Идее лидера Партии социалистов (ПСРМ) Игоря Додона взять кредит у Нацбанка и потратить его на помощь населению и бизнесу больше полутора лет. Впервые об использовании валютных резервов в популистских целях Додон заговорил еще до пандемии, в конце 2019 года. Тогда он предлагал потратить деньги на инфраструктурные проекты. Затем на протяжении всего 2020 глава социалистов не раз требовал от Нацбанка фейерверка: то лей ослабить, то кредит правительству выдать, то прибыль отдать в счет погашения «украденного миллиарда». Горшочек Додона, не вари!
На прямой линии в «Одноклассниках» 6 апреля Додон снова назвал Нацбанк «государством в государстве», который к тому же «не видит, что происходит с народом на улице, а слушает только внешних партнеров и Майю Санду».
Он снова повторил свою идею о том, чтобы взять взаймы из валютных резервов Нацбанка 5-10-15 млрд леев и направить деньги на поддержку предпринимателей и населения.
Додон по образованию экономист, поэтому, вроде, должен понимать, что, если правительство «кредитнется» у Нацбанка, это приведет к обесцениванию молдавского лея и, соответственно, росту цен.
Поэтому возникает вопрос: то ли Додон плохой экономист, то ли его популизм зашкаливает? Впрочем, любое «да» выходит боком.
Если парламент вдруг послушается экс-президента и изменит закон (сейчас по закону Нацбанк не может кредитовать или выдавать деньги государству — NM.), то получится следующее.
Сначала населению и предпринимателям раздадут деньги. Люди запомнят, что это «Додон постарался». Ну а то, что спустя пару месяцев лей начнет падать, а цены расти, — это так, виртуальная реальность.
После этого снизятся показатели Молдовы в мировых финансовых рейтингах, упадет доверие иностранных инвесторов и испортятся отношения с международными финансовыми организациями.
Нацбанк неоднократно объяснял, почему додоновские идеи вредны. Объяснял про рост цен, платежный баланс и доверие. Кроме того, регулятор заверял, что теперешний высокий уровень валютных резервов говорит об устойчивости молдавской экономики.
Но эти аргументы не останавливают Додона. По его же инициативе 9 апреля парламент вновь будет рассматривать так называемый «закон о миллиарде», принятие которого несколько дней назад Конституционный суд назвал неконституционным, а ранее его критиковали доноры и тот же Нацбанк.
Чем такая отмена закона обернется для Молдовы, как, впрочем, и предложение Додона частично переложить на Нацбанк погашение госдолга, в который власти ранее превратили украденный миллиард, NM тоже писал не раз.
Оборона, которую держит Нацбанк, кажется крепкой, но проблема в том, что многие не понимают, как устроена экономика, какую роль в ней играет центральный банк, и что случается, когда ему диктуют, как поступать. Додон пользуется этим и создает из Нацбанка образ эдакого дракона, который сидит на золоте в своей пещере и убивает рыцарей, пытающихся это золото забрать. Только он забывает, что тот, кто убивает дракона, сам становится чудищем.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.