Отстраненный от руководства Антикоррупционной прокуратурой Виорел Морарь продолжает настаивать, что в деле совладельцев Vento действовал по закону. Ранее, напомним, ему предъявили обвинение в фабрикации этого дела. На пресс-конференции 25 января Морарь ответил на обвинения, с которыми выступил в его адрес один из совладельцев Vento — Игорь Борш. NM рассказывает, в чем Борш обвинил Мораря, и как прокурор отверг эти обвинения, как (не) объяснил свою связь с экс-лидером Демпартии Владимиром Плахотнюком и что думает о последних новостях из Генпрокуратуры.
Обвинение: дело Vento было рейдерской атакой
Морарь заявил, что дело Vento было открыто на законных основаниях, и что он не намеревался отбирать ничей бизнес. Он отметил, что Игорь Борш работал в компании Tirex, а Адриан Борш «управлял империей Vento». Морарь утверждает, что Игорь Борш заключал контракты с компаниями, которыми управляли люди, подчиняющимися братьям Борш. Прокурор убежден, что они наносили ущерб Tirex, но были выгодны для Vento. Из-за этого, по словам Мораря, их и заподозрили в отмывании денег, уклонении от уплаты налогов и мошенничестве. Морарь утверждает, что предыдущий директор Tirex сотрудничал со следствием, но дело не удалось довести до конца из-за того, что новый директор отказался это делать. Он также утверждает, что доходы компании братьев Борш росли, несмотря на заведенное уголовное дело. Прокурор добавил, что по делу, в котором его обвиняют, причиненный им ущерб оценили в 2,7 млн леев (моральный и материальный ущерб). По его словам, большая часть этой суммы — не убытки компании, а деньги, потраченные на оплату адвокатов.
Обвинение: год держал Игоря Борша под арестом и ни разу не допросил
Морарь убеждал, что Игорь Борш провел под арестом 12 месяцев «не по воле Виорела Мораря или прокуратуры, а потому, что это позволял закон». Также Морарь утверждает, что Игоря Борша решили задержать, в том числе из-за того, что его брат Адриан Борш во время обыска сбежал от правоохранителей. Кроме того, Морарь отметил, что тогдашний генпрокурор Эдуард Харунжен знал о том, что Борш находится под арестом более шести месяцев.
Морарь прокомментировал и то, что Игорь Борш пожаловался на то, что в тюрьме ему не разрешали встретиться с женой. Морарь отметил, что не помнит такого, но отказ мог быть обусловлен «определенными обстоятельствами». Кроме того, Морарь отметил, что трижды разрешал священнику навестить Борша в тюрьме.
Обвинение: сообщил Плахотнюку о связи Борша с Платоном
На пресс-конференции 21 января Игорь Борш отметил, что в мае 2019 года обсудил с экс-лидером Демпартии Владимиром Плахотнюком дело Vento. «Он [Плахотнюк] мне сказал: „Подумайте, кто хотел отобрать у вас этот бизнес?“. Я ответил, что не знаю, кому это нужно, но это точно знает тот человек, который сказал вам о нашей связи с господином Платоном. Он незамедлительно ответил, что это был Виорел Морарь. Я, если честно, не ожидал такого открытого ответа», — сказал Борш.
Отвечая 25 января на это обвинение, Морарь напомнил, что в мае 2019 года добровольно ушел в отставку с поста главы Антикоррупционной прокуратуры из-за того, что в СМИ появилось анонимное письмо, в котором говорилось о преступлениях, которые якобы он совершил. Морарь отметил, что после этого за ним незаконно следили сотрудники Наццентра борьбы с коррупцией.
«Я хочу, чтобы вы сами решили, был ли я человеком Плахотнюка. Но, когда в октябре 2019 года я сообщил об уголовном деле [против Плахотнюка] и объявлении его в розыск, в публичном пространстве не появились видеозаписи того, как Виорел Морарь получает кульки или другие компрометирующихе записи», —подчеркнул Морарь.
Обвинение: В деле Vento замешаны интересы семьи Морарь
Также Морарь рассказал, что по уголовному делу, которое завели против него, Игорь Борш сообщил, что в 2016-2017 году его тесть купил в Дондюшанах земельный участок, чтобы построить автозаправочную станцию.
«После получения документов, по словам Борша, его свекру позвонили правоохранители и попросили предоставить разрешение [на строительство] Наццентра общественного здоровья, которое ему не вернули. Вскоре его свекр узнал, что против главы Наццентра общественного здоровья завели уголовное дело», — сообщил Морарь. Он подчеркнул, что в уголовном деле отметили, что Игорь Борш «подозревает», что «правоохранители действовали в интересах Мораря».
Затем Морарь сообщил, что Экологическая инспекция была против постройки этой автозаправочной станции.
Ответ Мораря Генпрокуратуре
Мораря возмутило утреннее заявление Генпрокуратуры о том, что у судьи Марии Тертя, которая 20 января отклонила ходатайство прокуроров об аресте Мораря, был «конфликт интересов». В Генпрокуратуре объяснили это тем, что три года назад Антикоррупционная прокуратура, которую возглавлял Морарь, завела против нее дело за ложную информацию в декларации о доходах. Вскоре судью вывели из-под уголовного преследования.
В свою очередь Морарь напомнил, что в 2020 году ходатайства о его аресте рассматривали судьи Кристина Кептя и Чобану Сергей. Морарь подчеркнул, что тогда добивался отвода судей из-за того, что Антикоррупционная прокуратура проверяла обоих за указание ложных сведений в декларациях о доходах. Прокурор отметил, что тогда все ходатайства об отводе отклонили, решив что эти обстоятельства «не являются конфликтом интересов».
Кроме того, он утверждает, что у прокурора Ренаты Анич, которая ведет его дело, тоже был конфликт интересов. Он подчеркнул, что и Антикоррупционная прокуратура проверяла ее декларацию о доходах. Морарь показал решение генпрокурора Александра Стояногло, который отказал ему в отводе прокурора Анич.
(ОБНОВЛЕНО 18:35) Через несколько часов адвокат Игоря Борша Виткор Мунтяну прокомментировал пресс-конференцию Мораря. Он отметил, что выступление «обвиняемого Виорела Мораря» полностью подтвердило, что дело было сфабрикованным и те факты, которые он и его подзащитный ранее сообщили на пресс-конференции.
***
Напомним, 19 января прокуратура задержала Виорела Мораря и предъявила ему обвинение в фабрикации заказного уголовного дела против совладельцев сети автозаправочных станций Vento. Его обвинили в превышении полномочий, фальсификации документов, незаконном аресте и привлечении к уголовной ответственности невиновного человека.
Кроме него в деле фигурирует замглавы службы борьбы с наркотрафиком при Пограничной полиции Молдовы, который в 2015 году работал в пятом управлении Нацинспектората расследований. Ему тоже предъявили обвинения. Также в деле Vento фигурирует экс-прокурор Роман Статный, но обвинения ему еще не предъявили. 18 января его вызвали на допрос в прокуратуру, но он сообщил, что не может прийти, так как болен коронавирусом. 20 января суд Чекан отклонил ходатайство прокуроров и освободил Мораря в зале суда.
21 января Игорь Борш рассказал, на пресс-конференции, что у него пытались отобрать бизнес.
Подробнее о деле Vento читайте в материале NM «Дело Vento. Как расправлялись с бизнесом при Плахотнюке, и при чем тут Виорел Морарь».