Однако, исходя из заявления одного из депутатов правящей PAS в интервью от 1 февраля 2023 года телеканалу N4, проблема похищения учителей не обсуждалась, так как визит был сконцентрирован на экономической и энергетической части, а этот вопрос был вне контекста заранее обсужденной повестки дня.
«Стоять прямо»/»быть государственником»/»ставить национальные интересы во главу угла» означает не только критику США за развязывание войны в Ираке, НАТО за бомбардировки Югославии. Это также означает осуждение России за войну в Украине.
Ряд политических партий левого толка мотивируют свое молчание о российской агрессии в Украине тем, что это противоречит статусу постоянного нейтралитета Республики Молдова. Но в таком случае они должны были бы аналогично воздерживаться от комментариев относительно войн, инициированных странами Запада.
Между тем, публичное осуждение и неприятие любой войны, вне зависимости от имени агрессора, является самым действенным аргументом для собственных граждан в пользу сохранения, укрепления и необходимости международного признания молдавского постоянного нейтралитета.
«Стоять прямо»/»быть государственником»/»ставить национальные интересы во главу угла» означает не только признание территориальной целостности Украины. Это также означает неприятие любых инициатив, ставящих под сомнение территориальную целостность собственного государства.
Между тем, 17 марта 2023 года, сразу после парламентской речи Майи Санду, парламентское большинство легализовало непризнанные косовские паспорта, дав возможность получения виз для въезда в Молдову. Тем самым был создан опасный прецедент, который негативно может повлиять на процесс приднестровского урегулирования, усложняя задачу объединения страны.
Собственно, не менее опасный прецедент в этом контексте создало руководство Партии социалистов, встречаясь с представителями Госдумы РФ на фоне флагов т.н. ЛНР. Ведь «ястребы» в Москве и Тирасполе часто ссылаются на референдум 2006 года, в котором, по их словам, 97% жителей Приднестровья высказались за опцию «независимость и объединение с Россией».
«Стоять прямо»/»быть государственником»/»ставить национальные интересы во главу угла» означает не только критику России за отсутствие инвестиций в инфраструктурные проекты в Молдове (когда даже дом-музей А.Пушкина в Кишиневе отреставрировали не за счет бюджета РФ, а на деньги Игоря Чайки, на тот момент российского бизнес-партнера Игоря Додона) и теневую финансовую поддержку молдавских политиков с сомнительной репутацией.
Это также означает четкое обсуждение со всеми партнерами по развитию наличие списка условий в обмен на предоставленную Молдове помощь. Инициатива правящей партии передать здание Национальной библиотеки в собственность Бессарабской митрополии под озвученным представителями PAS предлогом того, что «румынское государство инвестировало сотни миллионов в Республику Молдова (а здоровые отношения строятся на минимальной взаимности, минимальной открытости ожиданиям другого) явно противоречит европейским принципам транспарентности и вовлеченности в процесс принятия решений.
Если за ту или иную помощь нужно будет каким-то способом расплачиваться, то эту информацию необходимо вовремя сообщать собственным гражданам.
Решение в таких случаях должно приниматься транспарентно и после широких консультаций. Этот подход касается помощи Молдове и ее возможной цены для любого государства.
Вступление в Евросоюз vs объединение с Румынией
В процессе достижения национального консенсуса относительно европейской интеграции будет невозможно обойти вопрос об объединении с Румынией. Тем более, что в последнее время даже некоторые авторитетные молдавские эксперты стали публично высказываться о том, что возможное объединение Республики Молдова с Румынией должно быть скоординировано с крупными державами, поскольку это не должно наносить ущерб Румынии и не должно компенсироваться ею из собственных средств.
С моей точки зрения, унионизм конкурирует с идеей европейской интеграции, а не дополняет ее. Вступление в Евросоюз и объединение с Румынией — это два противоречащих друг другу проекта.
Вступление Республики Молдова в ЕС означает полноправное участие в процессе принятия решений. Так, например, поскольку места в Европейском парламенте распределяются среди стран-членов, исходя из доли населения страны в ЕС, то там будут представители молдавских политических партий. В Европейском Совете, где основные решения принимаются по общему согласию, будут представлены молдавский президент либо премьер-министр. В ключевом органе принятия решений в ЕС — Совете ЕС — решения принимаются посредством голосования. В данной структуре, в зависимости от пунктов повестки дня, будет принимать участие тот или иной министр из правительства Республики Молдова. Также стоит отметить, что вступление Республики Молдова в ЕС не означает отказа от конституционно закрепленного статуса постоянного нейтралитета. В свою очередь, объединение с Румынией означает отказ от собственного суверенитета, независимости и права голоса как на международной арене, так и в структурах Евросоюза. Также, теряется статус нейтралитета, поскольку Румыния является членом НАТО.
Таким образом, достижение национального консенсуса возможно при четком обозначении всеми сторонами своей позиции отказа от продвижения и спекуляций о возможности объединения Республики Молдова с Румынией как более быстрого способа войти в Евросоюз.
Vox populi
Молдавский Институт публичных политик (IPP) проводит социологический опрос «Барометр общественного мнения» с 2004 года. Благодаря чему можно проанализировать определенные тенденции. Так, авторы задавали респондентам следующий вопрос: «Если в следующее воскресенье состоится референдум по вступлению в ЕС, то как бы вы проголосовали?». За прошедшие 18 лет исследования наибольшее число граждан, готовых поддержать на референдуме вступление в ЕС, было зафиксировано в ноябре 2007 года, к концу правления Партии коммунистов. Речь идет о 76% граждан.
Наименьший уровень поддержки идеи вступления в ЕС — 38% — наблюдался в октябре 2016 года, после шести лет правления Альянса за европейскую интеграцию. Тот самый период, запомнившийся кражей миллиарда долларов из молдавских банков, концессией кишиневского аэропорта и «ландроматом».
Последний проведенный IPP в октябре 2022 года опрос показал поддержку евроинтеграции 51% граждан. Чтобы понять общественные настроения в июне 2023 года, можно опереться на данные социологического опроса, проведенного по заказу WatchDog.md. Согласно ему, 58,5% молдавских граждан ратуют за вступление в ЕС.
Эти цифры вкупе с анализом событий последних двух десятилетий позволяют сделать несколько общих выводов:
- привлекательность европейского вектора зависит не от названия политических партий, официально его продвигающих, а от содержания, качества и инклюзивности внедряемых ими политик;
- никто не может дискредитировать европейский вектор больше, чем называющие себя проевропейскими политики и политические партии;
- политика «двойных стандартов» со стороны официальных структур Европейского союза способна нанести существенный урон популярности идеи европейской интеграции у части молдавских граждан;
- национальный консенсус, предполагающий всеобъемлющую поддержку европейской интеграции разными слоями населения, возможен при наличии как минимум одной крупной проевропейской партии левого толка.
Инна Шупак, эксперт Института стратегических инициатив.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.