Кража миллиарда, «порочная практика» и политический PR. Стояногло рассказал, как прокуратура борется с наследием Плахотнюка
4 мин.

Кража миллиарда, «порочная практика» и политический PR. Стояногло рассказал, как прокуратура борется с наследием Плахотнюка

Генпрокурор Александр Стояногло 26 февраля представил отчет о работе Генпрокуратуры в 2020 году. Он рассказал о противодействии, с которым столкнулись прокуроры, расследующие кражу миллиарда, о том, как дело о Ландромате стало излишне политизированным, и о том, на чем прокуратура сосредоточится в 2021 году. NM выбрал главное из отчета Стояногло.

О достижениях

«В первую очередь мы сконцентрировались на исправлении ошибок и злоупотреблений, которые наши предшественники допустили по отношению к людям, которые были неудобны олигархическом режиму», — сказал Стояногло. Он отметил, что прокуроры прекратили массово нарушать права человека, заводить политические дела, преследовать политических оппонентов и бизнесменов. Также, по словам Стояногло, прокуроры делают все возможное, чтобы восстановить в правах тех, кого «необоснованно преследовали и судили».

О коррупции в системе

«В прошлом году среди прокуроров ощутимо снизился уровень коррупции […] Но все же, по оценкам общества, прокуроры продолжают возглавлять топ самых коррумпированных чиновников», — сказал Стояногло. И призвал прокуроров работать так , чтобы изменить представление общества о них: «Каждый прокурор должен осознать серьезность ситуации. Если мы этого не сделаем, этого не сделает никто. Уверяю вас, никто не будет мириться с коррупцией в госучреждениях, особенно в прокуратуре». Стояногло пообещал, что за «стилем жизни» прокуроров будут следить, отметив, что это не стоит «воспринимать как угрозу».

О резонансных делах

Стояногло назвал расследование дела о краже миллиарда «настоящей войной», которую прокурорам приходится вести с фигурантами расследований, их адвокатами, Нацбанком и судьями. Несмотря на это, генпрокурор пообещал, что 2021 год станет «решающим» в этом расследовании. Стояногло рассказал, как судьи помешали прокурорам провести обыск у одного депутата, связанного с Иланом Шором, а также запретили заводить уголовное дело против компании, аффилированной Шору.

Также генпрокурор отметил, что, с тех пор как в парламенте создали комиссию, расследующую причастность молдавских судей к Ландромату, это дело приобрело «политический оттенок». «Парламентское расследование ограничилось запросами по поводу информации из материалов дела. Это недопустимо и незаконно. Очевидно, что у комиссии были две цели: политический PR и попытка отвлечь внимание от расследования кражи миллиарда», — сказал Стояногло. Он подчеркнул, что расследование продолжается, «несмотря на популистские заявления о том, что прокуратура хочет закрыть это дело».

Об отношениях с судьями

Генпрокурор рассказал, что за год прокурором не удалось выстроить конструктивный диалог с судьями. По его словам, некоторые представители судебной системы блокируют действия прокуроров по делам, связанным с расследование кражи миллиарда. Стояногло отметил, что ни одно процессуальное действие по делу о краже миллиарда, которое зависело от судей, «не прошло без сопротивления». В то же время он подчеркнул, что прокуроры отказались «от порочной практики, когда судей преследовали и прессовали, чтобы они приняли решение в пользу стороны обвинения».

О планах на 2021 год

По словам Стояногло, в 2021 году Генпрокуратура продолжит следить за тем, как соблюдают права человека в Антикоррупционной прокуратуре и Прокуратуре по борьбе с оргпреступностью. Также генпрокурор отметил, что намерен бороться с «процессуальной бюрократией», а некоторые преступления прокуроры намерены декриминализировать. О чем идет речь, он не уточнил.

«Мы обеспечим процессуальную независимость прокуроров, чтобы неподобающее влияние некоторых политиков не формировали у них страх принимать непопулярные решения. Чтобы эти решения зависели только от доказательств и не зависели от статуса и политической принадлежности обвиняемого», — сказал Стояногло.

Он также отметил, что прокуроры намерены бороться с затягиванием рассмотрения дел в судах. И подчеркнул, что прокуроры должны бороться с преступлениями, которые представляют реальную угрозу для общества. «Людям не нужны 10 уголовных дел для галочки. Лучше расследовать и передать в суд одно дело, в котором речь идет о безопасности граждан и благосостоянии государства», — сказал Стояногло.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: