Andrei Mardari / NewsMaker

«Молдова станет страной, в которую будет верить ее молодое поколение». Интервью NM с главой представительства Нидерландов в Кишиневе

Нынешним летом Молдова и Нидерланды отметят 30-летие установления дипотношений. Все эти годы Кишинев и Гаага поддерживали отношения, но особенно тесным сотрудничество стало после прихода к власти нынешнего правительства. Глава офиса посольства Королевства Нидерландов в Молдове Флорис ван Эйк рассказал в интервью NM, почему для Амстердама особенно важны сферы юстиции, свободы СМИ и защиты прав ЛГБТ-сообщества, а также о том, какие коррективы внесла война в Украине в сотрудничество двух стран. 

Разговор с главой офиса посольства Нидерландов, отметим, состоялся до эскалации ситуации в Приднестровье, где в течение двух дней прогремели несколько взрывов.

Andrei Mardari / NewsMaker

«Так восстановится доверие к системе правосудия»

— 10 июля исполняется 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Нидерландами и Молдовой. В каких областях и насколько интенсивно идет сотрудничество?

— Наше сотрудничество стало еще более интенсивным в последние годы, особенно после формирования нового правительства, которое ориентировано на реформы. Мы поддерживаем эти амбициозные реформы, так как они направлены на сближение с Европой. Речь идет о реформе системы юстиции, об устойчивости киберпространства и об усилении энергетической независимости Республики Молдова за счет альтернативных источников поставки энергоресурсов.  

Эти три сферы обсуждали во время визита в Кишинев в феврале премьер-министра Нидерландов Марка Рютте и министра иностранных дел Вопке Хекстра. 

Мы также продолжим работать в направлениях, в которых сотрудничали ранее: это поддержка организаций гражданского общества, укрепление прав человека и госуправления.  Мы налаживаем и тесные экономические отношения между двумя странами.

Посольство Нидерландов тесно сотрудничает с властями Молдовы в реализации реформы юстиции. Расскажите об этом подробнее. 

— Да, в этой сфере мы тесно сотрудничаем с министерством юстиции и с представителями гражданского общества. В частности, в том, что касается внедрения внешней оценки прокуроров и судей, которая направлена на усиление потенциала судебной системы в Молдове. 

Уже началась процедура оценки кандидатов в Высший совет магистратуры (ВСМ), Высший совет прокуратуры (ВСП) и их подчиненные органы. Сформировали специальную комиссию, которая проведет предварительную оценку (pre-веттинг). В нее вошли шесть членов: трое из Молдовы и трое международных экспертов, в том числе, голландский судья Герман фон Хебель, который возглавил эту комиссию. 

Очень важно, чтобы процесс pre-веттинга и веттинга (оценки) был независимым от правительства или каких-либо групп, которые каким-то образом связаны с судебной системой или политикой. Когда после оценки кандидатов в ВСМ и ВСП изберут новый состав этих органов, проведут также оценку неподкупности всех остальных судей и прокуроров. Если по итогам этой проверки некоторым судьям и прокурорам придется уйти из системы из-за выявленных нечистоплотных практик, на их место выберут других. Таким образом, будет восстановлено доверие граждан к системе правосудия в Молдове. 

Веттинг — это сложный процесс, который к тому же займет много времени, возможно, годы, потому что речь идет о людях, об их карьерах. Важно, чтобы эта процедура проходила как можно более прозрачно и ответственно, чтобы личные данные кандидатов не предали огласке. Мы всегда обращаем внимание, в том числе правительство, на то, что все нужно сделать правильно и тщательно.

К счастью, есть страны, у которых можно поучиться и которые могут поделиться своим опытом, в частности, Албания. Там процесс оценки был очень тщательным.  Голландские судьи тоже участвовали в этом. Сейчас эти судьи делятся своим опытом с командой министерства юстиции Молдовы. Конечно, Молдова — совершенно другая страна, у нее своя специфика, и это необходимо учитывать. Тем не менее можно поучиться на опыте других стран, чтобы избежать возможных ошибок.

В Украине тоже есть интересные наработки, интересная практика, хотя эту системы оценки они не внедрили полностью.

Andrei Mardari / NewsMaker

«Мы понимаем, что свобода не может быть абсолютной» 

Посольство Нидерландов уделяет также много внимания свободе СМИ и правам человека. Почему для вас это важно?

— По мнению нидерландского правительства, свободные СМИ играют ключевую роль в демократическом обществе. Пресса уравновешивает власть. Это означает, что у прессы должна быть возможность задавать любые вопросы и получать на них ответы. Но мы понимаем, что на практике это не всегда возможно. 

Конечно, мы знаем, что представляет собой медиапространство в Молдове: страна маленькая, довольно бедная, и люди не привыкли платить за качественный контент. Некоторым политикам и бизнесменам, которые преследуют свои интересы, довольно просто манипулировать некоторыми СМИ. Поэтому сложилась такая ситуация, что есть картели на рекламном рынке, в частности, на телевидении. 

А свободным СМИ очень сложно самим выйти на самоокупаемость и покрывать свои расходы. Поэтому мы поддерживаем независимые СМИ, чтобы они могли производить контент хорошего качества и выходили на уровень самоокупаемости. В Молдове это было сложно, а из-за войны в Украине становится еще сложнее. Например, молдавские компании стали меньше тратить на ту же рекламу. 

Мы поддерживаем независимость прессы, свободу слова и мнений. Мы понимаем, что эта свобода не может быть абсолютной. В мире, в котором мы живем, распространяется очень много фейков, ложной информации, пропаганды, поэтому перед правительством стоит дилемма, что с этим делать и как поступить. 

Конечно, в долгосрочной перспективе необходимо просвещать граждан, чтобы они могли понимать, где их обманывают и каким источникам можно верить. Но все это требует усилий, времени и надлежащей работы органов, которые следят за тем, что публикуют в прессе, что заявляют официальные лица. Если в этих заявлениях и статьях есть риторика ненависти или призывы к насилию, то органы должны на это реагировать. Действующее правительство настроено амбициозно в плане улучшения нормативно-правовой базы в области контроля и борьбы с дезинформацией, пропагандой войны и риторикой ненависти. Это требует значительных усилий и системной работы, чтобы были результаты. 

Andrei Mardari / NewsMaker

«Ситуации в Украине и Молдове разные»

Изменились ли приоритеты двустороннего сотрудничества между Нидерландами и Молдовой после начала войны в Украине?

— За три недели до российского вторжения в Украину наше правительство заявило о том, что намеревается укреплять двусторонние отношения с Республикой Молдова. Приоритеты как таковые не изменились, наоборот, кризис, связанный с войной в Украине, выявил уязвимости Молдовы именно в тех областях, в которых мы уже сотрудничаем. Это касается энергетической безопасности, верховенства права, кибербезопасности. 

Эта война в определенном смысле объединила международное донорское сообщество. Две недели назад прошла конференция в Берлине, где доноры заявили о совместных усилиях для поддержки Молдовы.  

Как вы оцениваете происходящее сейчас в регионе? Какие вы видите риски для Молдовы?

— Начнем с того, что для большинства жителей Молдовы стало шоком, что Россия напала на Украину, поправ суверенитет и территориальную целостность страны.  Это заставило власти Молдовы предпринять усилия для укрепления энергетической безопасности страны и усиления контроля над информационным пространством. То есть речь о тех областях, в которых мы сотрудничаем. 

Конечно, ситуации в Украине и Молдове разные. Молдова — нейтральная страна, у нее нет амбиций вступать в НАТО. Тем не менее в Приднестровье есть части российской армии, конфликт не разрешен, а ситуация в Украине осложнила процесс его урегулирования.  Но мы надеемся, что война закончится как можно скорее. В первую очередь нас волнуют страдания украинского народа, которого больше всего коснулась война. В этом контексте нельзя не упомянуть роль Молдовы в поддержке украинских беженцев. 100 тыс. человек фактически находятся на территории страны. Это заслуга и правительства, и обычных граждан, которые поселили у себя украинцев.

Andrei Mardari / NewsMaker

«Вступление в ЕС — это долгий процесс»

Молдова получила от ЕС анкету, которая должна выявить готовность страны к получению статуса кандидата в члены ЕС. Какие шансы у Молдовы получить этот статус? И можно ли, с учетом ситуации в регионе, рассчитывать на ускоренный процесс вступления в ЕС?

— Это будет зависеть не от меня, а от кабинета министров в Брюсселе, который выносит решение о статусе кандидата и члена Евросоюза. Это долгий процесс. Насколько он может ускориться для Молдовы, сложно сказать. Ведь есть страны-кандидаты в ЕС, которые в этом статусе уже около 23 лет, а есть страны, которым удалось вступить в Евросоюз гораздо быстрее. Есть еще Копенгагенские критерии, согласно которым выносится решение о вступлении в ЕС. Наверное, от самой Молдовы зависит, насколько этот процесс будет более или менее длительным.

В Молдове запретили использовать символы военной агрессии. Есть ли у Нидерландов опыт подобных запретов? Как молдавское общество может преодолеть исторические проблемы разобщенности?

— Мне сложно это комментировать, потому что это суверенное решение правительства. Все зависит и от контекста: насколько тот или иной символ влияет на национальную безопасность. Свобода слова и выражения — это норма, с одной стороны. С другой стороны, всегда есть исключения. Опять же каждое государство, исходя из своего контекста и специфики, принимает решение о том, что является этим исключением. Например, в каких-то государствах запрещена свастика, в каких-то — нет. Все зависит от истории, от ее трактовки, от значения каких-то символов в разных странах. Поэтому я не тот человек, который может ответить на этот вопрос.

«Сексуальная и гендерная идентичность — это то, с чем люди рождаются»

— В апреле в Молдове покончила с собой 15-летняя траснгендерная девушка, которая подвергалась буллингу и насилию в школе. Что нужно предпринять, чтобы искоренить буллинг в школах и добиться нулевой терпимости к насилию, в том числе в отношении представителей ЛГБТ-сообщества и в особенности подростков? Есть ли  успешные европейские практики в этом?

— Это очень важный вопрос, я рад, что вы его задали. Тут важна работа всего общества для принятия ЛГБТ+ людей. Важно сформировать понимание, что сексуальная и гендерная идентичность — это не что-то приобретаемое, это не выбор, а то, с чем люди рождаются. Точно так же люди рождаются определенной расы. Важно принимать этих людей как ценных членов общества. Также необходимо повышать узнаваемость ЛГБТ+ людей, доводить до сведения широкой общественности, что эти люди — точно такие же члены общества, как и все остальные. Это может быть чья-то сестра или брат, сосед, коллега — они точно такие же люди, которые вносят точно такой же вклад в общество. Есть некоторая надежда и положительные изменения, потому что молодое поколение в Молдове более толерантно и больше принимает разнообразие, чем, допустим, их родители.

Конечно, в некоторых слоях общества бытуют какие-то стереотипы, которые зачастую ведут не только к неприятию, но и насилию в отношении ЛГБТ+ людей. Когда речь идет о буллинге или насилии в отношении представителей ЛГБТ-сообщества, необходимо обеспечить такой уровень доверия к правоохранительным органам, чтобы ЛГБТ-люди были уверены, что власть отреагирует, что эти дела расследуют, а виновных накажут.

Какой вы представляете Молдову лет через двадцать или десять? 

— Я надеюсь, что Молдова станет сильной демократией, где будет верховенство закона и высокий уровень развития экономики. Молдова станет страной, в которую будет верить поколение ее молодых жителей. Они захотят остаться в своей стране или вернуться в нее. Абсолютно нормально, что люди хотят путешествовать, учиться за рубежом, пожить там несколько лет. Но потом из-за любви к родине и желания вкладывать в ее развитие они будут возвращаться в Молдову.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

screenshot

«Знаю, что означает разочарование»: Олеся Стамате вступила в предвыборную кампанию

Независимый кандидат в депутаты Олеся Стамате 29 августа начала избирательную кампанию, опубликовав ролик в Facebook. Бывший член правящей партии «Действие и солидарность» (PAS) заявила, что знает, что такое разочарование, но верит в европейское будущее Молдовы.

«Я выбрала быть на твоей стороне, а не на стороне партий. Я начала изменения в юстиции, но меня остановили. Верю, что мы можем исправить все вместе. Мы нуждаемся в юстиции, которая защищает людей, а не правительства. […] Знаю, что означает разочарование, и я его чувствую. […] Я не идеальна, но я верю, что Молдова может привлечь инвестиции, улучшить школы, уверенно расти. Думаю, что хватит голосовать из надобности, с тяжелым сердцем. Независимый голос — свободный голос. Верю в людей, верю в Молдову, верю в наше европейское будущее», — заявила Стамате.


Напомним, 20 июля депутат Олеся Стамате заявила, что намерена участвовать в парламентских выборах этой осенью как независимый кандидат. Кроме того, она сообщила о планах начать работу над созданием новой проевропейской политической силы.

Стамате избрали депутатом по списку правящей партии PAS на досрочных парламентских выборах 2021 года.

В апреле этого года ее исключили из PAS. В партии тогда заявили, что Стамате, будучи председателем юридической комиссии, предложила поправки в закон об амнистии, позволившие освободить из тюрьмы заключенных, приговоренных к пожизненному сроку. PAS также потребовал от Стамате сдать мандат депутата. В результате скандала своей должности лишился и глава Национальной администрации тюрем Анатолий Фалка. По требованию премьер-министра он подал в отставку.

Стамате, комментируя свое исключение из PAS, сказала, что уверена, что все ее действия были правильными и законными. По словам Стамате, любые законы принимают, рассчитывая на их добросовестное исполнение и обвинение в недостаточной оценке рисков — «это абсурд».

Она объявила, что покидает фракцию PAS, но остается неафилированным депутатом парламента.
После этого Стамате предложила создать парламентскую комиссию для расследования того, как принимали закон об амнистии. На заседании 29 мая парламент не поддержал инициативу включить этот вопрос в повестку дня.

13 июня Стамате рассказала, что подала в суд на правящую партию «Действие и солидарность» (PAS), исключившую ее из своих рядов из-за скандала с законом об амнистии. По ее словам, решение исключить ее из PAS приняло Национальное политическое бюро формирования, в котором она тоже состояла. При этом депутат уверена, что, поступив так, руководство PAS нарушило собственный устав. Стамате рассказала, что после исключения обратилась к политбюро PAS с вопросами по поводу процедуры исключения, но ответ так и не получила.

***

Парламентские выборы пройдут в Молдове 28 сентября.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Похожие материалы

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: