Во время переговоров Moldovagaz и «Газпрома» выяснилось, что у Moldovagaz накопился исторический долг — более $700 млн. «Газпром» потребовал от Кишинева признать этот долг за Молдовой и вернуть его в ускоренном режиме — это стало одним из условий заключения нового контракта на поставку российского газа в Молдову. Молдавские власти заявили, что признают долг, только если его подтвердит независимый аудит. NM разбирался, откуда взялись эти $700 млн, если население исправно платит за газ, и как из этого расчета выпали $7,5 млрд долга Moldovagaz за газ, поставленный в Приднестровье.
В «Газпроме» на прошлой неделе» заявили, что у Moldovagaz накопился исторический долг перед «Газпромом» — $709 млн. При этом сам долг — $433 млн, остальное — пеня за просрочку платежей. Примечательно, что об оплате приднестровской части долга за газ, который перевалил за $7 млрд, речь на переговорах не идет.
У Moldovagaz, отметим, три крупных акционера: «Газпром» (50%+1 акция), правительство Молдовы (35,3%) и власти Приднестровья (13,44%), которые в 2006 году передали свой пакет в управление «Газпрому».
Откуда взялся долг
Версия правительства
Вице-премьер Андрей Спыну на брифинге 25 октября сказал, что этот долг накапливался с 1994 года. Он также подчеркнул, что Молдова готова продолжить обсуждение вопроса о долге, но при одном условии: «прежде чем подписывать какие-то обязательства по долгу, следует провести независимый аудит, который подтвердит его сумму.
Спыну при этом не ответил на вопросы журналистов, пообещав сообщить больше информации после встречи с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, которая должна пройти 27 октября в Санкт-Петербурге.
Версия Moldovagaz
В Moldovagaz NM сообщили, что готовят подробный отчет о том, как образовался долг. Этот отчет, добавили в компании, будет готов до конца недели. А пока в Moldovagaz не могут комментировать этот вопрос.
Версия экспертов
Экс-глава Нацагентства регулирования в энергетике (НАРЭ) Виктор Парликов отметил в беседе с NM, что в долге Moldovagaz несколько составных частей. Первая, по его словам, связана с историческим долгом столичного поставщика тепла Termocoma (сейчас Termoelectrica). По словам Парликова, в 2001-2007 годах в тариф за отопление была заложена цена на газ ниже, чем та, по которой Молдова его покупала. В 2007 году цена на газ поднялась до $190 за 1 тыс. кубометров, но тариф на отопление сохранили на уровне 233 леев за гигакалорию (сейчас — 1122 лея), отметил эксперт. Termocom, по его словам, по мере возможностей расплачивался с Moldovagaz, «но в какой-то момент задолженность дошла до 2,8 млрд леев, а сейчас составляет около 2,2 млрд леев». Как уточнил Парликов, в пересчете по тому курсу доллара это примерно $200 млн.
Вторая часть долга, по его словам, связана с тарифными отклонениями, когда в тариф заложена цена ниже, чем реальная цена закупки. «Например, сейчас [в октябре] Молдова получает газ по $790, но в тарифы заложена гораздо меньшая цена закупки», — сказал Парликов. По его подсчетам, таким образом, накопилось около $50-70 млн долга.
Еще одна часть долга связана с неэффективным управлением предприятием Moldovagaz, сказал Парликов. «Речь о расходах, не включенных в тариф. Это и новое здание [недавно Moldovagaz переехал в новый офис], и разные закупки», — пояснил Парликов.
Кроме того, по словам экспертов, некорректно говорить конкретно о каких-то годах, за которые образовался долг. «В СМИ появилась информация, что большая часть долга накопилась с 2011 по 2015 год, но это не так. У Moldovagaz есть бухгалтерия, и могла сложиться ситуация, что в эти годы они просто оплачивали долги, образовавшиеся с нулевых годов», — отметил эксперт IDIS Viitorul Вячеслав Ионицэ. По его словам, тот факт, что у правительства нет четкой позиции и понимания ситуации с этим долгом, делает их переговорную позицию более зыбкой.
