Закрытие в Кишиневе станции сортировки отходов ABS Recycling вызвало горячие споры. В компании ABS утверждают, что без существенных дотаций города станция работать не может. Мэр Ион Чебан назвал это шантажом, заявив, что это прибыльный бизнес. У мунсоветников другое мнение. NM разбирался, как в Кишиневе собираются решать вопрос сортировки отходов, и кто за это должен платить.
ABS Recycling: «На сортировку уходит около 1,5 млн леев в месяц»
Директор компании ABS Серджиу Балика на пресс-конференции 26 января объяснил решение закрыть станцию сортировки отходов ее банкротством. По его словам, компания нуждается в финансовой поддержке мэрии, так как стоимость перерабатываемых отходов не покрывает затраты ABS, и станция работает в убыток.
Балика также рассказал, что ABS не раз посылала мэрии письма с предложениями о сотрудничестве, но в мэрии на них не отвечают.
По словам директора ABS, с 2017 года компания бесплатно занимались сортировкой отходов из Кишинева, покрывая расходы из собственных средств. Ежемесячно на это уходило 1,5 млн леев, сказал Балика. Но в 2020 году, по его словам, финансовая ситуация на предприятии ухудшилась из-за пандемии коронавируса: на бирже упали цены на сырье.
Теперь, считает директор ABS, за сортировку отходов должны платить те, кто их производит: мэрия и горожане. При этом он подчеркнул, что компания готова обсуждать с мэрией сотрудничество на финансовой основе.
Autosalubritate: «Мы вынуждены везти весь мусор в Цынцарены без сортировки»
На заседании мунсовета 26 января, на котором рассматривали этот вопрос, глава муниципального предприятия Autosalubritate Думитру Вулпе рассказал, что после закрытия станции ABS предприятие вынуждено весь мусор из Кишинева свозить на полигон в Цынцаренах без всякой сортировки или с минимальной сортировкой на перегрузочной станции.
Представители мэрии на это ответили, что станция ABS сортировала всего 8% отходов, производимых в Кишиневе, и эти отходы привозили на станцию за счет города, а затем увозили оставшуюся после сортировки массу на полигон в Цынцаренах.
На вопрос мунсоветников, во сколько обходилась мэрии транспортировка мусора на станцию ABS, а затем на полигон в Цынцаренах, Вулпе ответить не смог, но отметил, что это «несущественные затраты».
При этом он сообщил, что, по подсчетам Autosalubritate, компании ABS доставалось в год около 16 тыс. тонн перерабатываемых отходов. Если бы не было сортировки в ABS, сказал Вулпе, Autosalubritate пришлось бы ежегодно тратить на 700 тыс. леев больше на транспортировку этих отходов в Цынцарены, учитывая, что перевозка одной тонны мусора стоит 47 леев.
Ион Чебан: «Они шантажируют мэрию»
Мэр Кишинева Ион Чебан считает решение ABS закрыть станцию сортировки шантажом. По его мнению, сортировка отходов — прибыльный бизнес, не нуждающийся в дотации властей.
«Мэрии предлагали варианты купить [станцию сортировки ABS Recycling] за 200 млн леев или ежегодно платить им по 50 млн леев за то, что они делают. Но все, что они делают, — отбирают из отходов все перерабатываемое, отвозят на собственный перерабатывающий завод в Пересечино и делают на этом бизнес. Во всем мире сортировка отходов — это бизнес, и не нужно винить мэрию, если ваши обстоятельства складываются не так хорошо», — заявил Чебан на заседании муниципальных служб 25 января.
Мэра поддержал мунсоветник от партии «Шор» Валерий Клименко. На заседании мунсовета 26 января он заявил, что ABS решила закрыть станцию, так как из-за пандемии закрылись зарубежные предприятии, которым ABS продавала отсортированное сырье: «На складах скопилось огромное количество сырья, и поэтому они решили шантажировать муниципальный совет».
Клименко также возмутился тем, что мунпредприятие Autosalubritate за свой счет отвозило мусор на переработку в ABS и затем увозило на свалку. По мнению Клименко, это — нецелевое использование средств, и их необходимо вернуть в казну. По подсчетам советника, речь идет о 10 млн леев в год.
Мунсоветники: «Во всем мире сортировка отходов — убыточное дело»
Мунсоветник от ПСРМ бизнесмен Василий Киртока, в свою очередь, отметил на заседании мунсовета, что переработка мусора во всем мире убыточна. «В лучшем случае при полной переработке отходов покрываются только 50% расходов предприятия. Обязательно нужно ввести тариф [на сортировку для горожан]. Тогда предприятие будет прибыльным», — сказал Киртока, добавив, что, по его мнению, местные власти должны финансово поддержать ABS.
Также Киртока предложил создать в мунсовете комиссию, которая подведет итоги сотрудничества сортировочной станции ABS и столичного предприятия Autosalubritate.
Киртоку поддержала мунсоветник от PAS Инна Кошеру, которая подчеркнула, что за рубежом государства платят компаниям, сортирующим отходы. «С 2017 года, когда мэрия заключила контракт с ABS, город ничего не заплатил предприятию. При этом в 2019 году мэрия провела исследование, согласно которому для сортировки отходов тариф за вывоз мусора нужно повысить на 4 лея», — напомнила Кошеру.
Мунсоветник от ПСРМ Александр Комаров, в свою очередь, отметил, что мусорный полигон в Цынцаренах рассчитан на 42 млн кубометров мусора и может заполниться через восемь лет, учитывая, что ежегодно из Кишинева туда вывозят около 1,7 млн кубометров отходов. «Создание другого полигона будет стоить сотни миллионов евро», — подчеркнул Комаров.
Мунсоветники: «Таких денег у нас нет и скоро не будет»
В 2020 году мэрия Кишинева объявила, что на реализацию проекта «Твердые бытовые отходы» получит грант и кредиты в сумме €23 млн от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка.
На эти деньги мэрия собирается модернизировать свалку в Цынцаренах и сделать ее более безопасной для жителей близлежащих сел. Также проект предполагает обновление перегрузочной станции, автопарка Autosalubritate и строительство цеха ручной сортировки мусора.
По словам мунсоветника Инны Кошеру, цех сортировки, который предусмотрен по проекту, слишком маленький, и не сможет перерабатывать все отходы, которые производятся в Кишиневе. «Линия сортировки, которая сможет справиться со всем мусором в Кишиневе, обойдется городу в €9 млн. Столько же стоит сортировочная станция ABS. Таких денег у нас нет и скоро не будет. Поэтому лучший вариант сейчас — провести тендер и выбрать частную компанию, которая будет сортировать мусор», — считает мунсоветник.
***
На Кишинев приходится более трети всего производимого в Молдове мусора. В столичных дворах установлены более 10 тыс. контейнеров для сбора мусора. Более 2 тыс. из них — для раздельного сбора: 1360 — для пластика, 320 — для бумаги и еще 320 — для стекла.
На станции сортировки ABS вручную сортировали содержимое 2 тыс контейнеров для раздельного сбора отходов. Работники сортировали 12 видов пластика, бумаги, стекла и металла и отправляли материалы на переработку.