Решение выделить госгарантии 9,5 млрд леев трем проблемным банкам принимали на «секретном» заседании Национального комитета финансовой стабильности 7 ноября 2014 года. Об этом заявил вице-спикер парламента Александр Слусарь. Примечательно, что спецуправление в этих банках ввели только через три недели, а за это время банки выдали кредитов более чем на2 5,5 млрд леев.
О решении Национального комитета финансовой стабильности (НКФС) выделить госгарантии 9,5 млрд леев для трех проблемных банков — Banca de Economii (BEM), Banca Sociala и Unibank — сообщил вице-спикер парламента, глава парламентской комиссии, расследующей обстоятельства банковской кражи, Александр Слусарь на пресс-конференции 30 сентября.
По его словам, решение приняли 7 ноября в секретном режиме. На заседании комитета присутствовали тогдашние премьер Юрие Лянкэ, министр экономики Андриан Канду, министр финансов Анатол Арапу, глава Нацбанка Дорин Дрэгуцану и генсек правительства Виктор Бодю.
«Нацбанк пришел и говорит, что,если не выдадим госгарантии, то все потеряно, банки умрут. У BEM осталось 11 млрд леев активов, у Banca Sociala – 6 млрд леев, у Unibank – меньше миллиарда. Госгарантии нужно выдать быстро, иначе будет катастрофа. Ни слова о контроле, о том, какая ситуация, нужно ли вводить спецуправление», — привел в пример Слусарь выдержки из протокола секретного заседания от 7 ноября 2014.
Он напомнил, что после этого было решение правительства выделить госгарантии, и лишь спустя 20 дней Нацбанк ввел спецуправление в Banca de Economii и Banca Sociala. И за эти 20 дней, по словам Слусаря, юрлицам выдали 25,5 млрд леев кредитов. Эта сумма, отметил Слусарь, не учитывает кредиты, выданные физлицам, и межбанковские размещения.
По словам главы комиссии, Дрэгуцану «должен был первым бить тревогу» и вводить спецуправление в этих банках, причем еще раньше, так как у Нацбанка есть возможность мониторить объемы выдаваемых кредитов. «Дрэгуцану молчал, после чего в ноябре [бывший лидер Демпартии] Владимир Плахотнюк сказал, что нужны гарантии, и Дрэгуцану сделал эту работу. Ни министр экономики, ни министр финансов, ни премьер-министр не спросили, какова реальная ситуация. А что мы делаем с банками? А нет ли смысла сразу ввести спецуправление? Ничего», — отметил Слусарь.
Вице-спикер также прокомментировал информацию о причастности к краже миллиарда спикера парламента Зинаиды Гречаной и ее супруга Алексея Гречаного. «В отчете Kroll-2 нет ни названия этой компании (Alsvit-Vin — NM), ни этой фамилии. […] Но так как есть интерес, напишу запрос некоторым органам и проверю эту информацию. Его имя не фигурирует ни в одном документе», — отметил Слусарь.