С кем жители Молдовы в один транспорт не сядут и в семью не примут
Во всем мире 1 марта отмечают день «Ноль дискриминации». В Молдове дискриминация разных групп населения остается ощутимой проблемой. NM наглядно рассказывает о том, кто остается на периферии молдавского общества и часто сталкивается с непониманием и непринятием со стороны какого-либо большинства и даже государства.
Что говорят данные Совета по равенству
По каким критериям дискриминируют в Молдове?
В чем проявляется дискриминация?
Всего за первые пять лет своей работы — 2012-2017 годы — Совет по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства рассмотрел 678 дел. Число жалоб в Совет постепенно растет, но во многом это связано с тем, что все больше людей узнают о своих правах.
Комитет ООН по правам человека в одном из своих докладов, однако, советовал молдавским властям и правозащитникам не быть оптимистами. Столь небольшое число жалоб, указывали в ООН, может объясняться лишь все еще недостаточным знанием своих прав и неосведомленностью людей о том, в какие органы можно обращаться, если эти права нарушили.
ЛГБТ
1%
жителей Молдовы готов принять ЛГБТ как членов своей семьи
92%
против узаконивания однополых браков
90%
уверены, что ЛГБТ-парам нельзя заводить детей
92%
не хотят, чтобы ЛГБТ учили их детей
76%
считают, что все ЛГБТ больны и их нужно наказать
16
случаев нападения на ЛГБТ произошло в Молдове в 2016 году
ЛГБТ-сообщество было и остается одним из самых дискриминируемых в Молдове меньшинств. Только в 2016 году произошло 16 нападений на членов ЛГБТ-сообщества, связанных именно с неприятием их сексуальной ориентации. Многие, однако, боятся заявлять в полицию о проявленной к ним агрессии и о поступающих угрозах. Эти случаи, таким образом, не попадают в статистику.
Кроме того, ЛГБТ часто становятся объектами оскорблений и на работе, и в публичном пространстве. Против них регулярно высказываются политики, лидеры мнений и представители церкви. Один из самых известных в Молдове противников ЛГБТ, не раз дискриминировавший их в публичном пространстве, — президент Игорь Додон. Его активно поддерживает в этом пропрезидентская Партия социалистов.
Многие члены ЛГБТ-сообщества, как выяснили исследователи, лишаются работы, если об их сексуальной ориентации узнают коллеги. Социологи указывают, что в большинстве случаев их не увольняют: с работы их «выдавливает» коллектив.
согласны, чтобы они работали в детских садах и школах
16%
готовы покупать у них продукты
38%
считают, что они не должны пользоваться общественным транспортом
55%
уверены, что дети с ВИЧ должны учиться отдельно от остальных
82%
уверены, что люди с ВИЧ статусом должны получать помощь от государства
Cоциальные и возрастные границы распространения ВИЧ стерлись — его теперь диагностируют не только у представителей «групп риска». Тем не менее, тот факт, что заразиться может каждый, не меняет отношение многих к людям с положительным ВИЧ-статусом. Они по-прежнему сталкиваются с дискриминацией на работе и на учебе: из-за недостатка информации многие считают их «заразными» и опасными для общества.
Не всегда уважается и право ВИЧ-позитивных людей не сообщать о своем статусе. Например, в одном случае Совет по равенству признал дискриминацию со стороны кишиневского суда сектора Центр: информацию о ВИЧ-статусе опубликовали на едином портале судов.
готовы принять экс-заключенных как членов своей семьи
61.5%
считают, что экс-заключенные должны вернуться в общество
50%
вышедших из тюрьмы снова нарушают закон и попадают в тюрьму
7 635
заключенных сегодня содержат в молдавских тюрьмах
6 735
на столько заключенных рассчитаны молдавские тюрьмы
Число тех, кто готов выдворить экс-заключенных из страны, значительно больше тех, кто готов их принять в своею семью. Тем не менее одним из основных источников дискриминации, заключенных в Молдове становится не общество, а пенитенциарная система. Молдавские тюрьмы переполнены и не отвечают минимальным санитарным стандартам. Больше всего дел в Европейском суде по правам человека Молдова проигрывает именно из-за бесчеловечных условий содержания в камерах.
Кроме того, в большинстве тюрем полностью отсутствуют программы ресоциализации заключенных: выходя на волю, они не могут найти работу, адаптироваться к новым условиям и в половине случаев снова совершают преступления и попадают в тюрьму.
считают, что к ним нужно относиться как ко всем людям
50%
считают, что их надо содержать в специальных учреждениях
15%
уверены, что дети с ограниченными возможностями должны учиться в отдельных школах
61.5%
людей с ограниченным возможностями не обращались за помощью по факту дискриминации
3 из 501
администратора общественного транспорта располагают машинами, адаптированными для людей с ограниченными возможностями
По данным Совета по равенству, одна из самых распространенных проблем у людей с ограниченными возможностями — доступность. В 83% жалоб в Совет на отсутствие доступа к правосудию заявителями выступали люди с инвалидностью. с 2012 по 2017 год 18% решений Совета касались доступа граждан с ограниченными возможностями в суды, больницы и другие госучреждения. В большинстве по-прежнему нет пандусов, лифтов и не оборудованы специальные санитарные блоки. Эта проблема касается, в том числе, детей, которые из-за физической недоступности не могут ходить в школу.
Людей с ограниченными возможностями также отказываются принимать на работу. Работодатели, как правило, не хотят создавать для них условия труда — оборудовать вход, туалет и обеспечивать сокращенный до 6 часов рабочий день, на что по закону имеют право люди с инвалидностью. Никакого государственного механизма, который мог бы стимулировать нанимателей принимать на работу таких сотрудников, пока нет.
считают, что ромы - граждане Молдовы и должны интегрироваться в общество с сохранением самобытности
54%
ромских детей ходят в начальную школу
16%
ромов получают высшее образование
Дискриминация ромов в Молдове отражается на статистических данных. По данным переписи населения 2014 года, в Молдове живут 9 323 рома, однако по оценкам спецкомиссии Совета Европы их как минимум 100 тыс. Большинство из них, однако, боятся или не хотят указывать в документах национальность, опасаясь дискриминации или агрессии представителей госорганов и даже соседей. Ромов до сих пор воспринимают как «воров, лгунов, ленивых», что только усиливает их сегрегацию в обществе. Часто из-за страха они не обращаются в полицию и другие госорганы, столкнувшись с несправедливостью.
Лишь 21% ромов трудоспособного возраста устроены на работу (по сравнению с 46% трудоспособного населения в целом). Большинство из них заняты в сезонных работах.
Особая проблема — образование ромов. Последние данные об этом есть за 2013 год. Тогда из исследования, проведенного ООН и Советом по обеспечению равенства, выяснилось, что только 21% ромских детей посещают детские сады (против 79% детей других этносов), 54% ходят в начальную школу (90%), и 16% — в лицейские классы (78%).
Сегодня в министерстве просвещения, культуры и исследований нет точной статистики о том, сколько ромских детей ходят или не ходят в школу. В ведомстве это объяснили тем, что, начиная с 2004 года, Нацбюро статистики исключило из всех отчетов данные об этнической принадлежности детей до 16 лет. Тем не менее в Плане действий для поддержки этнического населения ромов на 2016-2020 годы есть количественные показатели. На выполнение плана не выделяют средства из бюджета. Часть ромских детей не ходят в школу из-за отсутствия денег. Некоторые родители-ромы не отпускают детей в школу, опасаясь дискриминации и оскорблений со стороны их сверстников.
Исследование представлений и установок в отношении вопроса равенства в Республике Молдова, проведенное ООН УВКПЧ, Советом по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства (2015)
Доклад по Молдове Европейской комиссии по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией, входящей в состав Совета Европы (2013-2018)
Исследование американского центра Pew Research Center «Восточные и западные европейцы отличаются во взглядах на важность религии, в отношении к меньшинствам и ключевым социальным проблемам» (2015-2017)
Отчет Совета по предупреждению и ликвидации дискриминации и обеспечению равенства за 2017 год
Исследование Keystone Moldova и фонда Soros-Moldova «Социальная инклюзия людей с ограниченными возможностями» (2017)
Исследование Института публичных политик и фонда Soros-Moldova «Феномен дискриминации в Молдове: восприятие населения» (2015)