Очередной виток противостояния президента и парламента еще более обострился после решения Конституционного суда (КС), который постановил, что президент обязан выдвинуть кандидата в премьеры, предложенного парламентским большинством. Майя Санду отказалась подчиняться этому решению в нынешней политической ситуации. ПСРМ и Игорь Додон обвинили Санду в узурпации власти, но пока не решили, что делать дальше. Эксперты тем временем склоняются к тому, что разрешать политический кризис вновь придется КС или же народу на уличных протестах.
Что решил КС
Конституционный суд 23 февраля, рассмотрев запрос депутатов от ПСРМ, постановил, что указ президента Майи Санду о повторном выдвижении Натальи Гаврилицы на должность премьер-министра не соответствует Конституции. В своем решении судьи КС, ссылаясь на практику Конституционного суда, подчеркнули, что дискреционное право президента назначать кандидата на должность премьер-министра ограничено.
Глава КС Домника Маноле напомнила, что президент обязан назначить кандидата, выдвинутого сформированным парламентским большинством. Маноле сослалась на постановление КС 2015 года, в котором разъясняется, что под термином «парламентское большинство» понимается абсолютное большинство депутатов (не менее 51), которые на основании конституционных положений могут выразить вотум доверия правительству. При этом парламентское большинство должно быть формализовано, а не только заявлено, с перечислением депутатов, которые в него входят, с указанием их готовности поддержать предложенного кандидата на должность премьер-министра. Обо всем этом формализованное большинство должно официально уведомить президента.
В КС считают, что созданное в парламенте большинство выполнило эти условия 11 февраля, когда 54 депутата (фракции ПСРМ, «Шор», группа Pentru Moldova, экс-демократы Евгений Никифорчук, Владимир Андронаке и независимый депутат Александр Олейник) подписали декларацию о формировании «ситуативного большинства» для поддержки Марианы Дурлештяну как кандидата в премьер-министры.
Что ответила Майя Санду
Президент Майя Санду вечером 23 февраля на брифинге для прессы заявила, что судьбу страны будет решать народ на досрочных выборах или на референдуме. По ее словам, решение КС можно было бы понять в нормальной политической ситуации, но не в той, которая сейчас в Молдове.
Санду считает, что выход из кризиса в Молдове только один — досрочные выборы.
Референдум, о котором сказала Майя Санду, предусмотрен 89 статьей Конституции, в которой сказано: «Парламент двумя третями голосов депутатов может отстранить от должности президента, если он совершил тяжкое деяние и нарушил тем самым положения Конституции. Предложение об отстранении президента от должности может выдвинуть не менее чем одна треть депутатов, которые должны незамедлительно довести это до сведения президента Республики Молдова. Президент может дать парламенту объяснения по выдвинутым против него обвинениям. Если парламент утвердит предложение об отстранении президента от должности, не позднее чем в 30-дневный срок проводится референдум по вопросу об отстранении президента».
По мнению главы ассоциации за демократию через участие ADEPT Игоря Боцана, в парламенте не найдется 67 голосов, необходимых для начала процедуры импичмента Майи Санду. «Если этих голосов нет, эта процедура невозможна. И Конституционный суд должен будет предложить другой выход из ситуации. При этом в конституциях некоторых стран предусмотрена подобная ситуация», — отметил Боцан в эфире телеканала N4.
Политолог Стелла Жантуан, в свою очередь, считает, что в нынешнем парламенте вполне может найтись 67 депутатов, готовых проголосовать за импичмент Санду. «У всех фракций, которые не хотят досрочных выборов, и заявили, что готовы голосовать за премьера, вместе 62 голоса: 15 голосов у Шора, cемь — у Канду (Pro Moldova) плюс 40 голосов социалистов и независимых депутатов. Остается найти пять голосов», — отметила Жантуан в беседе с NM.
Она считает, что найти недостающие голоса будет не сложно, так как в молдавском парламенте укоренилась «коррупционная традиция перехода депутатов из партии в партию». При этом, по мнению политолога, эти депутаты могут быть мотивированы тем, что другого шанса попасть в парламент у них не будет.
Что заявил Игорь Додон
Экс-президент, председатель ПСРМ Игорь Додон заявил, что «из-за позиции Майи Санду Молдова погружается в глубокий политический и конституционный кризис».
Додон призвал PAS и Санду «немедленно прекратить нападки на Конституционный суд за его решение прекратить действия, подрывающие верховенство закона и ведущие к узурпации государственной власти в стране». «Только узурпатор может позволить заменить собой Конституцию страны», — заявил Додон.
Он также сообщил, что на внеочередном заседании Республиканского совета партии ПСРМ решит, что делать дальше.
А что другие политические силы
В партии «Действие и солидарность» (PAS), которую до президентства возглавляла Майя Санду, заявили, что «безусловно поддержат все действия Санду для проведения досрочных выборов».
В PAS считают, что в сложившейся ситуации речь идет о конфликте «нелегитимного и нерепрезентативного парламента» с президентом, «за которого проголосовали миллионы граждан».
Парламентская группа Pentru Moldova и партия «Шор», в свою очередь, настаивают на выдвижении экс-министра финансов Марианы Дурлештяну кандидатом на должность премьер-министра.
Они осудили реакцию Санду на решение КС и заявили, что ее действия «приведут страну в состояние длительного политического кризиса с чрезвычайно серьезными последствиями, особенно в нынешних условиях». При этом в Pentru Moldova заявили, что выступают за проведение досрочных парламентских выборов, но только после избрания временного правительства.
Лидер партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Андрей Нэстасе в очередной раз заявил, что партия готова взять на себя ответственность за формирование нового кабинета министров. На заседании парламента 11 февраля Нэстасе уже предлагал свою кандидатуру на должность премьера. С таким предложением Нэстасе и DA выступили, после того как кабмин Натальи Гаврилицы, выдвинутой Санду, не получил ни одного голоса депутатов, а в парламенте возникло «ситуативное большинство», которое предложило на пост премьера Мариану Дурлештяну.
В DA считают, что необходимо сформировать правительство меньшинства, чтобы решить проблемы людей и организовать свободные и справедливые досрочные выборы.
Нэстасе от лица DA призвал проевропейские партии и президента провести переговоры, чтобы найти решение выхода из кризиса. Также он заявил, что DA настаивает на проведении досрочных парламентских выборов, которые организует проевропейское правительство «в соответствии с правовыми нормами и Конституцией».
В Демпартии считают, что решение КС дало депутатам понять, что необходимо сформировать правительство, которое обеспечит проевропейский вектор развития страны и будет бороться с кризисом. Об этом написал в соцсети глава ДПМ Павел Филип. В то же время он подчеркнул, что демократы не будут голосовать за правительство вместе с фракцией «Шор» и «перебежчиками».
Лидер парламентской группы Pro Moldova Андриан Канду, комментируя решение КС, выразил надежду, что теперь процесс выдвижения кандидата в премьеры ускорится.
Пока парламентские фракции готовятся к переговорам и консультациям, внепарламентская «Наша партия» готовится к революции. Лидер партии Ренато Усатый считает, что революция — единственный выход из создавшегося политического кризиса. Он также заявил, что готов возглавить народное движение.
«Я готов в этом участвовать. Это приведет к тому, что с этой же сцены перед парламентом я зачитаю преамбулу из Всеобщей декларации прав человека, где сказано, что народ имеет право на восстание. Вы нас довели, а теперь держите штаны — все очень просто», — заявил Усатый в эфире TV8.
Что думают эксперты
Игорь Боцан, комментируя в эфире телеканала N4 действия Майи Санду, отметил, что решать сложившуюся проблему придется КС. Эксперт считает, что для этой ситуации существует «простое и элегантное» решение. «Президент должна заявить, что не выдвинет кандидата большинства. После этого должно последовать обращение в КС, суд должен будет выдать решение, которое предусмотрено в конституциях многих стран. Когда глава государства отказывается подписывать указ о выдвижении кандидата парламентского большинства, парламент должен начать процедуру импичмента. Если парламент этого не делает, КС должен четко объяснить: дорогой парламент, страна не может существовать без правительства, и, если не начинаешь процедуру импичмента, надо постановить, что есть основания для роспуска парламента, а если импичмент провалился, — то же решение», — пояснил Боцан.
По его мнению, в этой ситуации Санду соблюла положения Конституции и объяснила, почему поступает так, как поступает.
Стелла Жантуан тоже считает, что Майя Санду не нарушила Конституцию, так как фактически президент является «эманацией воли граждан», как, впрочем, и парламент.
Эксперт отметила, что парламентскому большинству, которое может инициировать процедуру импичмента Санду, не нужно выигрывать референдум об отставке президента, более того, они знают, что проиграют этот референдум. «Суть в том, что, как только они проголосуют за импичмент, Санду отстранят, ее обязанности перейдут к председателю парламента, который выдвинет премьера. Парламент его утвердит, потом проиграет референдум об отставке Санду, и она вернется в должность при готовом правительстве», — пояснила Стелла Жантуан.
Она считает, что Майя Санду все это время будет политически выигрывать, но ей необходимо будет «капитализировать победу на референдуме», если он все же состоится. «Если она консолидирует общество и станет бороться за досрочные выборы, например, с помощью уличных протестов, это станет для нее единственным выходом», — отметила политолог.
По ее словам, существующая парламентская конструкция, независимо от того, будет инициирован импичмент Санду или будет утверждено какое-то правительство, недолговечна, и все это понимают.
Ставки, по словам Жантуан, сейчас делают на то, чтобы затянуть время до проведения досрочных парламентских выборов, чтобы те партии, которые по результатам выборов не попадут в парламент или получат меньше мандатов, успели улучшить свои позиции. «Им выгодно затянуть время и конвертировать власть в свою пользу, чтобы пойти на выборы тогда, когда они хотят», — заключила эксперт.