Эксперт в энергетике Сергей Тофилат, в свою очередь, сказал NM, что у Moldovagaz исторически есть два крупных должника: Termoelectrica и CET-Nord. «Но это $140 млн. Есть еще тарифные отклонения, когда газ стоил дороже, чем цена, заложенная в тариф для потребителей. О какой сумме здесь речь, неизвестно. Это должно проверить НАРЭ. Остальное — это кражи и нецелевое использование средств», — считает Тофилат.
Например, по его словам, Moldovagaz закупил трубы в Украине через Кипр по пятикратной цене (по $350 при рыночной цене $77), но НАРЭ отказалось включить эти расходы в тариф.
Не включили в тариф и 500 млн леев, в которые обошелся новый офис Moldovagaz, сказал Тофилат. «Вместо того, чтобы рассчитываться за газ, прошлое руководство построило новый офис. Но тут возникают вопросы к акционерам: правительству и «Газпрому». Представители «Газпрома» голосовали за это решение? Руки поднимали? Почему мы должны платить за это?» — задался вопросом Тофилат.
По его мнению, до проведения аудита долга Молдова не должна его признавать. «Еще может выясниться, что они нам должны», — предположил эксперт.
Версия Watchdog
Неправительственная организация Watchdog.md в прошлом году провела исследование долгов Moldovagaz. Его авторы Сергей Тофилат и Тодор Шойту пришли к выводу, что очень сложно определить реальную сумму долга. Но, по их подсчетам, из-за нарушений чиновников и руководства предприятия долг Moldovagaz дошел до $952,4 млн.
В исследовании говорится, что после обретения Молдовой независимости республика получала российский газ по дискриминационным ценам. Например, в 1994 году Молдова покупала газ по $80 за 1 тыс. кубометров, а другие страны СНГ — по $50,5, Украина — по $50. При этом Молдова должна была платить авансом, а за день просрочки начислялась пеня 0,35%.
Такие условия, по мнению авторов исследования, привели к тому, что только за 1994 год долг Moлдовы за газ вырос с $22,2 млн до $290,8 млн, из которых почти $100 млн — пеня.
Чтобы решить проблему долга, решили создать АО «Газснабтранзит», 50% в котором получил «Газпром», 11% отошли Приднестровью, а 39% — правительству Молдовы (правоприемником этого АО стал Moldovagaz). Долю «Газпрома» оценили в $52 млн, которые должны были пойти в счет долгов за газ. Однако, как отмечается в исследовании, при создании «Газснабтранзита» в его уставный капитал включили лишь один из четырех магистральных газопроводов в Молдове, остальные три газопровода компания использовала бесплатно. По оценке Watchdog, реальная стоимость уставного капитала «Газснабтранзита» составляла $936 млн, а стоимость доли «Газпрома» должна была составить $468 млн, а не $52 млн.
В 1998 году долг Молдовы за газ превысил $500 млн, из которых $149,2 млн — штрафы и пеня. Опять же, чтобы решить проблему долга, решили создать Moldovagaz и передать «Газпрому» часть инфраструктуры. Уставной капитал Moldovagaz составил около $290 млн (в него уже вошли все магистральные газопроводы), доля «Газпрома» была те же 50%, при этом долг Молдовы должен был снизиться на $60 млн. Правда, по информации авторов исследования, на эту сумму погасили долг за газ Приднестровья.
В исследовании также говорится, что для покрытия долга за газ правительство Молдовы дважды — в 1997 и 2000 годах — выпускало гособлигации. При этом, по информации авторов исследования, $193,2 млн от этих гособлигаций пошли на погашение долга Приднестровья.
Кроме того, как утверждают авторы, свою роль в увеличении долга за газ сыграл и бизнесмен Вячеслав Платон. Речь идет о стекольном заводе Cristal-Flor, который в 2006-2008 годах находился в процедуре банкротства. Но суд обязал Moldovagaz поставлять газ предприятию-банкроту. По информации авторов исследования, произведенные на заводе стеклянные бутылки получали компании-посредники, которые контролировал Платон. Эти компании продавали бутылки, при этом долги стекольного завода за газ не гасились. Авторы исследования утверждают, что «эта схема» нанесла Moldovagaz ущерб на 57,1 млн леев.
После обнародования исследования Платон пообещал подать на Watchdog в суд.