Представитель США при ООН Линда Томас-Гринфилд 3 апреля посетила Молдову. В интервью главному редактору NM Галине Васильевой посол рассказала, каким рискам подвергаются женщины на войне, достаточно ли запретов для борьбы с пропагандой, и ждет ли нас установление нового миропорядка, как это произошло после Второй мировой войны.
«То, что сделала Молдова — невероятно»
Молдова не была готова к такому потоку беженцев. До сих пор официальный статус беженцев в РМ не давал больших преференций. Стоит ли Молдове что-то законодательно изменить в связи с нынешней ситуацией? И что в первую очередь должна сделать страна для того, чтобы помочь интегрироваться беженцам, которые захотят задержаться здесь подольше?
То, что Молдова сделала, — невероятно. Вы открыли свои границы, семьи открыли свои дома, чтобы принять беженцев, правительство поддержало это. Вы показали свое гостеприимство. И уже в дальнейшем будут налажены юридические и правовые процедуры между правительством и УВКБ при ООН. Но самое главное — вы сделали первый шаг, вы открыли свои сердца и дома для этих людей.
Мы все благодарны за это. Одна из целей моего визита – лично выразить благодарность Молдове и ее народу, поддержать движение вперед.
Беженцев принимает и не контролируемое Кишиневом Приднестровье. Что говорит о подобных юридических казусах международная практика?
Беженцы остаются беженцами, куда бы они ни уезжали. ООН обязуется обеспечивать защиту беженцев в любой стране, на любой территории. Если беженцы прибывают на ту территорию, они обязательно получат помощь и защиту Агентства ООН по делам беженцев
В последнее время поступают сообщения об изнасилованиях, совершенных российскими солдатами на территории Украины. Они подтверждены? Насколько масштабна во время этой войны проблема сексуального насилия?
Я слышала об этих сообщениях. Мне неизвестно, подтвердились ли эти случаи. Но это еще одно доказательство того, что женщины становятся жертвами войны. Конечно, мы будем этому всячески противодействовать. Мы объединим усилия международного сообщества для документирования таких случаев, чтобы привлечь к ответственности всех виновных.
Большинство беженцев — женщины. Часто они рискуют стать жертвами торговли людьми, включая сексуальную и трудовую эксплуатацию. В каких странах, принимающих беженцев, это наиболее острая проблема? Что делается для того, чтобы обезопасить женщин?
Я обсуждала этот вопрос с Международной организацией по миграции, с представителем Совета по правам человека, с премьер-министром. И конечно, все понимают, что существует такая возможность, и женщины могут стать жертвами трафика. И поэтому все начеку для того, чтобы пресекать такие попытки, помогать и защищать женщин и детей. Это приоритет и для США, и для РМ. И мы будем вместе пресекать любые попытки трафика женщин и детей.
«Сам по себе запрет — недостаточная мера»
Пропаганда и свобода слова во время войны. Как, борясь с пропагандой, найти баланс? В Молдове есть целые регионы, где население живет в параллельном информационном мире, в частности русскоязычные. Считаете ли вы действенными мерами запрет российских информационно-аналитических пропагандистских передач, которые можно найти в интернете, например?
Безусловно, с пропагандой следует бороться. Ответственные медиа, такие организации, как ваша, надеемся, будут предоставлять людям прозрачную, ясную информацию о том, что происходит, и бороться с дезинформацией и пропагандой, которую русские распространяют по всему миру.
Конечно, сам по себе запрет — недостаточная мера. Необходимо в то же время прессе предоставлять правдивую, основанную на фактах информацию. А люди, которые будут эту информацию получать из разных источников, уже для себя решат, во что им верить.
«Вторжение в Украину объединило мир против России»
Российское вторжение в Украину изменило и потрясло европейскую безопасность. Стоит ли ждать после этой войны переформатирования ООН, например Совета безопасности. Ждет ли нас установление новой структуры международных отношений и всего миропорядка, как это произошло после Второй мировой войны?
Российское вторжение в Украину объединило мир против Российской Федерации. Оно объединило Евросоюз, объединило НАТО. И нам удалось в Совете Безопасности ООН и Генеральной Ассамблее изолировать Россию. Сейчас они в изоляции, и они не способны изменить мировой порядок. Это их цель, и мы не позволим им изменить миропорядок. Они получили сильное послание от мира — они не смогут расшатать международные основы мира и безопасности. Мы едины с Украиной, мы вместе с Украиной и людьми, и мы продолжим поддерживать их попытки выдворить Россию со своей территории.
Смотрите также видео-версию интервью: